Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Психофизиология эмоций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Биологическая теория П.К. Анохина, как и теория Дарвина, подчеркивает эволюционный приспособительный характер эмоций, их регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Согласно этой теории, в поведении живых существ условно можно выделить две основные стадии, которые, чередуясь, составляют основу жизнедеятельности: стадию формирования потребностей и стадию их удовлетворения. Каждая из стадий сопровождается своими эмоциональными переживаниями: первая, в основном, — негативной окраски, вторая, напротив, позитивной. Действительно, удовлетворение потребности, как правило, связано с чувством удовольствия. Неудовлетворенная потребность всегда является источником дискомфорта. Таким образом, с биологической точки зрения эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий процесс адаптации организма к среде в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов для его жизни.

Итак, суть биологической теории состоит в следующем: положительное эмоциональное состояние (например, удовлетворение какой-либо потребности) возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов совершенного действия точно совпадает с ожидаемым результатом, т.е. акцептором действия. Таким образом, эмоция удовлетворения закрепляет правильность любого поведенческого акта в том случае, если его результат достигает цели, т.е. приносит пользу, обеспечивая приспособление. Напротив, несовпадение получаемого результата с ожиданиями немедленно ведет к беспокойству и поиску, который может обеспечить достижение требуемого результата, и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворения. С точки зрения Анохина, во всех эмоциях, начиная от грубых низших и заканчивая высшими, социально обусловленными, используется одна и та же физиологическая архитектура.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова вводит в круг анализируемых явлений понятие информации. Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоции возникают из-за неожиданного события, к которому человек не был готов. В то же время эмоция не возникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведений. Отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и особенно при недостаточной информации, положительные — при получении достаточной информации, особенно если она оказалась лучше ожидаемой.


С точки зрения автора этой теории П.В. Симонова, эмоция — это отражение мозгом человека и животных какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы: Э = f (П, (Ин - Ис) ...), где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис - информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Из «формулы эмоций» видно, что небольшая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций. Наоборот, возрастание вероятности достижения цели, т.е. удовлетворения потребности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом приводит к возникновению положительных эмоций.

Эта теория на первый план выдвигает оценочную функцию эмоций, которая всегда представляет собой результат взаимодействия двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности удовлетворения этой потребности).

Теория дифференциальных эмоций. Центральным положением этой теории является представление о существовании некоторого числа базисных эмоций, каждая из которых обладает присущими только ей мотивационными и феноменологическими свойствами.

Базисные эмоции (радость, страх, гнев и др.) ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним проявлениям и могут взаимодействовать друг с другом, ослабляя или усиливая одна другую. Каждая эмоция включает три взаимосвязанных компонента:

  • нейронную активность мозга и периферической нервной системы (неврологический компонент);
  • деятельность поперечно-полосатой мускулатуры, обеспечивающей мимическую и пантомимическую выразительность и обратную связь в системе «тело/лицо-мозг» (выразительный компонент);
  • субъективное эмоциональное переживание (субъективный компонент). Каждый из компонентов обладает определенной автономностью и может существовать независимо от других.

Однако теория дифференциальных эмоций не дает удовлетворительного объяснения тому, как актуализируется та или иная эмоция, каковы внешние и внутренние условия ее пробуждения. Кроме того, недостатком этой теории является нечеткость в определении собственно базисных эмоций. Их число колеблется от четырех до десяти. Для выделения используются эволюционные и кросскультурные данные. Наличие сходных эмоций у человекообразных обезьян и людей, а также у людей, выросших в разных культурах, свидетельствует в пользу существования ряда базисных эмоций. Однако способность эмоциональных процессов вступать во взаимодействие и образовывать сложные комплексы эмоционального реагирования затрудняет четкое выделение фундаментальных базисных эмоций.


Социокультурная теория эмоций была разработана П. Экманом в 70-е гг. ХХ в. Ее исходным положением является представление о шести основных (базисных) эмоциях. Согласно этой теории, экспрессивные проявления основных эмоций (гнева, страха, печали, удивления, отвращения, счастья) универсальны и практически не чувствительны к воздействию факторов среды. Другими словами, все люди практически одинаково используют мышцы лица при переживании основных эмоций. Каждая из них связана с генетически детерминированной программой движения лицевых мышц. Тем не менее, принятые в обществе нормы социального контроля определяют правила проявления эмоций. Например, японцы обычно маскируют свои отрицательные эмоциональные переживания, демонстрируя более позитивное отношение к событиям, чем это есть в реальности. О механизме социального контроля проявления эмоций свидетельствуют так называемые кратковременные выражения лица. Они фиксируются во время специальной киносъемки и отражают реальное отношение человека к ситуации, чередуясь с социально нормативными выражениями лица. Длительность таких экспрессивных реакций составляет 300-500 мс. Таким образом, в ситуации социального контроля люди способны контролировать выражение лица в соответствии с принятыми нормами и традициями воспитания.

Из всего вышеизложенного следует, что единой общепринятой теории эмоций не существует. Каждая из теорий позволяет понять лишь некоторые стороны психофизиологических механизмов функционирования эмоционально-потребностной сферы человека, выводя на первый план проблемы: адаптации к среде (теории Дарвина, Анохина), мозгового обеспечения и физиологических показателей эмоциональных переживаний (таламическая и активационная теории, теория Экмана), вегетативных и гомеостатических компонентов эмоций (теория Джемса-Ланге), влияния информированности на эмоциональное переживания (теория Симонова), специфики базисных эмоций (теория дифференциальных эмоций).

Многообразие не согласованных друг с другом подходов осложняет воссоздание целостной картины и свидетельствует о том, что появление единой логически непротиворечивой теории эмоций так же как и вопрос теории сознания только предстоит открыть.

2.2 Развитие эмоций в онтогенезе

В онтогенезе эмоций выделяют четыре этапа.

Первый этап - период новорожденности, характеризуется преобладанием инстинктов и прежде всего самосохранения. Простые органические чувства, преимущественно отрицательные (на неудовлетворение потребностей, дискомфорт) ребенок начинает испытывать с первых дней жизни и включают в себя мышечные спазмы и выраженные вегетативные реакции, которые делают эмоциональный мир ребенка малоуправляемым. Первые чувства доинтеллектуальны, субъективное и объективное в них слитно, ребенок не может установить причину своих эмоций. Раннее детство задает основу эмоционального фона существования человека, его чувств, преобладающего настроения, аффектов. В начале преобладает неудовольствие, но на протяжении первого года жизни эмоциональный мир ребенка претерпевает изменения: 1) нормальное настроение перемещается в сторону веселья; 2) эмоциональные переживания приобретают оттенки и нюансы.


Второй этап – этап органического чувствования. Основой его является переработка информации от экстеро– и интеро‑рецепторов и возникновение нестойких образных представлений о действительности с переживаниями ребенка: удовлетворения‑неудовлетворения, приятного‑неприятного. Из данных чувств формируется отношение ребенка к близким. Эмоциональное отношение к действительности проявляется в чувствах. Несколько позже эмоциональную окраску принимает восприятие и деятельность, и ребенок радуется издаваемому им шуму или достижениям. Уже в возрасте шести‑восьми месяцев (с возникновением привязанности) у ребенка появляются зачатки чувства симпатии, которые позже перерастают в действительное сочувствие и сорадование.

На протяжении первого года жизни дети начинают эмоционально реагировать на игрушки и игры, хотя эти чувства кратковременны и неустойчивы. К концу года подавляющее количество эмоций, в основном положительных, связано с присутствием взрослого. У годовалого ребенка чувство удивления, являющееся началом познавательного отношения к окружающему миру и возникающее в первые дни после рождения, начинает проявляться особенно ярко.

На втором году жизни наибольшую радость приносят игры, в которых ребенок сам выступает инициатором (прячет игрушки, приманивает взрослого), меняется динамика чувств: вместо пассивного заражения ребенок начинает проявлять собственные чувства и интерес к окружающему миру, реагирует на поведение и состояние матери, начинает замечать других детей.

После полутора лет ярко проявляется радость от собственных достижений. С развитием речи ребенок начинает воспринимать чувства, оформленные словесно, но только при подкреплении их интонацией и мимикой. Вместе с ростом самостоятельности могут появляться и социальные чувства обиды, стыда, смущения, вины, которые всегда предполагают присутствие другого человека.

Третий этап – развитие эпикритических, т.е. сознательных эмоций в период с 3‑х до 12–14 лет. Связь развивающихся эмоций с органическими потребностями преобладает, и с 10–12 лет эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение. Продолжается совершенствование эпикритических эмоций, в эмоциональных реакциях начинает преобладать корковая коррекция органических потребностей и влечений.

Несколько позже социальные чувства приобретают преобладающий характер. Дети начинают проводить границу между собой и другими, вследствие чего у них появляется способность принимать позицию другого. От полутора до двух лет ребенок начинает демонстрировать способность к эмпатии, он может сопереживать и радоваться вместе с другим человеком.


У детей вплоть до младшего школьного возраста эмоциональное возбуждение выражается в нарушении общего поведения (именно поэтому они не всегда эмоционально адекватны, их чувства направлены не на тот предмет, который послужил причиной их возникновения).

После трех лет ребенок становится способным к переживанию страсти, например, ревности, которая может быть очень глубокой, но при этом молчаливой, и ослабевает лишь по достижении дошкольного возраста, когда отношение ребенка к действительности становится более объективным и интеллектуальным.

В семилетнем возрасте, когда ребенок переживает один из кризисов развития, у него появляется способность переживания, согласно Л.С. Выготскому, единицы взаимодействия личности и среды, представляющего собой внутреннее отношение ребенка к тому или иному моменту действительности. Переживание – всегда чего‑нибудь, но при этом мое. После семилетнего возраста сущность всякого последующего кризиса – это изменение переживаний.

Четвертый этап – формирование высших человеческих эмоций, полное развитие которых достигается к 20–22 годам.

В зрелом возрасте эмоции подчиняются интеллекту, возможно подавление внешних проявлений эмоций, мимических реакций и выразительных движений. В пожилом возрасте вновь преобладающее значение имеют органические потребности, из‑за ослабления познавательной активности пожилых людей. Эмоциональный мир пожилых очень богат и дифференцирован; это делает их, с одной стороны, простодушными и радующимися простым органическим радостям, а, с другой – ранимыми и обидчивыми, как в детстве.

Глава 3 Невербальные проявления эмоциональных состояний

Невербальное проявление эмоций происходит через образы, интонации, жесты, позу, мимику, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Инструментом такого проявления становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации, которое включает в себя все формы самовыражения человека. [3]

А. Мейерабиан исследовал, что передача информации происходит:

- 7 % за счет вербальных средств (слова)

- 38% за счет звуковых средств (тон голоса, интонация звука и пр.)

- 55% за счет невербальных средств.