Файл: Проблемы и перспективы развития конкурентоспособности российской экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. Технология включает общее технологическое развитие, уровень преподавания математики в школах, научно-исследовательские институты, затраты государственного сектора на НИОКР.

8. Финансы Включают уровень развития финансовых рынков, доступность кредитов, состояние конкуренции в банковском секторе, ставку рефинансирования.

9. Открытость для международной торговли и движения капитала включает скрытые барьеры внешней торговли, валютный курс, уровень поддержки экспорта со стороны государства, интегральную ставку тарифа, доступность на мировые рынки капитала.

10. Внутренняя конкуренция включает показатели легкости начала нового бизнеса, государственной защиты новых предприятий; антимонопольной политики, спроса на инновации со стороны потребителей.

11. Характеристика оперативной и стратегической деятельности компаний включает набор сведений о наличии брэндов международного уровня, уровня технологического развития, дизайна продукции, маркетинга, доступности человеческих ресурсов, уровня компетенции менеджеров высшего звена и др.

12. Политика по охране окружающей среды включает круг представительных данных о контроле за воздушными и водными выбросами, а также за производством генетически модифицированных продуктов и др.[6]

Факторы, определяющие конкурентоспособность страны

1)динамизм экономики, оценивается по темпу экономического развития, положению национальной валюты, объему производства важнейших товаров в расчете надушу населения и др.

Эффективность промышленного производства:

1)Динамизм рынка, оцениваается уровнем качества товаров, объемом потребительских расходов надушу населения и др.;

2)Состояние и развитие финансовой системы страны, оценивается деятельностью коммерческих банков;

3)Человеческие ресурсы, определяются численностью и темпами роста населения и рабочей силой, уровнем безработицы, уровнем квалификации трудовых ресурсов и т.п.;

4)Роль государства, оценивается степенью воздействия государственного регулирования в экономике на основе исследования уровня налогообложения и др.;

5)Ресурсы и инфраструктура исследуют обеспеченность страны различными видами ресурсов со степенью развития инфраструктуры;

6)социально-политическая обстановка оценивается характеризующими показателями. В качестве них выступает величина дохода и его распределение, и т. д.

Структура конкурентоспособности в каждой стране отличается, нетсуществует государства конкурентоспособного во всех или в большинстве отраслей. В итоге странам удается достичь успеха в определенных отраслях, так как внутренние условия оказываются наиболее динамичными и перспективными.


Среди наиболее распространенных методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности страны выступают методики Всемирного банка, Всемирного экономического форума.

Всемирный экономический форум оценивают по 8 группам факторов:

1)внутренний экономический потенциал;

2)внешнеэкономические связи;

3)государственное регулирование;

4)кредитно-финансовая система

5)инфраструктура;

6)система управления;

7)научно-технический потенциал;

8)трудовые ресурсы.

Показатели для оценки стадии развития конкурентоспособности страны:

1)характеризуют уровень развития экономики ;

2)характеризуют трудовые ресурсы ;

3)расходов на НИОКР, % от ВВП ;

4)характеризуют экспорт ;

2. Всемирный банк оценивает конкурентоспособность страны по 9 критериям

1)политический риск (возврат денег);

2)экономические перспективы;

3)внешняя задолженность;

4)долг в связи с дефолтом или реструктуризацией долга;

5)доступ к банковским ресурсам;

6)доступ к рынкам капитала;

7)предоставление форфейтинговых услуг.

1.3. Теория международной конкуренции Портера

Работа «Конкурентное преимущество стран» автором которой является американский экономист М. Портер по праву занимает заметное место среди теорий объясняющих суть международной конкуренции на современном этапе экономического развития, логику конкурентной борьбы на мировых рынках товаров и услуг. Работа была опубликована в 1991 г. Ценность исследования состоит в ответе на большинство вопросов, возникшие в 1980e годы у ученых экономистов . Согласно автору в выстраивании теории международной конкуренции приняли участие более пятидесяти ведущих ученых экономистов из десяти стран. Совместными усилиями был создан действительно успешный научный продукт , на данном этапе не подвергающийся критике. Одним положений исследования Портера по проблемам развития международной торговли является : на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны[7].

Исследование конкурентных преимуществ фирм в глобальных масштабах является сердцевиной теории . Чтобы понять природу конкуренции нужно исследовать отрасль, в рамках которой оперирует фирма, так как там сосредоточены конкуренты, которые выпускают аналогичную продукцию. Продукция рассматриваются со сходными источниками конкурентного преимущества и родственные отрасли, которые имеют тех же покупателей . Например, полиэтилен высокого давления используется в производстве факсимильных аппаратов, деталей для карьерных самосвалов или самолетов. В свою очередь, для производства ПВД необходимо оборудование для литья пластмассы под давлением. Это и есть конкурентное поле.


Существуют два момента в выборе конкурентной стратегии: - структура отрасли, в которой действует фирма, - позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли .

Согласно Портеру, суть конкуренции выражается пятью силами :

1) угрозе появления новых конкурентов;

2) угрозе появления товаров и услуг-заменителей;

3) появление нового сегмента отрасли;

4) изменения стоимости или наличия компонентов производства;

5) изменение правительственного регулирования;.

Значение каждой из указанных пяти сил изменяется от отрасли к отрасли. Также они используются для определения прибыльности отрасли. Существуют два вида конкурентного преимущества : - более низкие издержки;- дифференциация товаров. Низкие издержки это способность фирмы выпускать сравнимый товар но с меньшими затрата, чем у конкурентов. Дифференциация - это способность обеспечивать покупателя большей ценностью в виде новых качеств товара и потребительских свойств.

К причинам, которые требуют от фирмы введения новаций, Портер относит :

1) новые технологии;

2) новые или изменившиеся запросы покупателей

3) появление нового сегмента отрасли;

4) изменения стоимости или наличия компонентов производства;

5) изменение правительственного регулировани;я.

Формы международной конкуренции в разных отраслях значительно различаются. С одной стороны, есть спектр компаний, который осуществляет незначительные по объему международные операции, . С другой стороны, глобальные отрасли , которые представляют арену суровой борьбы фирм разных стран.Здесь от компании требуется глобальная стратегия, основанная на двух принципиальных позициях. Первая — фирма добивается глобального преимущества, размещая различные виды деятельности в разных странах выгодно. Для обслуживания мирового рынка. Вторая — фирма координирует деятельность филиалов разбросанных по всему миру.

Компания изначально решает задачу — размешать филиалы в одной-двух или во многих странах. Портер объемно и досконально исследует такие положения как:

- конфигурация деятельности компании при глобальной стратегии,

-вопросы глобальной координации,

-процессы глобализации отрасли и др.

Компания на международном рынке добивается успехов когда условия ее базирования благоприятствуют проведению наилучшей стратегии.

Под конкуренцией Портер подразумевает постоянные перемены. Гланую роль в стимулировании совершенствования играет страна базирования. в стране базирования разрабатываются стратегия, основная продукция и где имеется необходимая рабочая сила, обладающая навыками.


В теории выделяют четыре свойства страны. они формируют среду конкуренции местных фирм и влияют на ее международный успех . Портер называл их «детерминантами конкурентного преимущества страны» и ввел понятие «национальный ромб». Который заключен в четырех атрибутах страны Портером были выделены следующие «атрибуты»:

1. Условия для факторов производства . Позиция страны характеризуется по основным факторам производства. Которыми выступают квалификация рабочей силы и качество инфраструктуры. Обеспечивающие успешную конкурентную борьбу.

2. Состояние спроса. Понятием «характер спроса» подразумевает объем , структура, качества потребителя, зрелость, осведомленность и требовательность.

3. Родственные и поддерживающие отрасли . Имеются в виду отрасли — поставщики исходных компонентов для производства товаров. Наличие в стране отраслей-поставщиков благоприятно сказывается на любой отрасли экономики.

4. Условия для стратегии, структуры и соперничества .Существуют в стране условия для соперничества между компаниями, их структуры и стратегии.

Портер в своей работе «Competitive Advantage of Nations» развил понятия жизненного цикла страны. характер конкурентоспособности определяется стадией жизненного цикла, нв которой находится страна. Портер выделил следующие четыре стадии жизненного цикла страны:

1. Стадия факторов производства. Конкуренция страны осуществляется по факторам производства: стоимость рабочей силы, плодородность земли и т. д.

2. Стадия инвестиций. Конкурентное преимущество экономики основывается на готовности и способности национальных фирм к агрессивному инвестированию: в современное,или эффективное оборудование и лучшую технологию;

3. Стадия нововведений. Потребительский спроса разнообразен в связи с ростом личных доходов, повышением уровня образования и стремлением к комфорту.

4. Стадия богатства. Движущая сила экономики это достигнутое изобилие. Ослабление соперничества — является результатом уделение большего внимания сохранению позиций.

Также Портер сформировал рекомендации по экономической политике

- экономика на стадии факторов — создается и поддерживается общая политическая и макроэкономическая стабильность , достигается верховенства закона; достигается высокий уровень физической инфраструктуры и общего образования; открываются рынки; создаются условия для ассимиляции технологий мирового класса и привлечения ПИИ;

- экономика на стадии инвестиций — инвестирует в совершенствование инфраструктуры и научно-исследовательской мощности; создает возможности по опережению зарубежных технологий и т.д.;


- экономики на стадии нововведений — создает исследовательские ресурсы мирового класса; создает условия для развития уникальных стратегий и лучших в мире нововведений и т. д.

Вывод : Конкуренция это свойство любого экономического субъекта, который хозяйствует в условиях рыночной или смешанной экономики. Понятие «конкуренция» и «конкурентоспособность» связаны. Конкурентоспособность национальной экономики является общим показателем эффективности функционирования национального хозяйства . Для большинства развитых стран парадигмой экономической политики является повышение национальной конкурентоспособности. Среди работ объясняющих с теоретических позиций суть международной конкуренции на современном этапе экономического развития, логику конкурентной борьбы на мировых рынках товаров и услуг, заметное место по праву занимает работа американского экономиста М. Портера «Конкурентное преимущество стран". Центральное место в его идеи - понятие «национального ромба». «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые находясь во взаимодействии, создают благоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.

Глава 2. Анализ международных конкурентных стратегий

2.1 Международные конкурентные стратегии: понятие, формы международной конкуренции.

Слово “стратегия”, с греческого означает “искусство полководца” 1.

стратегия - это деловая концепция плюс ассортимент реальных действий , приводящая эту бизнес-концепцию к созданию реального конкурентного преимущества2.

На международном рынке конкурируют только фирмы. Возможности фирм на современном этапе не ограничены пределами страны базирования.

Основной единицей для понимания природы конкуренции является отрасль. Отрасль это группа конкурентов, которые производят товары или услуги и непосредственно соперничают друг с другом.

В Стратегическую значимою отрасль входят продукты с похожими источниками конкурентного преимущества. Границы всегда расплывчаты на практике. Разрабатывая конкретную стратегию, фирмы пытаются найти и воплотить способ чтобы конкурировать в отрасли выгодно и долговременно . Универсальной конкурентной стратегии не бывает. Успех может принести стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми владеет конкретная фирма.