Файл: Проблемы и перспективы развития конкурентоспособности российской экономики.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке
1.1. Конкуренция и конкурентоспособность
1.2 Факторы и индикаторы международной конкурентоспособности
1.3. Теория международной конкуренции Портера
Глава 2. Анализ международных конкурентных стратегий
2.1 Международные конкурентные стратегии: понятие, формы международной конкуренции.
2.2 Типы международных стратегий
2.3 Классификация стратегических подходов для международных компаний
Глава 3. Проблемы и перспективы развития конкурентоспособности российской экономики
3.1 Особенности международной конкуренции в современных условиях
3.2 Причины сдерживания конкурентных преимуществ России
НТР активно воздействует на формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения .
Использование достижений НТР приводит к открытию широких возможностей для обновления товарной номенклатуры.
На сегодняшний день новизна это один из ключевых факторов конкурентоспособности.
Среди товаров, экспорт которых растет быстро , преобладают товары которые быстро обновляются под воздействием НТР : интегральные схемы, ЭВМ, коммуникационное электронное оборудование и др.
Компании, успешно освоившие выпуск новых товаров, за 5-10 лет после их внедрения в производство имеют темпы роста прибыли в два раза выше, в сравнении с конкурентами , продолжившими выпуск традиционной продукции. Рыночный успех новых товаров достигается при сравнении высоких цен. Это аргумент в поддержку концепции возрастания роли не ценовых форм конкуренции.
ценовая конкуренция ограничена. На первый план выходит неценовая конкуренция: качество, новизна товара, прогрессивность и надежность конструкции и т. п. Чем шире спектр потребительских требований и выше их уровень, тем жестче требования к экспортерам, к их конкурентоспособности.
Международная организация «Европейский форум по проблемам управления» определила понятие конкурентоспособность как реальную и потенциальную возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, производить и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.
В мировой практике есть много примеров масштабного и быстрого удешевления товаров. Использованию достижений НТР приводит к снижению цен.
Понятие цены как центра, относительно падает и уступает место ценовым параметрам. К ним относятся качество, новизна, прогрессивность и надежность конструкции и т .п. Параметры, формируют новую систему потребительских ценностей , образовывая новые «эпицентры» конкурентной борьбы.
Конкурентоспособный товар производит только конкурентоспособная фирма, .Конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и не ценовым характеристикам более привлекательны для потребителей .
3.2 Причины сдерживания конкурентных преимуществ России
От реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса зависит развития внешней торговли России.
К ним относятся:
-сырьевые ресурсы
- высокий уровень рабочей силы при сравнительной дешевизне,
- объемы накопленных основных производственных фондов и фондов
универсального обрабатывающего оборудования;
- уникальные передовые разработки и технологии в ряде секторов
экономики, связанные с ВПК,
- низкая капиталоемкость сектора НИОКР при развитой
инфраструктуре,
- долговременное присутствие российской машина технической
продукции на рынках некоторых стран, позволяющее сохранить и
усилить влияние на этих рынках.
Однако существует ряд причин сдерживающих эти преимущества .
К ним относятся :
- неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества;
- отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта;
- трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий[10] .
препятствием для выхода на многие рынки, где Россия могла бы использовать свои конкурентные преимущества является жесткий протекционизм некоторых зарубежных стран , поддерживающих монополию транснациональных корпораций. Например - рынок космических и информационных технологий и услуг.
3.3 Пути повышения конкурентоспособности России
В последние годы Россия теряет международную конкурентоспособность .
Причиной являются чрезмерно затянувшиеся кризисы . Это приводит к сокращению экспортных возможностей страны.
Государство заинтересовано в этой ситуации , и старается всячески поддерживать и стимулировать отечественных производителей ,а также решить комплекс стратегических задач, связанных с обретением Россией международной конкурентоспособности.
К этим задачам относятся:
Целенаправленное содействие государства структурной перестройке экономики,
Изменение характера присутствия России в мировой экономике в отношении как товарной специализации, так и соответствующих договорно-правовых и политических условий;\
Обеспечение экономической безопасности страны.
Для выполнения задач и достижения цели необходимо:\
Формирование новой структуры экспорта(значительное повышение в нем удельного веса и объема товаров с высокой степенью переработки, особенно изделий машиностроения, а так же услуг),
Создание необходимых условий для отечественных производителей,
Выявление и целенаправленное использование наиболее перспективных для российского экспорта товарно-страновых ниш на мировом рынке.
Обеспечение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами, их торгово-экономическими группами, организациями и союзами,
Поддержание со стороны государства импорта необходимых товаров, имеющего важное экономическое и социальное значение,
Урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами и международными организациями - кредиторами и должниками России,[11] .
Вывод. Современная конкуренция это атрибут мирового рынка и форма рыночных процессов. Определяется масштабностью, динамизмом и остротой.
Масштабность конкуренции обусловлена ростом участников внешнеторговых операций,которые под воздействие м МРТ вовлекаются в международный обмен, международной специализацией и кооперацией в различных областях.
Активное и многоплановое воздействие НТР на формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения имеет место на всех уровнях мирохозяйственных отношений.
Сегодня ценовая конкуренция ограничена. В мировой практике есть много примеров масштабного и быстрого удешевления товаров. Снижение цен возможныо из-за использования достижений НТР, обеспечивающих снижение издержек производства.
Заключение
Заключение Конкуренция это органически присущее свойство любому экономическому субъекту, которое хозяйствует в условиях рыночной или смешанной экономики .
Понятие «конкуренция» и «конкурентоспособность» связаны. Конкурентоспособность национальной экономики -общий показатель эффективности функционирования национального хозяйства и это субъектов. В большинстве развитых стран парадигмой является повышение национальной конкурентоспособности .
Среди теорий объясняющих суть международной конкуренции на современном этапе экономического развития, заметное место занимает работа американского экономиста М. Портера «Конкурентное преимущество стран". Понятие «национальный ромб занимает центральное место в его идеи . «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, они находясь во взаимодействии, создают благоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны. К детерминантам относятся:\В условиях международной конкуренции в различных отраслях формируются свои международные стратегии, для каждого предприятия , для более эффективного производственного процесса по отношению к конкурентами. Конкретная стратегия основывается на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. международная конкуренция проявляется и работает в различных отраслях . В одном случае конкуренцию называется многонациональной, , существует она между странами, а конкуренция на каждом национальном рынке не зависит от конкуренции на национальных рынках других стран.
Также существует глобальная конкуренция. при глобальной конкуренции цены и конкурентные условия по всем национальным рынкам взаимосвязаны и имеет место единый международный рынок. При глобальной конкуренцией конкурентная позиция компании влияет на позицию других компаний
Многонациональная конкурентная стратегия подходит для тех отраслей, в которых преобладает многонациональная конкуренция, а глобальная стратегия к отраслям с глобальной конкуренцией. Глобальная стратегия компании работает, когда во всех охватываемых странах она реализует одну и ту же конкурентную стратегию.
Масштабность конкуренции вызвана ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях. Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции.
Активное воздействие НТР на формирование условий конкурентной борьбы и средств ее вна всех уровнях мирохозяйственных отношений. На сегодняшний день ценовая конкуренция ограничена. В мировой практике есть множество примеров масштабного и быстрого удешевления товаров. Снижение цен стало возможным благодаря достижениям НТР, обеспечивающих резкое снижение издержек производства.
За последнее десятилетие ХХ века положение России в мировой торговле ухудшилось. Доля в мировом экспорте снизилась. В ходе чего государству увеличивает эту долю. Задачей государства стало совершенствование рекламы российских экспортеров . экспорт непременно должно включать в себя формирование и развитие договорно-правовой базы России.международный конкурентоспособность стратегия портер
Список использованной литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения [Текст]: Учебное пособие / Е.Ф. Авдокушин - М.: Проспект - М, 2009. - 344 с..
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник [Текст] / Е.Ф. Борисов. - М.: Проспект, 2010. - 571с.
3. Блинов А. Конкурентоспособность российской экономики: миф или реальность? / А. Блинов // Инвестиции в России. - 2013. -№ 6. - С. 17-21.
4. Булатов А.С. Мировая экономика [Текст]: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ. 2010.-608 с.
5. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. [Текст] (Фундаментальная теория экономики): Учебник / А.Г. Войтов 8_е перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 - 186с.
6. Журавлева Г.П. Экономика [Текст] (Учебник) / Г.П. Журавлева - М.: Юристь, 2011. - 574с.