Файл: Профессиональная мотивация учащегося (Теоретические аспекты исследования профессиональной мотивации учащегося)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы «Профессиональная мотивация учащегося» обусловлена тем, что на сегодняшний момент проблема профессиональной мотивации учащихся является одной из важнейших в плане профессионального самоопределения и становления человека как полноценного члена современного общества. Молодой человек должен осуществить выбор профессии и соответствующего учебного заведения, а также быть готовым к возможным переменам на пути овладения профессией в связи с общими социально-экономическими изменениями страны.

Современный рынок труда диктует все более высокие требования к качеству подготовки и уровню квалификации специалиста. Они неуклонно возрастают, поэтому важно сделать свой выбор осознанно, правильно сориентироваться в мире современных профессий и реально соотнести свои интересы, склонности, личностные особенности, состояние здоровья с требованиями и спецификой профессии. От того, насколько ответственно молодой человек подойдет к выбору учебного заведения и будущей профессии, зависит его жизненная перспектива. Сознательный выбор профессии каждым учащимся в значительной степени повышает качество учебного процесса в вузе и обеспечивает подготовку специалистов высокой квалификации. Практика показывает, что наиболее успешно учатся те студенты, которые еще в старших классах школы заранее познакомились с будущей профессией и у которых еще в школе определился мотивационный интерес к ней.

Объект исследования: профессиональная мотивация личности как научная проблема.

Предмет исследования: формирование профессиональной мотивации учащихся.

Цель работы: рассмотреть профессиональную мотивацию учащегося.

Задачи:

1. Охарактеризовать проблему мотивации профессионального выбора в современной отечественной и зарубежной психологической науке.

2. Выявить особенности мотивационного выбора профессии у учащихся старших классов.

3. Провести эмпирическое исследование особенностей выбора профессиональной мотивации старшеклассников.

Источниковая база исследования: теоретическими основаниями данной работы явились результаты исследований мотивационно-потребностных компонентов учебно-профессиональной деятельности (В. Апельт, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, В.Я. Кикоть, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Г.А.Мухина, Р.С. Немов, Н.В. Нестерова, А.Н. Печников, Х. Хекхаузен, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон, В. А. Якунин и др.). Мотивы трудовой деятельности выявлялись в трудах С.Я. Батышева, О.С. Гребенюка, B.C. Ильина, Г.И. Ибрагимова. Психолого-педагогическую готовность педагога к взаимодействию с учащимися в процессе формирования их профессиональной мотивации обсуждали в своих работах В.П. Беспалько, Е.Б. Бондаревская, B.C. Ильин, Н.В. Кузьмина, Е.Н. Шиянов, Н.Н. Шенцева.


Практически все исследования по развитию профессиональной мотивации учащихся в период обучения в образовательном учреждении ориентированы, в основном, на реализацию внутренних стимулов и формирование в процессе обучения и воспитания потребностей в знаниях, чтобы в дальнейшем стремлении приносить пользу обществу, к общественно важным достижениям. В то же время организационно-педагогические условия деятельности по развитию профессиональной мотивации учащихся в процессе построения и реализации образовательного процесса, изучены недостаточно, программы формирования профессиональной мотивации учащихся старших классов разноплановы, результаты их противоречивы.

Структура работы: исследование включает введение, две главы, заключение, библиографический список.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессиональной мотивации учащегося

1.1. Проблема мотивации профессионального выбора в современной отечественной и зарубежной психологической науке

Профессиональная мотивация — это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Проблема мотивации профессионального выбора является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии.

Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, по мнению
X. Хекхаузен - это побуждение к действию определенным мотивом[1]. При этом, по мнению автора, едва ли найдется другая такая же необозримая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как психология мотивации.

Данной проблемы, так или иначе, касались как зарубежные исследователи: В. Берг, Р. Кросс, К. Мак Дениэлз, Х. Маккей, Н. Джисберс, Э. Мур, Р. Харвей и др.; так и отечественные: К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Демин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.Л. Купрейченко, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Е.Н. Осин, Н.С. Пряжников, Н.В. Самоукина и др.[2]


В работах К.А. Абульхановой-Славской, В.Г. Асеева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, В.К. Вилюнаса, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Н.А. Карповой, М.Ш. Магомед-Эминова, А.В. Петровского, Б.А. Сосновского, Т.В. Корниловой, П.М. Якобсона и других освещается комплекс проблем мотивации и профессиональной ориентации личности. Вопросы профессиональной мотивации (виды, содержание, функции, механизмы и т. д.) разрабатываются в трудах В.Г. Асеева, Т.Л. Бадоева, В.К. Гербачевского, Г.А. Гусевой, Е.А. Климова, В.И. Ковалева, Е.В. Козиевской, И.Г. Кокуриной, А.С. Мельничука, Ю.В. Новоселова, И.М. Палея, Э.С. Чугуновой, А.Г. Шмелева.

Разработка проблемы мотивации в современных научных исследованиях связана прежде всего с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет.

В современной зарубежной психологии мотивация чаще всего понимается как процесс, который инициирует, направляет и поддерживает поведение, ориентированное на достижение определенной цели. При этом под профессиональной мотивацией понимается процесс, обуславливающий целенаправленное поведение в сфере профессиональной деятельности на всех этапах ее становления.

А.К. Маркова с соавт.[3] впервые использовали термин «мотивационный синдром» для обозначения совокупности мотивов, соотнесенных с той или иной потребностью. При этом автор отмечает факт «перекрещивания» мотивов потребности в познании с мотивами достижения, аффилиации, доминирования, позволяющий путем стимулирования одного мотива воздействовать на мотивы других потребностей. Одними из форм появления мотивационного синдрома выступают познавательные и профессиональные мотивы. Они являются относительно независимыми составляющими единого, более широкого общего - мотивационного синдрома учебной деятельности, отражающего динамику взаимных трансформаций этих мотивов.

Отсюда учебно-профессиональный мотив начинает действовать, затем становится доминирующим и приобретает самостоятельность и лишь после осознается, т. е. первым условием является организация, становление самой учебной деятельности в контексте будущей профессиональной деятельности. Мотивация является как бы содержательным и «энергетическим» ядром структуры, от которого зависит устойчивость и особенности ее изменчивости.

С.Ю. Головин писал, что мотивация - это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.


По мнению Д. Сьюпера[4], человек должен выбирать профессию с учетом своего образа «Я» как собственно образа человека, способа мыслей о самом себе и оценки себя; интеллекта как структуры общих способностей и способностей к обучению и научению; специальных способностей, интересов, ценностей личности - как внутренних (содержательных), так и внешних (сопутствующих процессу труда), отношения к труду, работе и профессии; потребностей, определяющих мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии, черт личности как наиболее общих моделей поведения человека, профессиональной зрелости, понимаемой достаточно широко.

Внутренняя мотивация - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Это то, что порождается в сознании человека самой трудовой деятельностью: понимание ее общественной полезности, удовлетворение, которое приносит работа, т. е. результат и процесс труда. Такая мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без какого-либо давления[5]

На выбор профессии влияют различные факторы. Согласно Э. Роу[6], к их числу относятся социоэкономический статус, этническая принадлежность, интеллект, специальные способности, профессии родителей, а также семья, подкрепляющая те или иные образцы профессиональной карьеры и выступающая как модель определенного образа жизни, источник формирования жизненных ценностей и побуждений. 

В отечественной психологии мотивацию понимают с двух основных направлений. Согласно первому направлению мотивация представляет собой совокупность факторов или мотивов. Согласно второму направлению мотивация - это динамичное образование, процесс.

Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую (вызывает активность человека к профессиональной деятельности, потребность в ней); направляющую (определяет характер цели в профессиональной деятельности); регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности).

Мотивация фиксирует такое состояние профессиональной деятельности, которое желательно для человека, но которого еще нет в наличии[7].

Таким образом, при рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является одним из основных. Общепризнано, что от выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности. Профессиональная мотивация формируется в результате целенаправленной деятельности школы, вуза и коллективов, в которых приходится работать выпускникам школ, вузов и других учебных заведений.


1.2. Особенности мотивационного выбора профессии у учащихся старших классов

Современное состояние на рынке труда потребовало появления нового типа специалиста, обладающего набором профессионально важных качеств, позволяющих ему быть востребованным и конкурентоспособным. В связи с этим перед образовательными учреждениями стоит задача организовать работу по формированию высокого уровня самосознания, повышенного чувства ответственности, стремления к саморазвитию у школьников начиная с подросткового возраста. В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»[8] получают развитие вариативность образования, новые педагогические технологии, осуществляется переход процесса воспитания в зону ближайших интересов молодежи.

Профессиональная мотивация - длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности. Поэтому на уровне школы работа по изучению и формированию мотивационных факторов личности учащегося должна быть системной, то есть в ней должны участвовать и администрация школы, и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и обязательно сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны принимать участие и родители школьников.

Выбор профессии - один из важных шагов в человеческой жизни. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии[9].

Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем общества, в котором им предстоит жить. В связи с этим при профессиональном выборе у подростков зачастую возникают отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределенное время или перекладывая ответственность на других: родителей, друзей, знакомых.