Файл: Понятие, сущность и классификация логистических систем (Понятие логистической системы).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 521
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и классификация логистических систем
1.1. Понятие логистической системы
1.2. Классификация логистических систем
Глава 2. особенности логистической системы ООО «Полиметалл»
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия
Из таблицы 2.5 можно сделать вывод, что основными поставщиками ТМЦ ООО «Полиметалл» за 2015-2017 гг. являются: ООО «SSAB», который поставил 23,85 тонн ТМЦ, ООО «Мир Металла - 20,8 тонн и ООО «СамЛит» - 22,45 тонн. В стоимостном выражении объем поставок ТМЦ за период 2015-2017 гг. ООО «SSAB» составил 2206,75 тыс. руб., ООО «Мир Металла - 847,04 тыс. руб., ООО «СамЛит» - 1411,45 тыс. руб.
В таблице 2.6 представлен анализ основных поставщиков ТМЦ ООО «Полиметалл» методом экспертных оценок: ООО «SSAB», ООО «Мир Металла», ООО «СамЛит».
Таблица 2.6 - Анализ основных поставщиков ТМЦ ООО «Полиметалл» методом экспертных оценок
№ П/ П |
Критерий |
Оценка поставщика первым экспертом, Э1 |
Оценка поставщика вторым экспертом, Э2 |
Оценка поставщика третьим экспертом, Э3 |
Средняя оценка поставщика по десятибалльной системе |
||||||||
П1 |
П2 |
П3 |
П1 |
П2 |
П3 |
П1 |
П2 |
П3 |
П1 |
П2 |
П3 |
||
1 |
Надежность поставок |
5 |
4 |
6 |
6 |
5 |
6 |
5 |
5 |
4 |
5,3 |
4,7 |
5,3 |
2 |
Качество ТМЦ |
5 |
4 |
6 |
6 |
5 |
6 |
6 |
6 |
5 |
5,7 |
5,0 |
5,7 |
3 |
Цена ТМЦ |
8 |
6 |
7 |
6 |
7 |
7 |
8 |
6 |
7 |
7,3 |
6,3 |
7,0 |
4 |
Местораспо ложение поставщика |
6 |
9 |
7 |
7 |
9 |
8 |
6 |
8 |
7 |
6,3 |
8,7 |
7,3 |
П1 - поставщик ООО «SSAB»;
П2 - поставщик ООО «Мир Металла»; П3 - поставщик ООО «СамЛит».
Данная оценка проводится работниками отдела закупок для того, чтобы рассчитать рейтинг основных поставщиков. На основе расчета рейтинга поставщиков принимается решение, с кем заключать долгосрочные контракты и кому отдать предпочтение, если встает вопрос об увеличении закупок.
Лучший поставщик
Надежность поставок
Качество
ТМЦ
Цена
ТМЦ
Месторасположение ТМЦ
П1
П2
П3
П1
П2
П3
П1
П2
П3
П1
П2
П3
Рисунок 2.7 - Иерархия поставщиков
На рисунке 2.7 изображена иерархия основных поставщиков ТМЦ: (ООО «SSAB» (П1), ООО «Мир Металла» (П2), ООО «СамЛит» (П3).
На основе результатов экспертной оценки основных поставщиков ТМЦ ООО «Полиметалл», представленных в таблице 2.6, производится расчет их рейтинга (табл. 2.7).
Таблица 2.7 - Расчет рейтинга основных поставщиков ТМЦ ООО «Полиметалл»
№ П/ П |
Критерий |
Оценка значимости критерия по десятибалльной системе экспертами |
Среднее значение оценки значимости критерия |
Весово й коэфф ициент |
Произведение среднего значения оценки поставщика на весовой коэффициент |
||||
Э1 |
Э2 |
Э3 |
П1 |
П2 |
П3 |
||||
1 |
Надежность поставок |
7 |
8 |
8 |
7,7 |
0,28 |
1,51 |
1,33 |
1,51 |
2 |
Качество ТМЦ |
6 |
7 |
8 |
7,0 |
0,26 |
1,47 |
1,30 |
1,47 |
3 |
Цена ТМЦ |
5 |
6 |
7 |
6,0 |
0,22 |
1,63 |
1,41 |
1,56 |
4 |
Месторасположение поставщика |
7 |
5 |
7 |
6,3 |
0,23 |
1,49 |
2,03 |
1,72 |
5 |
Сумма |
- |
- |
- |
27,0 |
1,00 |
6,10 |
6,06 |
6,26 |
П1 - поставщик ООО «SSAB»;
П2 - поставщик ООО «Мир Металла»; П3 - поставщик ООО «СамЛит».
Из таблицы 2.7 видно, что наибольший весовой коэффициент имеют критерии «надежность поставок» и «качество ТМЦ» - 0,28 и 0,26 соответственно. Это означает, что данные критерии являются наиболее важными критериями при оценке поставщиков. Так же из представленной выше таблицы видно, что самый высокий рейтинг у поставщика ООО «СамЛит» - 6,26, на втором месте ООО «SSAB» - 6,10, и на третьем - ООО «Мир Металла» - 6,06.
На рисунке 2.8 изображен рейтинг поставщиков ТМЦ ООО «Полиметалл».
Рисунок 2.8 - Рейтинг основных поставщиков ТМЦ ООО «Полиметалл»
В таблице 2.8 представлен анализ поставок бракованных ТМЦ и поставок с задержкой по основным поставщикам ООО «Полиметалл» за 2015-2017 гг.
Таблица 2.8 - Анализ поставок бракованных ТМЦ и поставок с задержкой по основным поставщикам ООО «Полиметалл» за 2015-2017 гг.
№П/ П |
Показатели |
Поставщики |
||||||||
ООО «СамЛит» |
ООО «SSAB» |
ООО «Мир Металла» |
||||||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
||
1 |
Объем поставок бракованных ТМЦ, тонн |
0,10 |
0,15 |
0,11 |
0,17 |
0,18 |
0,14 |
0,20 |
0,21 |
0,19 |
2 |
Объем поставок с задержкой, шт. |
3,00 |
3,00 |
1,00 |
2,00 |
3,00 |
1,00 |
6,00 |
5,00 |
5,00 |
3 |
Объем неполных поставок, шт. |
2,00 |
1,00 |
1,00 |
2,00 |
1,00 |
2,00 |
3,00 |
2,00 |
2,00 |
4 |
Объем ненадежных поставок всего |
5,10 |
4,15 |
2,11 |
4,17 |
4,18 |
3,14 |
9,20 |
7,21 |
7,19 |
Из таблицы 2.8 можно сделать вывод, что ООО «Мир Металла» является самым ненадежным поставщиком из основных. Объем ненадежных поставок значительно больше, чем у ООО «СамЛит» и ООО «SSAB». Об этом так же свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.7, где показано, что критерий «надежность поставок» у данного поставщика ниже, чем у других, и составляет 1,3. Однако, несмотря на то, что объем ненадежных поставок ООО «СамЛит» и ООО «SSAB» меньше, чем ООО «Мир Металла», величины данных показателей являются высокими.
Так как основными поставщиками ТМЦ ООО «Полиметалл» являются ООО «СамЛит», ООО «SSAB» и ООО «Мир Металла», следует заключить с ними долгосрочные контракты. При заключении долгосрочных контрактов следует отдать предпочтение поставщику с самым высоким рейтингом - ООО «СамЛит». Однако и ООО «СамЛит, и ООО «SSAB», и ООО «Мир Металла» необходимо улучшать качество поставляемых на ООО «Полиметалл» ТМЦ, и увеличивать надежность поставок. Низкое качество поставляемых ТМЦ приводит к росту затрат на их подготовку для производства.
Не стоит забывать и о других поставщиках, с которыми сотрудничает ООО «Полиметалл», и объем поставок которых ниже, чем у основных поставщиков. Это поставщики ООО «Aluminprof», ООО «МетПром», ООО «Арматурный завод «Старт»», которые также влияют на закупочную деятельность предприятия. Несмотря на то, что данные поставщики не являются постоянными, организация отношений с ними также важна для предприятия, так как, в связи с их частой сменой, возникают большие затраты на поиск новых поставщиков.
В связи с тем, что объемы закупок ТМЦ ООО «Полиметалл» велики, возникают проблемы, связанные с неритмичностью поставок и их задержкой. Поэтому на предприятии наблюдается рост расходов, связанных с содержанием необоснованных запасов. Так же из-за неспособности поставщиков поставлять вовремя заказываемые ТМЦ предприятие ООО «Полиметалл» вынуждено искать в срочном порядке других поставщиков, что также приводит к росту затрат.
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствует о неэффективном управлении закупочной деятельностью.
В связи с тем, что на предприятии ООО «Г амма» существуют проблемы, связанные с тем, что поставки неритмичны и несвоевременны, наблюдается рост запасов, обеспечивающих непрерывность производственного процесса между поставками ТМЦ (табл. 2.9).
Таблица 2.9 - Анализ запасов ООО «Полиметалл» за 2015-2017 гг.
№ П/ П |
Наименование |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Изменение удельного веса, % |
||||
Тыс. руб. |
Уд.вес, % |
Тыс. руб. |
Уд.вес, % |
Тыс. руб. |
Уд.вес, % |
2016 2015 гг. |
2017 2016 гг. |
||
1 |
Запасы, всего в том числе: |
2918,3 |
100,0 |
3679,9 |
100,0 |
6035,9 |
100,0 |
- |
- |
2 |
ТМЦ |
1972,6 |
67,6 |
2187,9 |
59,5 |
3603,5 |
59,7 |
-8,1 |
0,2 |
3 |
затраты в незавершенном производстве |
247,8 |
8,5 |
337,8 |
9,2 |
557,4 |
9,2 |
0,7 |
0,1 |
4 |
Готовая продукция и товары для перепродажи |
489,3 |
16,8 |
876,4 |
23,8 |
1474,2 |
24,4 |
7,0 |
0,6 |
5 |
Расходы будущих периодов |
83,2 |
2,9 |
110,9 |
3,0 |
120,2 |
2,0 |
0,2 |
-1,0 |
6 |
прочие запасы |
125,4 |
4,3 |
166,9 |
4,5 |
280,6 |
4,6 |
0,2 |
0,1 |
Из таблицы 2.9 видно, что наибольших удельный вес в запасах занимают ТМЦ: в 2015 году - 67,6%, в 2016 году - 59,5%, в 2017 году - 59,7%.
Уменьшение в структуре запасов ТМЦ в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 8,1% говорит о том, что на предприятие не поставляются в необходимом количестве заказываемые ТМЦ. В 2017 году по сравнению с 2016 годом наблюдается увеличение ТМЦ в структуре запасов всего на 0,2%. Из-за недостатка ТМЦ предприятие вынуждено в срочном порядке искать других поставщиков, которые имеют возможность быстро и в необходимом объеме поставить ТМЦ, в результате чего повышается стоимость закупок. Все это приводит к тому, что на предприятии нарушается ритмичность производства, повышается себестоимость продукции.
Запасы готовой продукции и товаров для перепродажи в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличились в структуре запасов на 7,0%, что свидетельствует о возникновении проблем со сбытом продукции, с несвоевременным выполнением заказов из-за недостатка ТМЦ на складе предприятия. А в 2017 году по сравнению с 2016 годом наблюдается увеличение готовой продукции и товаров для перепродажи на 0,6% в структуре запасов.
Затраты в незавершенном производстве в структуре запасов увеличились в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 0,7%, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом - на 0,1%.
В 2016 году по сравнению с 2015 годом наблюдается одинаковое увеличение доли расходов будущих периодов и прочих запасов на 0,2% в структуре запасов. В 2017 году по сравнению с 2016 годом в структуре запасов уменьшилась доля расходов будущих периодов на 1,0%, а доля прочих запасов увеличилась на 0,1%.
На рисунке 2.9 видно, что запасы предприятия ООО «Полиметалл» в период 2015-2017 гг. постоянно увеличивались.
Рисунок 2.9 - Динамика запасов ООО «Полиметалл»
Выводы по второму разделу:
Таким образом, по результатам проведенного анализа эффективности управления закупочной деятельности ООО «Полиметалл», можно сделать вывод о том, что вследствие неправильно выстроенных отношений с поставщиками, из - за которых закупки ТМЦ неэффективны, возникают проблемы, связанные с неритмичностью поставок и их задержкой.
В результате этого происходит неравномерное изменение ТМЦ в структуре запасов, что также свидетельствует о неэффективности закупочной деятельности и негативном влиянии на экономическую эффективность предприятия.
Заключение
Актуальность совершенствования управления закупочной деятельностью предприятия доказана тем, что, являясь сложной системой, закупочная деятельность требует четкости выполнения всех ее процессов. В связи с этим, на предприятии возникает необходимость управления закупочной деятельностью.
Закупочная деятельность является неотъемлемой частью деятельности всего предприятия, поэтому от того, насколько эффективно она осуществляется, зависит успех деятельности предприятия в целом. Поэтому коммерческую деятельность в области закупок необходимо постоянно совершенствовать.
В ходе выполнения бакалаврской работы выполнены следующие задачи: