Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Психофизиология эмоций).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Психофизиология эмоций.
2.2 Развитие эмоций в онтогенезе
Глава 3 Невербальные проявления эмоциональных состояний
3.1 Невербальные проявления эмоциональных состояний в детском возрасте
3.2 Гендерные аспекты выражения эмоций у детей
3.3 Невербальные проявления эмоциональных состояний у взрослых
Указанные достижения дошкольников в понимании эмоций составляют их эмоциональную осведомленность и являются условием успешной адаптации к школе.
3.3 Невербальные проявления эмоциональных состояний у взрослых
Психомоторные средства экспрессии.
Под психомоторными средствами экспрессии понимаются выразительные движения: жестикуляции, целостные двигательные акты, которые называются эмоциональными действиями, такие как подпрыгивания при радости, поглаживания и целования, закрывания лица, плач и тому подобные. Очевидно, что эти психомоторные средства используются для разрядки возникающего эмоционального напряжения, на что указывал еще Ч. Дарвин. Они используются также для того, чтобы показать свое отношение, чувство к тому или иному существу, выразить свою эмоциональную оценку происходящего.
В настоящее время осуществляются попытки создания метода чтения "языка тела", основанного на распознавании эмоций по выразительным движениям, которые наиболее типичны для данной эмоции. Однако, для адекватного восприятия эмоционального состояния необходимо учитывать весь комплекс экспрессии.
Чтение экспрессивных движений - процесс, требующий значительной тренировки и опыта. Он осложняется тем, что внешние признаки содержат не полную информацию о человеке и тем, что одни и те же внешние проявления могут быть вызваны разными внутренними переживаниями.
П. Экман выделяет следующие виды жестов:[8]
- адаптеры;
- регуляторы;
- иллюстраторы;
- эмблемы.
К адаптерам относится, например, почесывание носа, которое при напряженном обдумывании может быть пережитком ковыряния. Регуляторы - это жесты, связанные с положением головы, позы, расположением рук и тела, поддерживающие человека в ходе коммуникации. Иллюстраторы непосредственно связаны с речью и представляют эмоциональные "добавки" для вербальной коммуникации. Эмблемы имеют когнитивное значение и предназначены для передачи сообщения.
П. Экман и У. Фризен разработали концепцию "невербальной утечки информации". [9] Они проранжировали части тела в отношении их способности передачи информации об эмоциях человека. Эту способность они определили на основании трех параметров:
- среднее время передачи;
- количество невербальных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела;
- степень доступности для наблюдений за данной частью тела, "представленность другому".
Учитывая эти критерии самым информативным является лицо человека, так как лицевые мышцы быстро изменяются в соответствии с переживаниями человека, так как они могут создавать значительное число выразительных паттернов и так как лицо является видимой частью тела. Последнее же место занимают движения ног и ступней. Однако, зная способность лица выдавать переживаемые эмоции, люди чаще всего обращают внимание на его произвольное контролирование своей мимики и не обращают внимания на движения своих ног, что позволяет лучше понять эмоциональное состояние по ним, а не по лицу.
Мимика.
Особенности мимики при переживании эмоций получили название лицевой экспрессии. В работах П. Экмана была разработана особая техника идентификации эмоций по выражению лица. Существует атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для 6 базисных эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Кроме этого, была детально изучена анатомия лицевых мышц, было выделено 24 варианта реакций отдельных мышц и 20 вариантов, отражающих работу групп мышц. По активности большой скуловой мышцы можно предсказывать появление положительного эмоционального переживания. Отрицательные эмоции сочетаются с подавлением активности большой скуловой мышцы и возрастанием активности мышцы нахмуривания.
Характеристики взгляда:
- Широко открытые глаза означают живость и готовность воспринимать информацию извне, а вот через чур открытые указывают на усиление привязанности к миру.
- Прищуренный либо напряжённо суженый – концентрированность, хитрость, наблюдение за кем-либо и знаки усиленного внимания.
- Прямой означает интерес и готовность общаться.
- Если на вас смотрят лишь уголками глаз, то знайте, что вам не доверяют и скептически относятся к тому, что говорите.
- Сверху вниз – чрезмерная уверенность в себе, вплоть до высокомерия.
- Уклонение от вашего взгляда – скромность, либо проживание чувства.
Характеристики улыбки:
- Оттянутые вниз уголки рта говорят о пессимистичности человека.
- Поднятые вверх уголки рта символизируют жизнерадостную и оптимистичную личность.
- Пухлый и мягкий рот – признаки чувствительности и повышенной жизненной энергии.
- Острые тонкие губы – указывают на интеллектуальность и силу воли.
Проявление чувств.
- Гнев, злость – широко открываются глаза, зубы сжимаются, а взгляд становится прищуренным.
- Удивление – опять-таки, широко открываются глаза, только в случае удивления ещё и поднимаются брови, а рот приоткрывается.
- Страх – испуганный человек сводит брови, у него слегка растягиваются губы, уголки которых опускаются вниз.
- Счастье, радость - приподнятые уголки губ, а взгляд спокойный и открытый.
- Печаль – взгляд будто потухший, совсем без интереса к окружающим, брови сведены, а уголки губ опущены вниз.
- Восхищение – долгий зрительный контакт, со спокойным взглядом.
- Возмущение – длительный контакт глазами, без пауз, пристальный и слегка тревожный.
- Интерес к другому – внимательный взгляд с паузами, примерно каждые 10 секунд.
- Неприязнь проявляется, когда собеседник смотрит в сторону, не желая встречаться глазами.
Жесты и позы.
Если наблюдать за тем, какое положение рук, тела, какие жесты он использует при взаимодействии с вами – то можно распознавать истинные намерения и замечать, врёт или действительно говорит искренне.
Характеристика:
- Скрещение рук на груди означает состояние ожидания чего-то либо используется как защитная реакция. Если спрятаны за спиной – сейчас не собирается действовать, что-то предпринимать, открытые ладони являются знаком того, что человек искренен в данный момент, а вот если прячет их в карман – символизирует желание скрыть что-то, ощущение неуверенности и статичность.
- Если заметили, что собеседник сжимает руку в кулак, не пугайтесь, это не всегда является символом агрессии, а лишь желанием овладеть ощущением внутренней тревоги и сконцентрироваться. А вот если кончик указательного и большого пальца соприкасаются, при этом мизинец оттопырен – символ очень сильной концентрации на каких-либо деталях.
- Если хоть одна рука упирается в бедро, это обозначает, что человек пытается продемонстрировать своё превосходство из-за ощущения неуверенности и смущения, то есть, выпадая совсем в другую полярность.
- Когда руки опираются на стул, стол и прочее, пытаясь таким образом поддержать корпус, это означает, что ему важно прочувствовать, что есть ощущение безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу.
Виды жестов.
- Открытость – пожимание плечами, демонстрирование открытых ладоней и вообще рук, расстёгивание рубашки и прочего. Человек, готовый к искреннему разговору, подсаживается на самый край стула, чтобы быть ближе к собеседнику. Когда оба настроены на дружеский лад – они будут повторять друг за другом движения и позы.
- Оборона – скрещённые руки на груди либо сжатые в кулак, коммуникация в таком случае вряд ли приведёт к компромиссу.
- Оценка, размышление – рука, подпирающая щёку, обозначает, что собеседник в глубоком раздумье, а вот если подбородок подпирает ладонь, с вытянутым вдоль овала лица указательным пальцем – вас критически оценивают, не доверяя, будучи в позиции, «мы ещё посмотрим». Если наклонённая голова – вас слушают максимально включаясь в процесс. Размышление и момент выбора, принятия решения – когда вы замечаете, что другой чешет подбородок, туда-сюда расхаживает, пощипывает переносицу и если есть очки, то совершает с ними какие-либо манипуляции.
- Скука и отсутствие интереса – пустой взгляд, машинальное рисование чего-либо, постукивание ногой или рукой.
- Флирт – женщины обычно прихорашиваются, поправляя волосы, медленно скрещивают ноги, поглаживают бедра или икры. Поведение мужчин немного отличается, они поправляют галстук, пиджак, поднимают и опускают подбородок, выпрямляются…
- Скрытость, подозрение – рука обычно прикрывает рот, ноги и тело развёрнуты к выходу, потирание глаз, уха, носа, а также отведение глаз в сторону.
- Доверчивость – пальцы соединены в виде купола
- Самоконтроль – руки отведены за поясницу и спрятаны, или, если человек сидит, но при этом скрестил ноги и схватился руками за подлокотники. Если заметите, что подёргиваете своё ухо – это обозначает, что у вас огромное желание прекратить разговор, но вы себя контролируете и не позволяете этого сделать.
- Злость и фрустрация – частое дыхание, напряжённые и тесно сплетённые руки, иногда сцепленные, сжимающие одна другую.
Характеристика походки:
- Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремлённого, напористого и активного человека.
- Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.
- Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости.
- Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.
- Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении.
Характеристика позы во время сна:
- На боку калачиком, прижимая что-то к животу – такой человек хочет помощи, ему необходима поддержка и защита. Их язык тела говорит о неготовности брать на себя ответственность за свою жизнь, они чувствительны и импульсивны, в основном руководствуются желанием, а не здравым смыслом.
- На боку калачиком, разбросав руки и ноги – присутствует уравновешенность и умение адаптироваться к изменениям.
- На животе, раскинув руки – предсказуемы, расчётливы и любят, когда власть в их руках.
- На спине, подложив руки под голову – спят общительные и самоуверенные люди, они оптимистичны и лояльны.
- На боку, согнув колени – обычно отдыхают уравновешенные люди, способные на компромисс и не терпящие конфликтных ситуаций. Недостаточно смелые и любят быть незаметными.
- Спустив ногу с кровати – живут в очень быстром темпе, не умеют приостанавливаться, чтобы заметить окружающую действительность.
- Завернувшись полностью в одеяло – застенчив и труслив.
- Положенные одна на другую ноги говорят о том, что человек не может осознать что-то в себе либо понять события, которые происходят с ним.
- На животе, подложив под него руки – пунктуален, расчётлив, не любит неожиданностей, стремясь заранее прогнозировать события и их результат.
Распознавание лжи.
Распознать ложь можно по скорости и одновременности расширения глаз и поднятия уголков рта. К примеру, если вы заметили, что у собеседника медленно раскрываются глаза, при этом он редко моргает и улыбается – означает, что присутствует ложь по отношению к вам.
Также существуют признаки:
- Колебания в разговоре либо длительные паузы.
- Мимика лица как будто застыла примерно на 10 секунд – явный признак фальши и наигранной демонстрации чувств.
- Пауза между сказанными словами и проявлениями в эмоциональном плане.
- Избегание длительного зрительного контакта, взгляд в основном беспокойный.
- Мало жестов либо жестикуляция только правой рукой, а порой наоборот, чрезмерные движения и неуместные чувства.
- Дыхание тяжёлое, мимика слабая, моргание учащённое.
Звуковые и речевые средства экспрессии.
К характеристикам, по которым судят об изменении речи, относятся:
- интонационное оформление,
- четкость дикции,
- логическое ударение,
- чистота звучания голоса,
- лексическое богатство,
- свободное и точное выражение мыслей и эмоций.
Установлено, что различные эмоциональные состояния отражаются в интонации, интенсивности и частоте основного тона голоса, темпе артикулирования и паузации, лингвистических особенностях построения фраз: их структуре, выборе лексики, наличии или отсутствии переформулировок, ошибках, самокоррекции, семантически нерелевантных повторениях.
По данным В.X. Манерова, наиболее информативными являются параметры, связанные с частотой основного тона.
Н.П. Фетискин выявил признаки неэкспрессивной, монотонной речи. К ним он отнес безразличное изложение материала, автономность его изложения, редкое использование вопросительной интонации, лирических ударений, ускорения и замедления речи, отсутствие стремления вызвать у учащихся эмоциональный отклик, меньшая громкость речи, теноровый тембр голоса и более высокая частота основного тона.
Характеристики голоса:
- Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный - уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости.
- Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.
- Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.
- Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение.
Характеристики смеха:
- Ха-ха-ха – беззаботный, открытый и жизнерадостный.
- Хе-хе-хе – своенравный, упёртый.
- Хи-хи-хи – саркастичный, злорадный.
- Хо-хо-хо – хвастливый, бунтарский.
- Ху-ху-ху – трусливость, порой неосознанный страх.