Файл: Процесс построения модели управленческого решения. Разработка модели управленческих решений на примере ПАО «Спаскцемент».pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки модели управленческих решений
1.1. Понятие управленческих решений и этапы их разработки их моделей
1.2. Критерии эффективности управленческих решений
Глава 2. Разработка модели управленческих решений на примере ПАО «Спаскцемент»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Введение
Актуальность. Решения — это основные операции, проходящие в организациях. Организации, добивающиеся успеха, способны принимать более правильные, оправданные решения; они принимают решения быстрее; и они более успешно реализуют принятые решения. Принятие решений является самым важным видом деятельности, выполняемой менеджерами в деловых организациях всех типов и на любом уровне. Это тот самый вид деятельности, который лучше всего характеризует поведение менеджеров и который отличает менеджмент от другой социальной деятельности человека. Высокая значимость решений в менеджменте предопределяется тем обстоятельством, что решения оказывают влияние на все функции управления в любой организации.
С учетом рыночных тенденций развития предприятий особое значение приобретают вопросы повышения качества и эффективности систем управления, поскольку современный этап социально-экономических отношений требует развития конкурентной среды, повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Опыт работы предприятий показывает, что достижение высокой эффективности производства требует обеспечения необходимого уровня системы управления, чтобы принятые решения выполнялись в установленные сроки и с надлежащим качеством. При этом качество получаемых результатов является следствием качества системы управления предприятием.
Цель работы – исследовать процесс разработки модели управленческих решений.
Задачи работы:
- исследование сущность управленческих решений; рассмотреть построение их моделей;
- выявить проблемы в деятельности ПАО «Спасскцемент»;
- разработать модели управленческих решений.
Предмет исследования – модели управленческих решений.
Объект исследования – ПАО «Спасскцемент».
Структура работы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, задачи работы, предмет и объект исследования, а также информационная база. В первой главе работы рассмотрены сущность управленческих решений, построение их моделей. В это же главе работы рассмотрено содержание критериев оценки управленческих решений. Во второй главе работы дана краткая характеристика ПАО «Спасскцемент». Проведен анализ основных показателей деятельности предприятия и выявлены проблемы его развития. По результатам исследования проблемной ситуации, с помощью метода сценариев разработана модель управленческого решения. В заключении работы представлены общие выводы по результатам проведенного исследования.
Информационная база работы: отчетная и текущая документация ПАО «Спасскцемент».
Глава 1. Теоретические аспекты разработки модели управленческих решений
1.1. Понятие управленческих решений и этапы их разработки их моделей
Эффективность управляемого объекта – это главный критерий результативности управления. Эффективность – это способность приносить эффект, результативность процессу, проекту, которые определяются как отношение эффекта, результата к расходам, которые обеспечили этот результат. Проблема эффективности – составная часть использования управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов системы управления[1]. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах: в форме затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления; характера управленческого труда; эффективности управления, то есть эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей[2].
Целевой принцип функционирования систем управления составляет методологическую основу управленческих решений. Под постановкой целей, в широком смысле слова, понимают определение состояния желаемых (заданных извне или устанавливаемых аппаратом управления самого предприятия) результатов поведения объектов управляемой системы[3]. В соответствии с этой системой формируются цели и их критерии, которые обеспечивают измеримость «рассогласований» между фактическими и целевыми уровнями определенных характеристик объектов управления, что приводит к необходимости принятия управленческих решений[4].
Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества решений, принимаемых руководителями.
Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований[5].
Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение (ЛПР) с помощью определённых правил.
Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели[6].
Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:
- возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;
- наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
- необходимость волевого акта ЛПР при выборе решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений. Соответственно под управленческим решением (УР) понимается: поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя; конечный результат постановки и выработки УР.
Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (табл. 1).
Таблица 1
Содержание основных фаз принятия и реализации решения[7]
Фаза |
Содержание фазы |
1. Сбор информации о возможных проблемах |
1.1. Наблюдение за внутренней средой фирмы |
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы |
2.1. Описание проблемной ситуации |
3. Формулирование целей решения проблемы |
3.1. Определение целей фирмы |
4. Обоснование стратегии решения проблемы |
4.1. Детальное описание объекта |
5. Разработка вариантов решения |
5.1. Расчленение задачи на подзадачи |
6. Выбор лучшего варианта |
6.1. Анализ эффективности вариантов решения |
7. Корректировка и согласование решения |
7.1. Проработка решения с исполнителями |
8. Реализация решения |
8.1. Подготовка рабочего плана реализации |
На практике подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению; процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее; ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции; предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения; нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее; участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов; менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество[8].
1.2. Критерии эффективности управленческих решений
Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений, а эффективность принимаемых решений может служить средством измерения эффективности управляющей системы[9].
И. Ансофф для достижения эффективности управленческих решений предлагает следующие требования: реальность поставленных целей; организация, стимулирование, контроль реализации решений; устойчивость по эффективности к возможным ошибкам в подготовке и принятии управленческих решений; оперативность выполнения управляемых процессов с учетом возможных скоростей развития нештатных, аварийных ситуаций; реализуемость принятых решений; гибкость принятого решения к возможным изменениям цели при изменении внешних и внутренних условий; организация контроля исполнения решения[10].
Основным критерием эффективности управленческого решения является отношение полученного в результате его реализации эффекта, выраженного показателем степени достижения цели, к величине затрат на разработку и осуществление решения. То есть эффективность и качество управленческого решения определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем и соблюдением параметров логико-методологической рациональности: решение проблем должно быть сориентировано на позитивные конечные результаты; разработка решений не должна ограничиваться одним вариантом; необходим учет вероятности характера наступления социально-экономических событий и элиминирование риска; комплексная оценка эффективности каждого из вариантов решения; применение современных логических приемов и компьютерной техники, а также методов активизации творческого мышления для разработки эффективных решений; использование системного, ситуационного, комплексного подходов для разработки экономически обоснованных решений[11].
В научной литературе качество управленческих решений определяется по-разному. Это объясняется, в первую очередь, тем, что категория качества является достаточно сложной с точки зрения разных аспектов. Необходимо учитывать те свойства управляющего воздействия, которые направлены на достижение поставленной цели[12]. Под качеством управленческих решений понимают степень соответствия параметров выбранного решения определенной системе характеристик, удовлетворяющих его разработчиков, потребителей и обеспечивающих возможность эффективной реализации[13]. К необходимым характеристикам качества управленческих решений относят научную обоснованность, своевременность, непротиворечивость, адаптивность и реальность. Под качеством управленческих решений рассматривается степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени управленческое решение обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений[14].
Качество управленческого решения – это совокупность параметров решения, соответствующих общей стратегии развития предприятия и обеспечивающих реальность его реализации[15]. То есть понятие качества управленческих решений нельзя рассматривать изолированно от его реализации. Оценить качество управленческого решения возможно лишь при условии, когда оно благодаря своей правильности достигнет поставленной цели. Следует отметить, что не все принимаемые решения реализуются в заданные сроки, по некоторым данным их удельный вес в общем числе принятых составляет около 30%. Кроме того, часть реализованных решений не дает ожидаемого результата, то есть оказывается недостаточно эффективной[16].
Существует множество внешних причин, побуждающих руководителя менять ранее принятые решения. Это может быть связано с большими потерями, прежде всего финансового и материального характера. Только 6% решений руководители изменяют по своей инициативе в поисках лучших вариантов при наличии должной информации. Результаты такого анализа свидетельствуют о больших сложностях работы предприятий в современных условиях. Известно, например, что количество оперативных решений, принимаемых в организациях, значительно (иногда многократно) превышает количество тактических и стратегических решений, однако по затрачиваемому времени самыми ресурсоемкими являются стратегические решения. Распределение затрат времени на принятие оперативных, тактических и стратегических решений в организациях крупного, среднего и малого размера также имеет особенности: в малых предприятиях основная доля затрат времени приходится на оперативные решения, но по мере роста предприятий существенно увеличивается время, затрачиваемое на выработку стратегии развития[17].