Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Психофизиология эмоций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.4 Гендерные аспекты проявления эмоций у взрослых

У мужчин область эмоций обычно располагается в правом полушарии, что означает возможность ее функционирования в отрыве от других функций мозга.

У женщин эмоции связаны с обширной областью обоих полушарий, и их функционирование может происходить одновременно с действием других функций.

Представители мужского пола в большей мере склонны подавлять свои чувства, нежели женщины. Различия в сфере агрессии заключаются прежде всего в способе её выражения: у мужчин преобладает прямая агрессия, у женщин – вербальная и косвенная. Согласно другим исследованиям (Г.Орме, 2003), несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню EQ (коэффициента эмоциональности), женщины обнаруживают более высокий уровень по межличностным показателям эмоционального интеллекта (эмоциональности, межличностным отношениям, социальной ответственности). У мужчин преобладают внутриличностные показатели (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способности к управлению стрессом (стрессоустойчивость, контроль импульсивности) и адаптируемость (определение правдоподобности, решение проблем). Иными словами, женщины более осведомлены об эмоциях, демонстрируют большую эмоциональность, у них складываются более благоприятные межличностные отношения, и они действуют с большей социальной ответственностью, чем мужчины. В наше время женщины все чаще занимают позицию мужчин, но при этом остаются все также эмпатийны и эмоциональны. Мужчины, в свою очередь, проявляют большее самоуважение, более независимы, лучше справляются со стрессом, лучше решают проблемы, более оптимистично настроены, чем женщины.

Заключение

Невербальное проявление эмоций является неотъемлемым компонентом эмоций в целом и является перспективным направлением в развитии теории эмоций. Мне близка позиция, что эмоции не лежат на поверхности, их необходимо вызвать из глубины подсознания.

Научной психологией на сегодняшний день является такая, в которой приведена приличная выборка, результаты сравниваются с контрольной группой и обсчитываются статистическими критериями. Психология в этом смысле идет на поводу у естественных наук, прежде всего биологии. Для биологии принципиально не важен отдельный экземпляр: она изучает виды. Вслед за ней и психология естественным образом ставит себе целью изучать вид «человек». Научная психология занята вопросами такого характера, например: а) как замерить шкалу склонности личности к чувству вины б) как замерить шкалу склонности личности к чувству стыда в) сделать опросники, опросить выборку и замерить корреляцию статистической методикой. Корреляция может быть и отрицательной, и положительной. Но вряд ли мы найдем ответ на вопрос: почему это так? Для ответа на этот вопрос нужно понимать смысл, а смысл, невыразим в числах.


Все больше психология превращается в «Базу данных обо всем касательно психики человека» и об эмоциях в частности. Учеными определено и описано более 500 эмоциональных состояний. «Чему у тебя равно n?» «Что у тебя с критерием Стьюдента?» - вот вопросы научных руководителей. И это можно понять, поскольку руководимый должен защититься перед комиссией, которая будет задавать именно такие вопросы. Например, если изучается история пациента с травматическим послевоенным неврозом, ему выдадут тест-опросник, первым вопросом в котором будет: «Мне часто снятся кошмарные сны о прошлом; и ответы: – да/довольно часто/бывает/довольно редко/никогда». Почему снятся именно ему, а другим нет? Почему снятся именно такие, а не другие? Почему не каждую ночь, а именно в определенные ночи? - все эти вопросы остаются за рамками работы с человеком. Более того, чтобы работа была признана, надо опросить не меньше 20 человек. При этом страдает феноменологическое понимание. Ведь это вопрос к психологии: изучить, как устроена психика, понять, как мы думаем. Почему мы вообще думаем именно те мысли, которые думаем? Эмоции относятся к телу или к душе? Каким образом они взаимосвязаны? – вот глобальные вопросы, которые только предстоит решить.

Список используемой литературы

  1. Барабанщиков В.А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений. Вопросы психологии. 1988, № 5.
  2. Барабанщиков, В.А. Восприятие выражений лица. Институт психологии РАН, 2009.
  3. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав., М., 2004.
  4. Вилюнас, В.К. Психология эмоций, СПб., 2006.
  5. Витт, Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения. Вопросы психологии, 1981.
  6. Защиринская, О.В. Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с нарушением интеллекта. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Социология. Педагогика, 2009, №3-2.
  7. Изард, К.Э. Психология эмоций. СПб., 2000.
  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
  9. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. Ростов-на-Дону, 1990.
  10. Анохин К.В. Сознание и мозг. 2017
  11. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. М.: Прайм-Еврознак.Непп М., Холл Д., 2007
  12. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов // - М.: Наука, 1980.
  13. Ч. Дарвин. Выражение эмоций у человека и животных.
  14. Знак, Е.К. Читать человека — как книгу. - Минск; М., 1995.
  15. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2003.
  16. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Учебник. – СПб.: «прайм ЕВРОЗНАК», 2004.
  17. Пиз А. Язык телодвижений. Изд-во «Эксмо», 2007.
  18. П. Экман, У. Фризен. Узнай лжеца по выражению лица. С-Пб.: Питер.