Файл: Проблемы и перспективы развития конкурентоспособности российской экономики.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке
1.1. Конкуренция и конкурентоспособность
1.2 Факторы и индикаторы международной конкурентоспособности
1.3. Теория международной конкуренции Портера
Глава 2. Анализ международных конкурентных стратегий
2.1 Международные конкурентные стратегии: понятие, формы международной конкуренции.
2.2 Типы международных стратегий
2.3 Классификация стратегических подходов для международных компаний
Глава 3. Проблемы и перспективы развития конкурентоспособности российской экономики
3.1 Особенности международной конкуренции в современных условиях
3.2 Причины сдерживания конкурентных преимуществ России
Введение
Актуальность. Система хозяйственного учета на предприятии позволяет отразить хозяйственную деятельность предприятия в документах и цифрах, в упрощенном варианте она является системой, аналогичной этой деятельности, то есть моделью хозяйственной деятельности предприятия. Изучение и совершенствование системы хозяйственного учета необходимо для анализа и совершенствования хозяйственной деятельности предприятий.
Актуальность. Современная конкуренция это атрибут мирового рынка и форма рыночных процессов. Характеризующаяся невиданно раннее масштабностью, динамизмом и остротой. Масштабность определяется ростом числа участников внешнеторговых операций. НТР придает конкуренции динамизм. Это приводит к падению стоимости транспорта и связи, нарастанию информационных и технологических потоков через границы государств, дальнейшей унификации национальных инфраструктур, снижению торговых и инвестиционных барьеров. Результатом изменений стал заметный рост международной торговли и инвестиций. Исследования и корпоративная практика в области международной стратегии приобретают для многих компаний все большее значение в результате дальнейшей глобализации конкуренции. Специалисты по выработке международной стратегии уделяют особое внимание способности многонациональной компании создавать конкурентные преимущества за счет своей активности на мировом рынке.
Компании распространяют деятельность на международных рынках по трем причинам: завоевания новых рынков, из-за конкурентной потребности снизить затраты или из-за желания получить доступ к природным ресурсам других стран. Независимо от причин которые движут компанией, международная стратегия всегда должна соответствовать ситуации. Особое внимание уделяются различиям в потребностях покупателей и их традициях на национальных рынках, каналам распределения, долгосрочному потенциалу, движущим силам и конкурентному давлению.
Цель курсовой работы заключается в раскрытие темы «Конкурентные стратегии фирм на внутреннем или мировом рынках.» - выяснении и анализе международные конкурентные стратегии, их типы и формы проявления, конкурентоспособность России в современном мире.
Задачи :
- изучить научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке;
- провести анализ международных конкурентных стратегий;
- выявить проблемы и перспективы развития конкурентоспособности российской экономики.
Объект исследования это особенности проявления международной конкуренции в современных условиях.
Предмет исследования это международные конкурентные стратегии как средство эффективности конкурентной борьбы.
Теоретической и методологической основой курсового исследования являются : теоретическая основа это разработки ведущих ученых в области международных экономических отношений, а методологическая основа представляет собой диалектический метод познания, который предопределяет изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи.
Структура работы включает введения, три главы, заключения, список использованных источников и приложения.
Глава 1.Научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке
1.1. Конкуренция и конкурентоспособность
Конкуренция (от лат. «Сталкиваться», «соперничать») -- борьба, соперничество какой-либо области с получением какой-либо выгоды.[1] Конкуренция есть свойство любого экономического субъекта, хозяйствующего в условиях рыночной экономики. Как экономическое понятие конкуренция это соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.[2]
Понятие «конкуренцию» и «борьба» связаны. Борьба происходит между экономическими субъектами: борьба между производителями борьба за максимизацию выгод от внешней торговли между государствами. Целью любого хозяйствующего субъекта в рыночных условиях является выигрыш в подобной борьбе. С одной стороны, следствие конкуренции это обострение производственных и рыночных отношений, но другой стороны это повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса. В процессе развития экономики сущность, формы, методы конкуренции претерпевают изменения. Так, например на отдельных исторических отрезках времени приватизировала свободная конкуренция затем «весы» склонились в плоскость монополистической конкуренции Ценовая конкуренция вытеснила не ценовую конкуренцию. Т.д. Конкуренция важный и органичный элемент рыночного механизма. Продукцией является нечто материальное осязаемое то есть товары или услуги. В мире тысячи компаний, которые поставляют услуги для той или иной области деятельности. Любой грузоотправитель моментально назовет десяток компаний, остро конкурирующих за клиента на мировом транспортном рынке. Сюда также можно отнести прямые и портфельные инвестиции, на их рынках тоже идет борьба за своего клиента. В одни страны инвестиции идут в виде тоненького ручейка, а в другие мощным потоком. В области продвижения научных исследований и идей также наблюдается конкуренция. Особенно в тех странах, где существует объемный рынок научных идей. Понятие «конкуренция» и понятие «конкурентоспособность» связанны. В процессе конкуренции на любом уровне есть лидеры и аутсайдеры. Применительно к предприятию, конкурентоспособность определяется его возможностью безубыточно реализовать товар на рынке, получать на нем долю прибыли, длительное время оставаться прибыльным. В научном обороте нет общепризнанного определения понятия «конкурентоспособность национальной экономики».Его природа многогранна. Тем не менее, можно использовать следующее понятие: конкурентоспособность национальной экономики - это концентрированное выражение экономического, научно-технического, производственного, управленческого и другого потенциала, которым обладает та или иная страна и который реализуется в товарах, услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними иностранным товарам, услугам на внутреннем и внешнем рынках[3].
Многообразие подходов к понятию конкурентоспособности в экономической литературе определяется:
особенностями постановки задач и целей исследования,.Это приводит к необходимости акцентировать своего внимание на том или ином аспекте конкурентоспособности;
особенностями выбора предмета исследования, в качестве которого могут выступать предметы , субъекты , объекты конкуренции и масштабы деятельности .
Основные виды конкурентоспособности: конкурентоспособность страны; конкурентоспособность отрасли; конкурентоспособность региона; конкурентоспособность организации ; конкурентоспособность продукции (товаров, услуг)
Виды конкуренции:
совершенная конкуренция – конкуренция, при которой не один из участников своим предложением цены не может повлиять на установившуюся рыночную цену.
несовершенная конкуренция – конкуренция, имеет обстоятельство, ограничивающая конкуренцию, например ситуация монополии.
Раскрывая причины возникновения конкуренции, следует учитывать, что и (учение любого экономического явления должно опираться на три подхода
1) причинно-следственный;
2) функциональный;
3) системный.
В рамках причинно-следственного подхода, происходит выяснения «первичности» и «вторичности» процессов, обнаружения, исторически конкуренция порождается общественным разделением труда и частной собственностью. Они неизбежно ведут к установлению всеобщей связи хозяйствующих и экономически обособленных друг от друга субъектов через рынок. При функциональном подходе, раскрывается характер взаимодействия субъектов, из этого можно сделать вывод, что отношения конкуренции это не предвиденное «зло» на пути развития экономической жизни человеческого общества, а одно из фундаментальных, объективных законов. Системный подход определяет конкуренцию как необходимый способ организации целостной системы рыночных отношений.
Конкурентоспособность товаров (услуг)
Товар является сложным, многоаспектным, экономическим объектом, характеризуется совокупностью свойств, главным из свойств являются потребительские свойства. Способность товара удовлетворять потребности владельца. Товар — продукт труда, произведенный для продажи. Термин «товар» является универсальным, общим терминам является «продукт». Товары являются физическими осязаемыми продуктами. Продукт включает и неосязаемую составляющую часть (услуги, идеи и пр.).
Продукт то, что предлагается на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворить определенные потребности . Согласно Котлеру, товар воспринимается на трех уровнях:
товар по замыслу, определяет какую проблему решает создаваемый товар для потребителя;
товар в реальном исполнении это конкретный товар, который облодает уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием, упаковкой;
товар с подкреплением предоставляет дополнительные услуги .
Услуга — вид деятельности или блага, которые одна сторона предлогает другой.Характеристики услуги: неосязаемость ;неотделяемость отпроизводителя;непостоянство качества ;несохраняемость .
«Конкурентоспособность товара» в иерархии понятий конкурентоспособности является базовым и рассматриваеться для различных видов товаров .
Производителями товаров являются предприятия, отрасли, регионы, государства, вступающие в конкурентную борьбу за: потребителей; рынки; факторы производства ;инвестиции.
Потребительская ценность товара это удовлетворение конкретной потребность соответствующей группы потребителей . Потребительскую ценность товара определяет степень его соответствия потребностям соответствующей группы потребителей. Мера потребительской ценности товара — максимальная цена, которую потребитель готов заплатить . Чем ниже цена реализации товара , тем выгоднее потребителю покупка товара, или. Для потребителя неоплаченная часть равна полученной им от использования товара дополнительной прибыли. Для производителя соответствует «запасу конкурентоспособности его продукции».
Покупатели, принимают решение о покупке используют критерии: цена и качество (причем одни покупатели подразумевают надежность, а других — эстетические характеристики). Потребитель всегда должен взвешивать «достаточно ли качеств» ему предлажил за указанную цену.
Проводя сравнение товаров, которые предназначенны для того чтобы удовлетворять одну и ту же потребность, покупатель учитывая потребительские свойства, находит степень соответствия собственным потребностям. Он хочет добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств изделия и расходами по его приобретению и использованию, то есть получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. В отношении к конкретной потребности указанное соотношение достигается рядом различных товаров благодаря наличию у них аналогичных свойств. Все они обладают способностью удовлетворять потребность и в отношению рассматриваютя как взаимозаменяемые. Например, потребность человека в передвижении может быть удовлетворена путем применения автомобиля, мотоцикла, велосипеда, поезда и т. д.
1.2 Факторы и индикаторы международной конкурентоспособности
Способность компаний удерживать конкурентное преимущество определяется тремя факторами:
Первый фактор - источник преимущества, : высокого либо низкого ранга. Под Преимуществам низкого ранга понимается дешевая рабочая сила или сырье. Низкого потому, что можно найти еще более низкую рабочую силу. Преимуществом высокого ранга является удерживание в течение длительного времени. К примеру в Япония нет газа и им приходится покупать на мировом рынке сжиженный, который в 4 раза дороже чем в России , а новые энергосберегающие технологии позволяют выпускать товар который по йенам сравним с российским. Это запатентованная технология дифференциация товаров и услуг, репутация фирмы, глубокий маркетинг[4].
Второй фактор - количество явных источников конкурентного преимущества у компании. Нельзя опираться на одно какое-либо преимущество, то фирмы конкуренты обязательно это выбьют. Когда их много задача сложнее
Третий фактор — это постоянная модернизация производства. В Фирмах скорость создания преимуществ должна быть не ниже, скорости конкурентов. Причина потери лидерства фирмы в отрасли, самоуспокоенность фирмы, в боязни вносить постоянные поправки с свою стратегию, которая со временем становится рутинной.[5]
Согласно рейтингам конкурентоспособности Всемирного экономического форума 194 индикатора распределены о 12 группам.
1. Характеристики фирм дает характеристику структуре стратегий национальных фирм и специфике прямых иностранных инвестиций.
2. Базовые индикаторы стран содержат данные о темпах роста прибыли наиболее бедной части населения, дифференциации доходов, ВВП, ВВП на душу населения и темпах его роста.
3. Индикаторы государственной и фискальной политики включают сведения о налоговой системе, структуре потребления, о государственных расходах.
4. Институты определяемые экспертным путем показатели стабильности государственных и политических институтов, уровень бюрократии, коррупции, использования судов для решения деловых споров и др.
5. Инфраструктура это дороги, железные дороги, авиатранспорт, состояние телефонных сетей и т. д.
6. Человеческий потенциал включает круг показателей по качеству образования в государственных школах, различиям в качестве школ, качеству здравоохранения, силе профсоюзов, численности безработных.