Файл: Проведение маркетингового исследования реально существующей организации (Конкуренция и конкурентоспособность, как базовые понятия).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Конкуренция и конкурентоспособность, как базовые понятия
2. Организационно-экономический анализ деятельности ОАО «Вимм Билль Данн»
2.1.Характеристика организации: общие положения, состав и производственная структура организации
3. Маркетинговая деятельность в организации
3.1. Характеристики внешней среды и маркетинговой деятельности организации
3.2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности товара «ОАО Вимм Билль Данн»
Введение
Актуальность исследования определена тем, что современные условия ведения бизнеса, связанные с высокой динамичностью внешней среды предприятия, усложнением информационных технологий, глобализацией бизнеса, актуализируют вопросы управления конкурентоспособностью фирмы. Правильно построенная политика маркетинга в области конкурентоспособности помогает предпринимателям осознанно выбирать стратегию обеспечения конкурентоспособности фирмы.
При сложившейся социально-экономической конъюнктуре факторы неценовой конкуренции становятся все более значимыми на рынках ресурсов и на рынках потребления. Современное предприятие вынуждено продавать не только товар, свою услугу, но и себя - свой имидж. То есть, конкуренция в сфере услуг идет в двух сферах: качество (которое весьма условно и персонализировано) и внешнее оформление, реклама, сопровождение продаж. Понятие конкурентоспособности фирмы включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на отраслевом рынке (национальном или мировом). Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров фирмы.
Конкуренция как неотъемлемая часть рыночной экономики существует во всех сферах предпринимательской, коммерческой и иных видах деятельности. Проблема повышения уровня управления конкурентоспособностью товаров отражает практически все стороны жизни общества и неизменно находится в центре внимания руководства и деловых кругов всех стран мира.
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность фирмы - производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
Целью работы является проведение маркетингового исследования конкурентоспособности товара предприятия
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- изучить теоретические основы управления конкурентоспособностью товарной продукции;
- охарактеризовать понятия конкуренция и конкурентоспособность;
- провести организационно-экономический анализ деятельности компании;
- выполнить маркетинговое исследование конкурентоспособности товара организации.
Объектом исследования курсовой работы является компания ОАО Вимм Билль Данн.
Предмет исследования конкурентоспособность товара в компании ОАО Вимм Билль Данн.
Теоретической основой курсовой работы послужили научные и методические труды таких авторов как: А.В.Столяров, Н.М. Никулин, Л.Н. Омельченко , Р. Персон и др., а так же источники периодической печати и интернет-ресурсы.
В работе использовались следующие методы: метод системного анализа и комплексного подхода, метод наблюдения, логический анализ, метод сравнений.
Структурно исследование представлено введением, двумя главами, содержащими подпункты, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия, как составляющей маркетингового плана развития организации
1.1.Конкуренция и конкурентоспособность, как базовые понятия
При сложившейся социально-экономической конъюнктуре факторы неценовой конкуренции становятся все более значимыми на рынках ресурсов и на рынках потребления. Современное предприятие вынуждено продавать не только товар, свою услугу, но и себя - свой имидж. То есть, конкуренция в сфере услуг идет в двух сферах: качество (которое весьма условно и персонализировано) и внешнее оформление, реклама, сопровождение продаж и т.д. [11, с. 13]. Различают следующие формы конкуренции:
- функциональная - среди продукции, удовлетворяющей определенную потребность разнообразными способами;
- видовая - среди продукции одной группы, различающихся между собой по каким-то важным параметрам;
- предметная (межфирменная) - среди идентичных, но отличающихся качеством изготовления одного вида продукции различными предприятиями [2, с. 62].
При этом под конкурентоспособностью, согласно определению Лифица И.М., понимается «конкуренция не того, что произведено фирмами на своих заводах и предприятиях, а того, чем они ещё снабдили свою продукцию в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов, финансирования, особенностей поставки, услуг по складированию, и прочих ценимых людьми вещей» [9, с. 43].
Переход России от планово-директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в нашей стране не имело необходимости. Термин «конкуренция» не применялась в советской экономике. Так в словаре политической экономии конкуренция определялась как «антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров» [1, с.1280].
Понятие конкуренции совмещалось с анархией, хищническими методами и тяжелыми социальными последствиями. Элементы конкуренции и конкурентной борьбы были знакомы только руководителям предприятий, чья продукция шла на внешний рынок. Отсутствие частной собственности на средства производства и установление планов для всех предприятий являлось причиной отсутствия конкуренции.
Так, что же такое конкуренция и конкурентоспособность? Существует большое количество определений данных терминов.
Один из основоположников изучения маркетинга П.С. Завьялов дал следующее определение конкуренции – это соперничество между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли [7, с. 209].
Гайдаенко Т.А. дает такое определение конкурентоспособности предприятия – это комплексное понятие, дающее относительную характеристику отличий процесса развития данного предприятия от предприятий-конкурентов как по степени удовлетворения своими товарами(услугами) конкретной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [3, с. 167]. Российский специалист в области конкурентоспособности Лифиц И.М. определяет конкурентоспособность продукции как способность её отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами [9, с. 13-14].
Наиболее полным определением конкурентоспособности организации является определение, данное в словаре по маркетингу группой авторов Азоевым Г.Л., Завьяловым П.С., Лозовским Л.Ш., Поршневым А.Г., Райзберг Б.А. Конкурентоспособность организации – это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации [7, с. 88-89].
Данное определение учитывает два ключевых положения конкурентоспособности организации:
- во-первых, товары, услуги организации должны быть конкурентоспособными;
- во-вторых, она должна превосходить конкурентов по потенциалу производить в будущем конкурентоспособные товары. Причем превосходство должно достигаться без ущерба финансовому состоянию предприятия [10, с. 109].
Оценка конкурентоспособности организации может осуществляться только среди предприятий, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги. Конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько фирма может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке.
Отсюда можно сделать вывод, что, фирма, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества. Конкурентное преимущество – преимущество благодаря разработке предложений, удовлетворяющих нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов.
Понятие конкурентоспособности товара и методы ее оценки
Конкурентные преимущества делятся на внешние и внутренние. Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов, одним из которых и выступает конкурентноспособность товара.
В современной литературе существует множество понятий и определений конкурентоспособности продукции.
Майкл Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса и автор нескольких книг, посвященных вопросам конкуренции, дал следующее определение конкурентоспособности продукции: свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений [14, с. 480].
Савельева Н.А. определила конкурентоспособность продукции как совокупность потребительских и экономических характеристик товара, обеспечивающих прибыльность производства и удовлетворение конкретной потребности покупателя в конкурентных условиях [15, с. 6].
Фатхудинов Р.А. в своем учебнике «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» определил конкурентоспособность продукции как свойство объекта (товара), характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами (товарами), представленными на данном рынке [18, с. 106].
Конкурентоспособность является сложным свойством товаров, характеризуемым интегральным относительным показателем. Определить этот показатель для каждого товара можно лишь в сравнении с другим товаром-конкурентом, показатели которого являются базовыми, принятыми за основу для сопоставления двух или нескольких товаров-конкурентов.
Несмотря на то, что существует большое количество методик исследования конкурентоспособности товара, процесс их модификации и создания новых вариантов продолжается.
Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки.
Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении.
Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле [16, с. 98]:
, (1)
где qi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i = 1, 2, 3, ..., n);
Pi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Piо - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n - количество параметров.
Так как параметры могут оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения - 1 или 0. При этом если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0.
При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами [17, с. 313-314].
Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100% и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин - 100% или фактически значение этого показателя .