Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Принцип законности. Этот принцип является отраслевым и его реализация - основой для создания правового государства. Что касается законности в бизнесе, мы должны обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сам бизнес должен осуществляться при строгом соблюдении требований закона. Во-вторых, также не менее важно, чтобы государству была предоставлена ​​законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности рассматриваются в действующем законодательстве. Таким образом, ст. 13 Гражданского кодекса определяет условия и порядок понимания недействительного акта государственного органа и местного самоуправления. В области нормативного регулирования укреплению законности способствует введение правил регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции Российской Федерации [15].

В современной отечественной и зарубежной экономической литературе существует много определений понятия «предпринимательство». Наиболее успешными являются те, где он рассматривается как специфический (по сравнению с землей, капиталом, трудом) фактор общественного воспроизводства. Его специфичность и функции определяются тем, что предпринимательский предприниматель способен сочетать, комбинировать факторы производства особым образом. Предпринимательство как процесс напрямую, непосредственно связанный с личными качествами предпринимателя как основной субъект этих действий [1].

Предприниматель, с моей точки зрения, является таким субъективным (личным) фактором воспроизводства, который способен предпринять предприимчивую и инновационную концепцию, не рискуя полной экономической ответственностью, принимая риски и сочетая другие факторы производства особым образом, чтобы дополнительный доход появляется в будущем [13].

Основным мотивом предпринимательской деятельности является, прежде всего, получение предпринимательского дохода, который пойдет на развитие этой деятельности и на самообогащение. В этой концепции мы говорим о чисто экономических мотивах. В литературе часто упоминается еще один фактор - самоутверждение личности, когда предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом жизни [16].


2.2 Конституционные принципы предпринимательского права

Принципами хозяйственного (предпринимательского) права являются закрепленные в законодательстве основополагающие начала правового регулирования предпринимательской деятельности [17].

Главными принципами предпринимательского права являются:

— вольность предпринимательской деятельности;

— юридическое равенство различных частей собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

— вольность конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

— получение основной прибыли как цель предпринимательской деятельности;

— законность в предпринимательской деятельности;

— сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском праве;

— единое экономическое и правовое пространство;

— государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Вольность предпринимательской деятельности. Под свободой предпринимательской деятельности используется право гражданина или организации начать и вести предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, которая помещена в гл. 1, представляющей основы конституционного строя. В ней рассказывается о свободе экономической деятельности, одним из типов которой является предпринимательская деятельность [18].

Более подробно о свободе именно предпринимательской деятельности говорится в ст. 34 Конституции РФ. Согласно ч. 1 этой статьи любой имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и другой не запрещенной законом экономической деятельности. Данная статья находится в гл. 2 Конституции РФ, посвященной вольностьям и правам человека и гражданина [3].

Вольность предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законом в общественных понятиях. Одним из таких ограничений является система лицензирования отдельных типов деятельности. Эта система приобрела в нашей стране значительное распространение и используется как форма предварительного надзора за хозяйственной деятельностью [7].

До 1995 г. последовательность лицензирования отдельных видов деятельности определялся Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Согласно п. 4 ст. 21 этого закона список видов деятельности, подлежащих лицензированию, определялся Советом Министров РСФСР, Советами Министров республик, входящих в ее состав, а в этом числе уполномоченными ими органами. Установление столь широкого круга государственных органов, имевших возможность вводить лицензирование, привело к тому, что лицензионная система получила чрезмерное распространение. Это создавало почву для бюрократических излишеств в сфере экономики и не было обоснованным по существу, поскольку предварительный контроль за хозяйственной деятельностью путем выдачи лицензий во многих случаях мог быть заменен последующим контролем за этой деятельностью [29].


Улучшению и ограничению системы лицензирования способствует содержащееся в ст. 49 ГК РФ правило, согласно которому данная система может внедряться не только на основе закона [5].

Основополагающим нормативным актом в этой области в настоящее время является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Там устанавливается общий порядок лицензирования и предусматривается, что Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Кроме этого, Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых проходят с помощью органов субъектов РФ. В ст. 17 закона приводится перечень типов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривается прекращение с 1 января 2007 г. лицензирования некоторых типов деятельности, указанных в ст. 17 Закона о лицензировании [18].

Юридическое равенство различных форм собственности, используемое в предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность может вестись на базе каждой формы собственности. Формы собственности, возможные в нашей стране, определяются в ст. 8 Конституции РФ. В ней указывается, что признаются и защищаются похожим образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

На первом месте здесь названа частная собственность, что объясняется ее значением в условиях рыночной экономики. Частная собственность может принадлежать гражданам или юридическим лицам. На ее базе создаются частные предприятия (хозяйственные общества и товарищества), преобладающие в экономике РФ, реализовывается индивидуальная предпринимательская деятельность [18].

Государственная собственность может принадлежать РФ в целом или ее отдельным субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. На основе государственной собственности действуют государственные предприятия.

Муниципальная собственность принадлежит городам, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям, которые создают на базе своей собственности муниципальные предприятия, используют свое имущество в целях развития соответствующей территории [27].


В ст. 8 Конституции РФ говорится в том числе о возможности существования иных форм собственности. Это означает, что предусматриваемый в Конституции РФ перечень допустимых форм собственности не является исчерпывающим. Какие именно формы собственности относятся к «иным», должно быть уточнено в законодательстве. В действовавшем ранее Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» в виде особой формы собственности выделялась в том числе собственность общественных организаций [33].

Принцип равенства форм собственности предполагает установление в основном единого правового режима имущества предприятий различных форм собственности и равную правовую защиту их имущества [20].

Однако это не исключает особенностей правового регулирования деятельности предприятий различных форм собственности. Частноправовые и публично-правовые элементы в регулировании хозяйственной деятельности государственных и частных предприятий проявляются в разной степени. Применительно к государственным предприятиям в большей мере выражен публично-правовой характер регулирования отдельных вопросов их деятельности. Но в принципе правовое регулирование деятельности предприятий в основе своей является единым, независимо от форм собственности [15].

На необходимость поддержки конкуренции указывается в ст. 8 Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию [22].

Вольность конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Этот принцип особенно важен при переходе от плановой экономики к рыночной, поскольку в прошлом создавались, в большинстве случаев, крупные предприятия и объединения, являвшиеся монополистами в соответствующих областях хозяйственной деятельности. Между тем переход к рыночной экономике невозможен без развития конкуренции, без создания конкурентной среды [2].

Важную роль в осуществлении рассматриваемого принципа играет антимонопольное законодательство. Первоначально основным нормативным актом в этой области был Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Антимонопольный закон). В настоящее время большинство положений этого нормативного акта отменены и основное значение в регулировании антимонопольных отношений имеет Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) [23].


Законодательством выделяется особая группа предприятий-монополистов, к которым относятся хозяйствующие субъекты, доминирующие на определенном товарном рынке. Согласно ст. 5 Закона о конкуренции по общему правилу доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, а при некоторых условиях может быть и меньше, однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35% [23].

В антимонопольном законодательстве предусматривается, что монополистическая деятельность может осуществляться одним хозяйствующим субъектом или по согласованию между несколькими субъектами, к примеру, путем заключения договоров о разделе рынков, об установлении или поддержании цен, об ограничении доступа на рынок и др [9].

Федеральным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), действующая на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331. ФАС подчиняется непосредственно Правительству РФ, имеет широкие полномочия по контролю за монополистической деятельностью, может издавать не только индивидуальные, но и нормативные правовые акты в этой области. Она призвана обеспечивать выполнение антимонопольного законодательства, может давать обязательные предписания об устранении допущенных нарушений. Антимонопольный орган осуществляет контроль за созданием и реорганизацией хозяйствующих субъектов. Приобретение крупными и доминирующими на рынке хозяйствующими субъектами значительных пакетов акций допускается лишь с согласия антимонопольного органа. Этот орган применяет санкции к нарушителям антимонопольного законодательства [24].

В связи с важным значением цен и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий в государственном регулировании их деятельности участвует Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332, эта служба является, в частности, органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и проведению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий [20].

Специальные правила установлены для естественных монополий. Они определены Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Субъектами естественных монополий являются предприятия, которые в силу технологических особенностей производства наиболее успешно работают в отсутствие конкуренции. К сферам деятельности естественных монополий относятся транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и некоторые другие виды деятельности. Особой формой регулирования деятельности естественных монополий является определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию [24].