Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
Введение
Важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех экономики, являются люди – кадровый потенциал предприятий и организаций. Квалификация, профессионализм, компетенция, мотивация персонала предприятий определяют возможности внедрения современных технологий производства и управления, инновационного преобразования рабочих мест с целью обеспечения роста производительности труда и конкурентоспособности.[1]
В 90-е годы XX века в условиях перехода к рыночной экономике в России изменяется взгляд на персонал.
Можно выделить несколько факторов повышения роли человеческого фактора в современном производстве.
Эффективное использование «человеческого капитала» стало такой же актуальной задачей, как и использование финансовых, технологических и других ресурсов.
Это было обусловлено рядом причин:
-
- Принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новых видов техники, технологий и методов производственной деятельности:
- автоматизация производства, внедрение компьютерных технологий
- повышение интеллектуального содержания труда
- повышаются требования к работникам: профессионализм, культура общения.
- Обострение конкуренции на мировом рынке продукции и услуг, повышение значимости качества продукции и услуг:
-обострение конкуренции на рынке производства и услуг
- необходимость приспособления к изменяющемуся спросу
- повышение требований к знаниям, важность непрерывного обучения работников.
- Повышение образовательного и культурного уровня работников:
- высокий трудовой потенциал работников
- повышение требований к работодателю.
- Изменение форм организации труда на предприятии:
- использование коллективных форм организации труда
- многофункциональность и ответственность работника.
- Изменение возможностей контроля над сотрудниками и повышение значимости самоконтроля и самодисциплины:
- повышение интеллектуального содержания труда. Децентрализация функций управления.
- затруднение текущего контроля за работниками.
- важность контроля и дисциплины труда.
- Изменение взгляда руководителей на управление персоналом как второстепенный фактор управления.
Таким образом, в современных условиях знания, умения, трудовые навыки, инициатива, предприимчивость, ценностно-мотивационная сфера работников любого предприятия становится все более важным стратегическим ресурсом наряду с финансовым и производственным капиталом. [2]
Управление продажами и производством, обеспечение потребностей в материалах и оптимизация запасов, ведение взаиморасчетов и управление денежными средствами, учет затрат и управление рентабельностью с учетом специфики мебельного производства - эти и другие задачи в том или ином объеме стоят перед каждой компанией, а их высокая связанность требует комплексного подхода к их решению. Решение позволит повысить конкурентоспособность предприятия и эффективность бизнеса, а сотрудники компании получат удобный инструмент для ежедневной работы. Информационное управление основными бизнес — процессами позволяет выполнить следующие основные элементы позиций управления мебельным производством и реализацией готовой продукции. Охватить всю цепочку основных бизнес-процессов компании от получения заявки на поставку мебели до производства продукции, отгрузки ее покупателю и контроля взаиморасчетов. Функциональность системы можно разделить на следующие блоки: управление закупками, продажами и взаимоотношениями с контрагентами; управление запасами (складом); подготовка, планирование и управление производством; управление финансами: бухгалтерский учет и налоговый учет, кадровый учет и расчет заработной платы, бюджетирование и финансовое планирование.[3]
Формировать широкий спектр аналитических отчетов, тем самым предоставляет руководителям удобный инструмент для контроля и анализа работы сотрудников, подразделений, направлений бизнеса и компании в целом.
Организовать работу сотрудников в едином информационном пространстве: разграничить выполнение различных функций и настроить ограничение доступа к данным по сотрудникам, для исключения дублирования функций и документов, что снизит трудоемкость обработки входных данных.
Цель курсовой работы - рассмотреть человеческий фактор в управлении.
Задачи курсовой работы:
- изучить особенности использования человеческого фактора в управлении;
- рассмотреть специфику использования человеческого фактора в деятельности ООО «Фирма Леонтьев».
Предметом курсовой работы является человеческий фактор в управлении. Объектом - компания ООО "Фирма Леонтьев".
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Особенности использования человеческого фактора в управлении
1.1 Роль человеческого фактора в управлении
Стратегия - общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. В современном представлении стратегия формализуется в алгоритме управленческой деятельности и в предпринимательстве наиболее полно представлена в структуре бизнес-плана, являясь основой обеспечения реализуемости проекта. Управление человеческими ресурсами (УЧР) - это стратегический и целостный подход к управлению наиболее ценными активами организации, а именно людьми, которые индивидуально и коллективно вносят свой вклад в достижение организационных целей. Стори (Storey, 1989) провел различие между жестким и гибким подходами к УЧР.[4]
Стратегическое УЧР - это подход к принятию решений относительно намерений и планов компании в области трудовых отношений, а также при формировании политики и практики в сфере найма, обучения, развития, управления эффективностью, оценки работы персонала и межличностных отношений. Этот подход является одной из основных составляющих корпоративной или деловой стратегий компании.
В период между первой и второй мировыми войнами, опираясь на опыт стран Запада, выделяли два основных подхода в работе с персоналом:
- доктрина научной организации труда;
- доктрина человеческих отношений.
Если первая доктрина акцентировала внимание на совершенствовании технологии, включая «Тейлоривский конвейер» и сведение к минимуму возможности вмешиваться человеку в технологии, сделать их независимыми от квалификации и других характеристик рабочей силы, то вторая - акцентировала внимание на значение морально психологических факторов влияния на персонал.
Представителем первого подхода был известен американский инженер Ф. Тейлор. Представителем второй - социолог Е. Мейо, который в 30-е годы провел научные исследования на предприятии «Вестерн электрик компани», которое работало неэффективно, невзирая на внедрение тейлоровских методов. Суть его исследований в изменении и дежурстве условий труда - улучшались или ухудшались освещение и интерьер производственных цехов, включалась музыка во время работы, и как следствие, - производительность труда не ухудшалась.
Научный менеджмент человеческих ресурсов формировался и под воздействием теории Д. Мак-Грегора, которая была освещена в его книге «Человеческая сторона предприятия», где акцентировалось внимание на формирования менеджеров, которые бы могли предусматривать и формировать человеческое поведение, эффективно использовать талант, способности людей и создавать организационный климат, который способствовал бы профессиональному росту человека. Д. Мак-Грегор считал, что формирование менеджера из персонала требует знаний многих наук, он должен уметь прогнозировать развитие организации и экономики и на этой основе определять потребность определенного количества и качества работников. Менеджмент человеческих ресурсов формировался на основе теоретической и эмпирической проверки гипотез, теорий и концепций. В 60-70-ые годы XX век американские школы бизнеса расширили программы подготовки менеджеров за счет включения дисциплин, связанных с человеческими ресурсами, - индустриальную психологию, организационное поведение и управление персоналом, в результате чего в экономику пришли руководители, которые осознали необходимость и важность управление человеческими ресурсами и понимания специфики этого процесса по сравнению с управлением финансами или закупками.
Состояние персонала предприятия, уровень его квалификации и профессионализма, способность наемных сотрудников оптимально решать стоящие перед ними производственные задачи и приносить прибыль предприятию напрямую зависят от тех теоретических подходов и практических методов работы с людьми, которые используют в своей повседневной работе менеджеры компании. Иными словами, они сопряжены с реализуемой предприятием кадровой стратегией.
Стратегия - это генеральная линия развития предприятия, которая формируется в ответ на изменения во внешней среде с учетом характеристик внутренней среды организации и является, по сути, замыслом организации своего будущего.
Реализация кадровой стратегии - важная стадия процесса стратегического управления.
Целью процесса реализации стратегии является обеспечение скоординированной разработки и реализации стратегических планов структурных подразделений организации в целом и системы управления персоналом.
Инструментами реализации кадровой стратегии являются кадровое планирование, планы развития персонала, в том числе его обучения и служебного продвижения, решение социальных проблем, мотивирование и вознаграждение. Реализация кадровой стратегии включает два этапа: внедрение стратегии и стратегический контроль над ее реализацией и координация всех действий по результатам контроля.
Этап внедрения стратегии включает: разработку плана внедрения стратегии управления персоналом; разработку стратегических планов подразделений системы управления персоналом в целом; активизацию стартовых мероприятий по внедрению стратегии.
Цель этапа стратегического контроля - определить соответствие (или отличие) реализуемой стратегии управления персоналом состоянию внешней и внутренней среды; наметить направления изменений в стратегическом планировании, в выборе альтернативных стратегий.
Реализация кадровой стратегии, как и любой другой, связана с оценкой ее эффективности. Правильно выбранная кадровая стратегия обеспечивает: 1) своевременное укомплектование кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения бесперебойного функционирования производства, своевременного освоения новой продукции; 2) формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива предприятия при минимизации затрат; 3) стабилизацию коллектива благодаря учету интересов работников, предоставлению возможностей для квалификационного роста и получению других льгот; 4) формирование более высокой мотивации к высокопроизводительному труду; 5) рациональное использование рабочей силы по квалификации и в соответствии со специальной подготовкой.
Однако достижение этих результатов возможно при правильной оценке осуществимости кадровой стратегии в конкретных организационно-технических и социальных условиях. Такая оценка необходима уже на стадии выбора кадровой стратегии.
Риск не реализовать выбранную кадровую стратегию либо реализовать со значительно меньшим эффектом может быть связан: а) с изменением общей стратегии и производственной деятельности фирмы как реакции на неблагоприятное изменение ситуации со сбытом продукции; б) с изменением ситуации на территориальном (или отраслевом) рынке труда; в) с трудностями быстрой окупаемости средств, вкладываемых в рабочую силу; г) с нежеланием работников реагировать и действовать в нужном для предприятия направлении и т.д.
В завершение хотелось бы сказать, что необходима проверка кадровой стратегии на ее соответствие сложившимся на предприятии традициям в работе с кадрами, привычным для коллектива и принимаемым им. Следует учитывать психологический климат на предприятии, потенциальные возможности коллектива, изменения во внешнем окружении.
1.2 Содержание формы и метод кадровой работы
В идеале формулирование стратегий УЧР начинается как процесс, который тесно связан с формулированием деловых стратегий организации. Теоретически, стратегия УЧР может как влиять, так и подвергаться влиянию деловой стратегии. На практике, однако, работает в основном последний вариант, и большинство стратегий УЧР определяется деловыми стратегиями, которые, в свою очередь, руководствуются вопросами товарно-рыночного и финансового характера. Тем не менее стратегии УЧР все же способны внести полезный и существенный вклад на этапе формулирования деловых стратегий, например, в области ресурсов. Значение этого вклада повышается в условиях спонтанного и эволюционного развития стратегического процесса, при котором стратегические вопросы УЧР решаются по мере возникновения в процессе формулирования и реализации корпоративной стратегии.
Пурчелл (Purcell, 1989), Пурчелл и Алстранд (Purcell and Ahlstrand, 1994) предлагают следующую классификацию таких вопросов:
- «высшие» вопросы первого порядка, касающиеся долгосрочного направления развития предприятия или масштаба его деятельности;
- «низшие» вопросы второго порядка, сосредоточенные на внутренних операционных процедурах и том, как фирма организована для достижения своих целей;
- «низшие» вопросы третьего порядка, относящиеся к выбору структур и подходов в области ЧР и являющиеся стратегическими в том смысле, что они задают базовые параметры управления трудовыми отношениями в компании.