Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
Можно с уверенностью сказать, что стратегии УЧР, подобно другим функциональным стратегиям в таких областях, как разработка продукта, производство продукта или внедрение новых технологий, скорее всего, формируются в контекстуальных рамках общей деловой стратегии, однако это не означает, что стратегии УЧР должны ждать своей очереди на рассмотрение. Наблюдения Армстронга и Лонга (Armstrong and Long, 1994) в ходе изучения процесса формулирования стратегии в 10 крупных британских организациях позволяют предположить, что есть только два уровня формулирования стратегии.
- Во-первых, есть корпоративная стратегия, занимающаяся вопросами видения и миссии организации, но часто выраженная в терминах маркетинговых и финансовых целей.
- Во-вторых, в рамках корпоративной стратегии создаются конкретные стратегии, касающиеся вопросов развития товарных рынков, приобретения и продажи компаний, управления человеческими ресурсами, финансов, новых технологий, организации процесса и других общих аспекто управления, таких, как качество, гибкость, производительность, инновации и сокращение затрат.
Процесс подбора персонала нецелесообразно рассматривать изолированно в отрыве от процессов кадрового планирования, документационного обеспечения управления и трудовой адаптации персонала, поэтому перечисленные процессы образуют более широким понятием «формирование кадрового потенциала».
Этапами формирования кадрового потенциала можно считать:
- кадровое планирование, определение потребности в персонале;
- формулирование критериев и определение методов отбора персонала;
- анализ работы и деятельности работника, описание должности;
- определение источника набора, каналов привлечения кандидатов;
- рекламирование должности, маркетинг персонала (обеспечение спроса на рабочие места в организации, внешний PR организации);
- создание базы данных претендентов, управление потоком резюме;
- оценка кандидатов, отбор, определение финалистов конкурса;
- документальное оформление приема на работу;
- введение в должность, адаптация работников;
- анализ испытательного срока нового работника, итоговое решение.
Формально процесс подбора персонала завершается документальным оформлением на работу, но в действительности существует вероятность увольнения работника в период испытательного срока. Это крайне невыгодно для организации, так как ведет к удорожанию процедур подбора и адаптации. Следовательно, реально подбор завершается только при успешном прохождении испытательного срока новым работником.
На первом этапе определения потребности в персонале необходимо решить вопрос: возможно ли оптимизировать деятельность имеющегося персонала и вообще обойтись без подбора? При положительном ответе на этот вопрос следует решить, как лучше использовать и развить персонал организации. Если нельзя обойтись без подбора новых работников, то необходимо учитывать влияние на планирование этого процесса двух факторов - внешних и внутренних по отношения к организации.
В число внешних факторов, влияющих на оценку потребности организации в персонале, входят:
- законодательная деятельность государства, внутренняя и внешняя экономическая политика, налоговые льготы;
- общее состояние и изменение структуры рынка продукции и услуг, экономические кризисы;
- ситуация и наличие конкуренции на рынке труда, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы;
- деятельности и нормативные ограничения профобъединений;
- научные исследования и разработки.
К внутренним факторам, влияющим на планирование потребности в персонале, относят:
- планы и перспективы развития организации, новые проекты, изменение технологии, уровня оснащенности и автоматизации производства.
- текучесть кадров, естественную убыль персонала;
- условия труда, его сложность и трудоемкость, режим работы организации;
- систему управления и организации руда, стиль руководства;
- оценку загруженности работников.
Вероятность формулирования целостных стратегией УЧР повышается, если те общие методы, которые организация намерена использовать в отношении управления человеческими ресурсами, понятны всем ее членам. Такие методы в дальнейшем могут служить в качестве модели, в рамках которой будут возникать и эволюционировать конкретные стратегии. Наиболее распространенные методы перечислены ниже:
- управление формированием высокой степени приверженности;
управление формированием высокой степени эффективности;
- метод «наилучшей практики».
Глава 2. Специфика использования человеческих факторов в деятельности ООО «Фирма Леонтьев»
2.1.Проектирование системы сбалансированных показателей (миссия, SWOT-анализ, потребительская ценность, карта ССП)
ООО «Фирма Леонтьев» была основана в 1998 году.
Изначально основным видом деятельности организации была торгово-закупочная деятельность, но в процессе развития предприятия стало выпускать корпусную мебель.
Фабрика мебели ООО «Фирма Леонтьев» при этом работает в сфере выпуска корпусной мебели уже более 10 лет. На протяжении всего указанного периода времени она пользуется устойчивым спросом на территории Российской Федерации. Основной целью деятельности ООО «Фирма Леонтьев» является получение максимального дохода в результате достаточно рационального использования основных денежных и материальных ресурсов учредителя. Руководство фабрики ООО «Фирма Леонтьев» в своей деятельности ориентируется на изучение основных имеющихся потребностей и запросов потребителей с ограниченным бюджетом. В своей деятельности ориентируется на клиентов со средним уровнем достатка. Обладая собственной экспериментальной базой, данной организации достаточно быстро удалось создать коллекцию детской мебели, которая выгодно отличается от мебели других производителей и пользуется большим спросом на территории Российской Федерации.
Ассортимент представляемой в ООО «Фирма Леонтьев» продукции включает в себя более 100 наименований. ООО «Фирма Леонтьев» при этом постоянно модернизирует имеющуюся продукцию и разрабатывает новые модификации изделий, ориентируюясь на покупательский спрос и требования времени. Нестандартный дизайн, активное применение совершенных технологий, экологически чистых и безопасных материалов, создает возможность для изготовления мебели на качественно высоком уровне и делает мебель данного предприятия легко узнаваемой. При этом гордостью достижений ООО «Фирма Леонтьев» является изготовление стенки для книг, пособий и игрушек, которые достаточно функциональны, имеют модульную конструкцию и интересный (креативный) дизайн. Также в ТОО «Фирма Леонтьев» для активного обеспечения игровой и развивающей сфер в детской комнате на постоянной основе выпускаются комплекты игровой мебели, мебели «уголок ученика». Также в ассортимент мебели данной организации входят спальные гарнитуры, изготовление мебели для кухни и специальных рабочих мест для парикмахерских.
В настоящее время практически 40% от имеющегося производственного потенциала ТОО «Фирма Леонтьев» занимает изготовление нестандартной и эксклюзивной мебели, которая при этом является практическим воплощением в жизнь основных творческих замыслов клиентов данной организации. Основную деятельность имеющегося на балансе организации ООО «Фирма Леонтьев» производственного оборудования обеспечивает специализированная компьютерная программа, что позволяет достаточно эффективно и качественно обеспечить использование сырья и осуществлять контроль качества выпускаемой продукции.
Для оценки общей эффективности деятельности данной организации необходимо провести анализ технико-экономических показателей «ТОО Фирма Леонтьев». Чтобы более подробно рассмотреть и понять деятельность фирмы, были изучены следующие ее экономические показатели, приведенные в таблице 1.
Таблица 1 - Технико-экономические показатели деятельности предприятия (тыс. рублей)
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Отклонение 2014г.от 2010г. |
|||
(+/-) |
% |
||||||||
Товарная продукция, тыс. тг. |
213540,9 |
230661,8 |
213726,7 |
227886,8 |
235440,2 |
21899,3 |
9,30 |
||
Валовая продукция, тыс. тг. |
213540,9 |
230661,8 |
213726,7 |
227886,8 |
235440,2 |
21899,3 |
9,30 |
||
Реализованная продук-ция, тыс. тг. |
213540,9 |
230661,8 |
213726,7 |
227886,8 |
235440,2 |
21899,3 |
9,30 |
||
Себестоимость товарной продукции, тыс. тг. |
194304,4 |
199414,4 |
178648,1 |
179414 |
183461 |
-10843,4 |
-5,91 |
||
Среднесписочная численность работающих, чел |
20 |
19 |
19 |
19 |
19 |
-1 |
-5,26 |
||
В том числе: |
|||||||||
- рабочие |
11 |
10 |
10 |
10 |
10 |
-1 |
-10 |
||
- служащие |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
- |
- |
||
-руководители |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
- |
- |
||
Фонд оплаты труда, тыс. тг. |
11856 |
11019 |
11337 |
11692 |
12053 |
197 |
1,63 |
||
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. тг. |
21256,4 |
11186,5 |
6690,4 |
6991 |
6513,4 |
-14743 |
-226,35 |
||
Валовый доход, тыс. тг. |
19236,5 |
31247,4 |
35078,6 |
48472,8 |
51979,2 |
32742,7 |
62,99 |
||
Чистый доход, тыс. тг. |
18602 |
17435,9 |
23836,5 |
31743 |
34154 |
15552 |
45,53 |
||
Затраты на 1 тг. товарной продукции, тг. |
0,91 |
0,86 |
0,84 |
0,79 |
0,78 |
-0,13077 |
-16,78 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
Среднемесячная выработка 1 работающего, тг. |
889,8 |
1011,7 |
937,4 |
999,5 |
1032,6 |
142,832 |
13,83 |
||
Среднемесячная заработная плата 1 работающего,тыс.тг |
49,4 |
48,3 |
49,7 |
51,3 |
52,9 |
3,46404 |
6,55 |
||
Фондоотдача, тг. |
10,05 |
20,6 |
31,9 |
32,6 |
36,1 |
26,0971 |
72,20 |
||
Фондоемкость, тг. |
0,09 |
0,05 |
0,03 |
0,031 |
0,028 |
-0,06234 |
-225,32 |
||
Фондовооруженность, тыс. тг. |
1062,82 |
588,76 |
352,13 |
367,95 |
342,81 |
-720,009 |
-210,03 |
||
Фондорентабельность, % |
8,75 |
155,9 |
356,3 |
454,1 |
524,4 |
515,615 |
98,33 |
||
Рентабельность, % |
9,57 |
7,56 |
11,15 |
17,69 |
18,62 |
9,04285 |
48,57 |
В таблице 1 представлены основные имеющиеся данные технико-экономических показателей, характеризующие хозяйственную деятельность ООО «Фирма Леонтьев». Представленная товарная продукция равна реализованной, так как предприятие ООО «Фирма Леонтьев» производит продукцию на заказ в 80% случаев, то есть сразу же после изготовления реализовывает ее заказчику. При этом валовая продукция охватывает как конечную, завершенную, так и промежуточную, незавершенную продукцию, включая комплектующие изделия, полуфабрикаты, продукцию, изготовление которой только начато. На основании представленных данных в таблице 4 наглядно видно, что наблюдается общая тенденция увеличения стоимости валовой, товарной и реализованной продукции с 2010 года. Данная особенность вызвана постепенным увеличением общего числа заказов мебели, производимой предприятием. Себестоимость товарной продукции за анализируемые 5 лет при этом снизилась на 5,91%, за счет приобретения новых средств производства
За счет увеличения спроса на продукцию, за период в пять лет, объем ее производства увеличился на 9,3%. Используемый фонд оплаты труда в период с 2010 по 2014 год увеличился, за счет увеличение выпуска продукции и увеличения заказов. При этом ООО «Фирма Леонтьев» постепенно повысила заработную плату своим сотрудникам ,в связи с повышением эффективности работы предприятия. Анализ показателей таблицы 2 также отображает данные о том, что за анализируемый период среднегодовая стоимость основных фондов сократилась на 14743 тыс.тг , в связи с начислением амортизации. К 2014 году общая валовая прибыль очень сильно возросла за счет увеличения объема реализации. По сравнению с 2010 годом, к 2014 году чистая прибыль увеличилась за счет уменьшения административных и прочих расходов, а так же на изменение чистой прибыли определенное влияние оказала налоговая нагрузка. Затраты на 1 тг. товарной продукции к 2014 году снизилась на 16,78 % так как так как снизилась себестоимость данной продукции, сырье упало в цене. Выработка за представленный период с 2010 по 2014 год увеличилась на 791 тыс.тг. в связи с тем, что увеличился объем товарной (реализованной и валовой) продукции. Фондоотдача в 2014 году повысилась на 72,2%, что говорит об осуществлении плановой экономии основных фондов и оценивается положительно. За счет роста фондоотдачи при этом имеет место прирост продукции. Фондоемкость в отчетном году снизилась на 225,32 %, что говорит об увеличении объема производства мебели и уменьшении стоимости основных фондов. Данный фактор также оценивается положительно.
Фондовооруженность в 2014 году имеет тенденцию к уменьшению, что оценивается отрицательно. Указанный показатель отражает оснащенность одного работающего и рабочего основного производства соответственно всеми основными средствами. Уровень фондорентабельности, зависит от фондоотдачи, удельного веса реализованной продукции и ее рентабельности. Фондорентабельность в 2014 году по сравнению с 2010 годом возросла на 95,33 %, так как увеличилась чистая прибыль предприятия. Основной имеющийся уровень рентабельности зависит от объема произведенных работ и себестоимости их выполнения, рационального использования основных и оборотных средств предприятия. Анализируемый показатель рентабельности при этом позволяет сделать вывод, что к 2014 году он повысился и составил почти 19%. Тогда как в 2010 он составлял 0,87%. Таким образом, на основании анализа имеющихся экономических показателей можно сделать выводы, что предприятие развивается, наращивает темпы производства, внедряя новые линии производства. Реализованная продукция при этом является основой для определения основной потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах и вместе с тем она занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли. Общий анализ объема всей реализованной продукции при этом является качественно важной предпосылкой планирования в ООО «Фирма Леонтьев». Он также позволяет установить основные количественные и качественные показатели работы в текущем (предплановом) периоде, которые впоследствии могут служить определенным основанием для плановых расчетов на предстоящий период. Для осуществляемого анализа объема реализованной продукции используют статистическую отчетность, а также основные оперативные данные о выполнении плана. Важным этапом проводимой аналитической работы является анализ по ассортименту. Анализ объема реализованной продукции по отдельным товарам и товарным группам проводится при этом по основным имеющимся данным оперативного учета о реализации товаров. Данные о динамике реализованной продукции ООО «Фирма Леонтьев» за последние пять лет приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Выпуск товарной продукции в стоимостном выражении (тыс. руб)
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Темпы роста, % |
|||||
2011/2010 |
2012/2011 |
2013/2012 |
2014/2013 |
||||||||
Стул мет. мягк |
4670 |
5074,5 |
4702 |
5692,3 |
6712 |
108,7 |
92,7 |
121,1 |
117,9 |
||
Стул мет. жестк. |
16230 |
17530 |
16243 |
18921 |
19023 |
108,0 |
92,7 |
116,5 |
100,5 |
||
Стол офис. |
128800 |
139053 |
128877 |
134566 |
138943 |
108,0 |
92,7 |
104,4 |
103,3 |
||
Шкаф офис. |
43350 |
46824 |
43386 |
45162 |
44153 |
108,0 |
92,7 |
104,1 |
97,8 |
||
Тумба |
10890,6 |
11800,3 |
10900 |
12452 |
13951,8 |
108,4 |
92,4 |
114,2 |
112,0 |
||
Кровать |
9600,3 |
10380 |
9618,7 |
11093,5 |
12657,4 |
108,1 |
92,7 |
115,3 |
114,1 |
||
Итого |
213540,9 |
230661,8 |
213726,7 |
227886,8 |
235440,2 |
108,0 |
92,7 |
106,6 |
103,3 |