Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оборачиваемость имущества предприятия показывает, сколько оборотов совершает все имущество предприятия в целом, и рассчитывается по формуле:

где – коэффициент оборачиваемости имущества предприятия, тыс.руб.;

- среднегодовая стоимость имущества предприятия, тыс.руб.,

N – выручка от продаж, тыс.руб.

Чтобы охарактеризовать эффективность использования оборотных средств рассчитаем коэффициент оборачиваемости оборотных активов по формуле:

где – коэффициент оборачиваемости оборотных активов предприятия, обороты;

- среднегодовая стоимость оборотных активов предприятия, тыс.руб.,

N – выручка от продаж, тыс.руб.

Эффективность использования внеоборотных активов охарактеризуем с помощью фондоотдачи, которая рассчитывается по формуле:

,

где ФО – фондоотдача внеоборотных активов, руб./руб.;

- среднегодовая стоимость внеоборотных активов предприятия, тыс.руб.;

N – выручка от продаж, тыс.руб..

Таблица 2.1

Динамика основных показателей размеров предприятия за 2013 -2014 гг.

Показатели

2013 г.

2014 г.

Абсолютный прирост

Темп роста, %

Среднегодовая стоимость имущества предприятия, тыс.руб., в том числе

374828

282920

-91908

75,5

Среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс.руб.

53564

58489

4925

109,2

Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс.руб.

321264

224431

-96833

69,9

Выручка от реализации, тыс.руб.

469631

536674

67043

114,3

Прибыль от продаж, тыс.руб.

46880

76988

30108

164,2

Сальдо прочих доходов и расходов, тыс.руб.

-9680

-12166

-2486

125,7

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

37200

63464

26264

170,6

Налог на прибыль, тыс.руб.

9033

19267

10234

213,3

Чистая прибыль, тыс.руб.

28167

43879

15712

155,8

Среднесписочная численность работников, чел.

862

883

21

102,4

Рентабельность имущества предприятия, %

7,5

15,5

8,0

206,4

Рентабельность продаж, %

10,0

14,3

4,4

143,7

Оборачиваемость имущества предприятия, оборотов

1,3

1,9

0,6

151,4

Оборачиваемость оборотных активов, оборотов

1,5

2,4

0,9

163,6

Фондоотдача, руб./руб.

8,8

9,2

0,4

104,7


Среднегодовая стоимость имущества ОАО «Волгосельэлектросетьстрой» в целом снизилась на 24,5%, при этом прибыль от продаж выросла на 64,2%, а чистая прибыль – на 55,8%.

В результате с каждого рубля имущества предприятия чистая прибыль в 2014 г. составила 15,5 коп., что больше, чем в 2013 г. (7,5 коп.). Кроме того, за счет роста прибыли от продаж более высокими темпами, чем увеличивается выручка, повышается рентабельность продаж. Если в 2013 г. с каждого рубля выручки, полученной от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от продаж составляла 10 коп., то в 2014 г. увеличилась на 43,7% и достигла 14,3 коп.

Кроме того, ускоряется за анализируемый период оборачиваемость оборотных средств с 1,5 оборота в 2013 г. до 2,4 оборота в 2014 г., т.е. на 0,9 оборота или на 63,6%. При этом с каждого рубля внеоборотных активов выручка от реализации увеличилась с 8,8 руб. до 9,2 руб., т.е. на 0,4 руб. или на 63,6%. В результате имущество предприятия в целом ускорило оборачиваемость на 0,6 оборота или на 51,4%: с 1,3 оборота до 1,9 оборота. За анализируемый период численность работников сократилась с 862 человек до 804 человек, т.е. на 6,7%.

В ОАО «Волгосельэлектросетьстрой» бухгалтерский учет ведется самостоятельной бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером.

Бухгалтерия взаимодействует со всеми подразделениями предприятия, получает все необходимые сведения для осуществления учета и составления отчетности. Для того, чтобы упорядочить работу главного бухгалтера и бухгалтеров на предприятии существуют должностные инструкции.

Структура бухгалтерского аппарата представлена в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Структура бухгалтерской службы

Должность

Функции

Главный бухгалтер

Отвечает за весь процесс ведения бухгалтерского учета и контроля на предприятии.

Заместитель главного бухгалтера

Отвечает за правильность осуществленных хозяйственных операций и составления финансовой отчетности.

Бюро производственных затрат

Учет формирования издержек производства или затрат на производства продукции. Расчет калькуляции.

Бюро учета реализации продукции

Учет выпущенной продукции из производства, выявление отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции.

Группа учета торговых операций

Расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты с дебиторами.

Бюро учета материальных запасов

Учет приобретения и использования материальных запасов. Наличие и сохранность материальных запасов при хранении и размещении их в складских помещениях. Учет продажи и прочего выбытия материалов.

Группа учета финансов

Учет принятия и выбытия денежных средств на расчетный счет и в кассу предприятия. Расчеты с подотчетными лицами.

Группа сводного учета

Учет поступления и выбытия основных средств, начисление амортизации. Расчет и перечисление налогов

Бюро расчетов

Учет расчетов с персоналом по оплате труда. Расчет удержания из зарплаты, начисление премий, вознаграждений и отпускных.

Бухгалтер- кассир

Ведение кассовых операций.


Предприятие применяет традиционную систему налогообложения и ЕНВД.

Учет объектов основных средств в ОАО «Волгосельэлектросетьстрой» ведется в соответствии со способами их учета, отраженными в методологической части учетной политики организации, организация их синтетического, аналитического учета, контроль за их движением отражены в организационно-технологической части учетной политике организации.

Выписка из приказа об учетной политике организации в части учета основных средств приведена в таблице 2.3

Таблица 2.3

Выписка из приказа об учётной политике организации в части организации учета основных средств

№ п/п

Элемент учетной политики

Допустимые законом

Нормативная база

1

2

3

4

1

Форма бухгалтерского учета

Автоматизированная -программа “1С Предприятие 7.7”.

2

Организация бухгалтерского учета

Учреждена бухгалтерская служба

п.2 ст.6 № 402-ФЗ

3

Рабочий план счетов бухгалтерского учета

Разработан на основе типового Плана счетов

Приказ Минфина № 94н от 31.10.2000г. (в ред. Приказом Минфина № 38н от 07.05.03г.)

4

Форма первичных документов

Соответствуют стандартам

ст.9 № 402-ФЗ

5

Организация документооборота

В соответствии с утвержденным графиком

6

Перечень должностей, имеющих право подписи первичных документов

Утверждены отдельным приказом

п.3 ст.9 № 402-ФЗ

7

Проведение инвентаризаций основных средств

Проводится 1раз в два года

ст.12 № 402-ФЗ

8

Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций

В рублях и копейках

п.25 Положения № 34н

9

Переоценка объектов основных средств

Не проводится

п.15 ПБУ 6/01

10

Списание стоимости основных средств стоимостью не более 20 тыс. руб. за единицу и организацию их учета

Путем единовременного списания по мере отпуска в эксплуатацию

п.18 ПБУ 6/01

11

Признание брошюр и других изданий

Учитываются в составе МПЗ

п.18 ПБУ 6/01

12

Организация учета и контроля за сохранностью списанных основных средств

Организован контроль за их движением

п.18 ПБУ 6/01

13

Начисление амортизации основных средств

линейный способ

п.18 ПБУ 6/01

14

Отражение в учете расходов на ремонт основных средств в производство или эксплуатацию

1.Путем включения всей суммы фактических затрат на ремонт основных средств

2.Путем отнесения суммы затрат на расходы будущих периодов (сч. 97) в сезон работы АБЗ

пп.26-28 ПБУ 6/01

ст.324 НК РФ

15

Списание расходов будущих периодов

Метод равномерного списания

п.65 Положения № 34н

16

Момент определения налоговой базы по НДС

По отгрузке

ст. 167 НК РФ

17

Порядок признания доходов

Метод начисления

ст.271,273 НК РФ

18

Применение к основной норме амортизации повышающего коэффициента

Не применяется

ст.259 НК РФ


Балансовая стоимость основных фондов, находящихся на балансе группы предприятий составила на 1 января 2014 года 113464 тыс. рублей.

В пояснении к бухгалтерскому балансу за 2014 г. отражено какими основными средствами и на какую сумму владеет ОАО «Волгосельэлектросетьстрой».

2.2 Отражение в учете операций по движению основных средств

В ОАО «Волгосельэлектросетьстрой» каждая запись на счетах бухгалтерского учета производится на основании первичных учетных документов, которые фиксируют факт совершения той или иной финансовой или хозяйственной операции.

На предприятии приказом руководителя определен круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность и перемещение объектов основных средств, за правильное и своевременное оформление этих операций, определены должностные лица, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, ввод в эксплуатацию, перемещение и списание основных средств.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете № 402-ФЗ первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. Документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах и утверждаемые организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с вышеизложенными требованиями.

Для учета основных средств в ОАО «Волгосельэлектросетьстрой» действуют следующие унифицированные формы первичной учетной документации:

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) ф. ОС – 1 применяется в ОАО «Волгосельэлектросетьстрой» для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:

- приобретения за плату у других организаций;

- строительства хозяйственным или подрядным способом;

- получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;


- внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;

- получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;

- взятия в аренду с последующим выкупом;

- поступления по акту дарения;

- передачи в совместную деятельность и доверительное управление;

- передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Документ применяется для учета ввода объектов в эксплуатацию для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, а так же для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию.

При оформлении приемки основных средств акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект членами приемочной комиссии, назначенной приказом руководителя организации. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь, если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. Акт (накладная) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.

ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» применяется при приеме-передаче зданий и сооружений.

Форма ОС-2 – Накладная на внутреннее перемещение основных средств в ОАО «Волгосельэлектросетьстрой» применяется для оформления внутреннего перемещения основных средств в двух экземплярах работником структурного подразделения организации. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению организации служит основанием для соответствующих записей в инвентарной карточке.

Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3) применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.

Акт, подписанный работником структурного подразделения организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившего ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию организации.

Акт подписывается главным бухгалтером ОАО «Волгосельэлектросетьстрой» и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны быть внесены необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.