Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Психофизиология эмоций).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Психофизиология эмоций.
2.2 Развитие эмоций в онтогенезе
Глава 3 Невербальные проявления эмоциональных состояний
3.1 Невербальные проявления эмоциональных состояний в детском возрасте
3.2 Гендерные аспекты выражения эмоций у детей
3.3 Невербальные проявления эмоциональных состояний у взрослых
Считается, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Р.Бердвистел провел исследования доли вербальных и невербальных средств в коммуникации между людьми. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и А.Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.[4]
Невербальная коммуникация включает следующие основные системы[5]
- оптико-кинетическая: жесты, мимику, позы и пантомимику;
- пара- и экстралингвистическая - Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качества голоса, его диапазон, тональность,
- организация пространства и времени,
- визуальный контакт.
Особенностью невербального проявления эмоций является то, что оно обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу передачи информации. Знание невербальных средств позволяет не только лучше понимать человека, но и предвидеть некоторые его реакции.
Выделяет ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:[6]
- Национальная принадлежность (одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);
- Состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты и пр.);
- Профессия человека;
- Уровень культуры, который влияет на состав жестов, представление об этикете, правильном воспитании;
- Статус человека (чем выше стоит на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утончёнными);
- Принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);
- Актёрские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);
- Возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений).
3.1 Невербальные проявления эмоциональных состояний в детском возрасте
Обычно дети к двухлетнему возрасту знают около 200 слов, но регулярно они используют только порядка 50. Это означает, что свои потребности они выражают преимущественно с помощью невербальных сигналов. Маленькие дети не всегда знают, как их выразить. Считывая эмоциональные проявления взрослых, дети им подражают, зеркально выражая свои эмоции позой, жестами, мимикой, выражением лица.
С точки зрения исследователей эмоций, у младенцев можно наблюдать базовые, универсальные выражения лица - интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, страх. Эти ранние выражения лица, имеют рефлекторную природу. Некоторые ученые считают, что младенец рождается с лицевой нейромускулярной зрелостью и, что движения лицевых мускулов частично объединены в узнаваемые конфигурации, которые позже в жизни станут значимыми социальными сигналами.
В возрасте между шестью неделями и тремя месяцами улыбка ребенка становится экзогенной, вызванной внешними событиями. Однако среди всех внешних стимулов человеческое лицо, взгляд, высокий голос и щекотка вызывают улыбку с наибольшей вероятностью. В первые полтора месяца наиболее эффективен голос матери, а после 6 недель лицо более эффективно, чем голос. Таким образом, став экзогенной, улыбка становится преимущественно социальной. Морфология улыбки все еще не меняется, она выглядит все также, хотя меняется вызывающая ее причина.
Около четырех месяцев улыбка может появляться одновременно с другими выражениями лица. Возникают более сложные, часто двойственные выражения, например, улыбка с нахмуренными бровями. В возрасте 4-5 месяцев младенец начинает смеяться, особенно в ответ на социальное взаимодействие, неожиданное изменение зрительной стимуляции и щекотку. В 7-9 месяцев он начинает смеяться скорее в предвосхищении появления лица матери при игре в «ку-ку», чем в ответ на завершение всей игровой последовательности. После года дети улыбаются и смеются над событиями, причиной которых были они сами.
Считается, что изменения улыбки в младенческом возрасте происходят благодаря развертыванию врожденных тенденций. Основанием для такой точки зрения могут быть данные о значительном сходстве направления и времени изменения улыбки у младенцев, выросших в самых различных социальных условиях и условиях окружающей среды, и результаты наблюдения за слепыми детьми, у которых не было возможности видеть или имитировать улыбки, или получать зрительное подкрепление и обратную связь на свои улыбки. Если до 4-6 месяцев улыбки слепых младенцев были сравнимы с улыбками зрячих и проходили те же стадии и временные периоды развития, то после этого возраста у слепых стали наблюдаться угнетение и приглушенность выражения лица, улыбки были менее выразительными.
В отличие от улыбки смех впервые появляется в ответ на внешний стимул примерно между четвертым и восьмым месяцами. Вначале, от четырех до шести месяцев, он наиболее легко вызывается тактильной стимуляцией, такой как щекотка. В возрасте от семи до девяти месяцев более эффективными становятся звуковые события, а от десяти до двенадцати месяцев смех с наибольшей готовностью вызывается зрительными сигналами. Как и у улыбки, его форма мало меняется от времени появления в течение жизни. Он есть и у слепых, и у выросших вместе с животными детей. Смех также становится видом инструментального поведения.
Различные степени выражения недовольства, вплоть до плача, наблюдаются, как и улыбка, от рождения, проходят подобный курс развития и морфологически мало меняются в течение всей жизни. Они становятся экзогенными видами поведения, вызванными внешними причинами, раньше, чем улыбка, и считается, что инструментальное использование плача можно видеть уже в три недели от рождения. К третьему месяцу жизни каждое из этих выражений и вся последовательность, к которой они относятся, готовы и выступают как социальное и инструментальное поведение, чтобы помочь младенцу проводить и регулировать свою часть взаимодействия с матерью.
Период дошкольного детства характеризуется пониманием детьми важных социальных аспектов эмоций: лицевой экспрессии, ситуационных причин возникновения эмоций и тех событий или объектов, которые служат напоминаниями, активирующими эмоцию.
В возрасте 3–4 лет дети способны дифференцировать по схематическим изображениям лицевой экспрессии эмоции радости, гнева, печали, страха (в порядке убывания). Они лучше отличают эмоцию радости от эмоций отрицательной модальности, представления о которых имеют нечеткие границы, поэтому для их опознания требуется ситуативный контекст. Дети с 4 лет понимают, что причина эмоции зависит от ее модальности и что напоминание о прошлом событии может повлиять на актуальное эмоциональное состояние человека, и используют персонализированную информацию при распознавании эмоций других людей. Также они имеют элементарные представления о функциональной связи между отрицательными эмоциями и стратегиями их регуляции.
К 4–5 годам повышается степень точности распознавания эмоций по лицевой экспрессии: дошкольники успешно ориентируются в мимических признаках эмоций радости и печали, при условии содержательной помощи распознают эмоции гнева и страха, а также выделяют причины возникновения различных эмоций, опираясь на собственный жизненный опыт. Более высокая точность опознания эмоций по схематическим изображениям лицевой экспрессии объясняется большей степенью обобщенности признаков отображаемых эмоций. Несмотря на понимание возможности регуляции эмоций, дети этого возраста рассматривают эмоции вне когнитивного контроля.
К 6–7 годам восприятие лицевой экспрессии эмоций становится более дифференцированным, что указывает на определенную степень сфор-мированности эталонов экспрессии и положительно сказывается на точности опознания и интерпретации детьми эмоций, за исключением эмоций удивления и страха. Большинство детей этого возраста способны понять роль напоминаний об эмоциях в возникновении актуального эмоционального состояния человека и раскрыть причины возникновения эмоций различной модальности. Развитию у дошкольников распознавания лицевой экспрессии эмоций, поведенческих антецедентов и последствий эмоций способствуют ментальные репрезентации.
К 5-7 годам дети становятся способны осознать связь эмоций с желаниями, убеждениями и различия между видимыми и реальными переживаниями субъекта.
Понимание менталистской природы эмоций становится основой развития у детей рефлексивной оценки как способа понимания эмоций.
К 7 годам дошкольники начинают осмысливать эмоциогенные ситуации с разных позиций, понимать возможность использования различных стратегий регуляции эмоций, в том числе стратегий метакогнитивного регулирования. Они проявляют чувствительность к противоречиям в случае несоответствия внешнего выражения эмоции и эмоциогенной ситуации, учитывают персонализированную информацию при прогнозировании эмоционального состояния человека, однако полное понимание одновременности переживания эмоций противоположной валентности становится возможным только за пределами дошкольного детства, так как данная область эмоционального интеллекта отличается сложностью. Развитие понимания моральных эмоций также происходит довольно медленно в силу того, что оценка взаимосвязи между размышлениями людей о социальной приемлемости собственных действий и возникающими у них в результате моральными эмоциями требует скоординированного понимания психических и эмоциональных состояний.
К концу дошкольного детства эмоциональное состояние человека становится значимым объектом познания и побуждает к поиску причин его возникновения.
Усложняется способность детей к анализу собственных эмоциональных переживаний, содержание и модальность которых зависят от характера взаимоотношений дошкольников с окружающими и степени успешности их самостоятельной деятельности. Происходит переход к структурированному обозначению эмоций через обобщенные понятия, увеличивается объем словаря эмоциональной лексики детей, при этом значения словесных обозначений эмоций интерпретируются дошкольниками посредством описания эмоциогенных ситуаций, субъективного состояния и обобщения содержания переживаний. Повышается уровень понимания детьми эмоций окружающих, что находит отражение в умении реагировать на эмоциональные состояния взрослых и сверстников, проявлять эмпатию.
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные невербальные сигналы маленьких детей и их значение.
1. Ребенок стоит, скрестив руки, - это может означать: «Я чувствую тревогу».
Такой сигнал, как скрещенные руки, может иметь более 60-ти интерпретаций. Но у маленьких детей это чаще всего означает, что ребенок чувствует себя неловко. Он скрещивает перед собой руки, как бы создавая защитный барьер.
2. Вместо того чтобы поздороваться со взрослым человеком, ребенок прячется, натягивает одежду себе на голову - это может означать: «Я не хочу, чтобы он меня видел».
Реакция ребенка связана скорее с ним самим, а не со взрослым. Если ребенок при этом улыбается, он может просто играть, но если он выглядит несчастным, то может прятаться из-за того, что испытывает тревогу.
3. Ребенок не смотрит ему в глаза взрослому - это может означать: «Я испытываю отрицательные эмоции по поводу того, что я сделал». Отсутствие зрительного контакта является как признаком того, что ребенок что-то скрывает или того, что ребенок застенчив, также он может чувствовать стыд и вину.
4. Годовалый ребенок, который обычно не отходит от значимого взрослого, убегает или отталкивает его - это может означать: «Я могу сделать это сам».То, что на первый взгляд может показаться грубостью, на самом деле может быть не таким уж плохим. Ребенок начинает доверять себе и окружающему миру.
3.2 Гендерные аспекты выражения эмоций у детей
Один из дискуссионных вопросов психологии эмоций является проблема изучения гендерных различий в понимании детьми эмоций по лицевой экспрессии и ситуациям их возникновения. Ряд отечественных и зарубежных исследователей пришли к выводу о превосходстве девочек 3–7 лет в понимании эмоциональных состояний.[7] Данные о гендерных различиях в понимании эмоций дошкольниками 3–4 лет также есть в исследовании Сандры Босацки и Крис Мур (S. L. Bosacki, C. Moore 2004), где в ходе интервью с использованием кукольного персонажа детям зачитывали 2 истории о простых эмоциях (радость, печаль), 2 истории о комплексных эмоциях (гордость, смущение) и предъявляли соответствующие сюжетные картинки. Исследователи установили, что девочки 3–4 лет успешнее мальчиков дают наименования простым и сложным эмоциям, лучше понимают социальные эмоции, особенно гордость.
Изучение особенностей понимания эмоций детьми обусловлена ключевой ролью этого компонента эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта в личном и социальном успехе детей. Развитие у ребенка способности ориентироваться в признаках различных эмоций, оценивать эмоциональные сообщения других людей, понимать эмоциональную информацию и использовать ее в ходе социального взаимодействия является фактором формирования его отношений с другими людьми. В свою очередь приобретаемый социальный опыт определяет значительную часть индивидуальных вариаций в понимании детьми эмоций.