Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятия предмета и метода предпринимательского права
1.1 Предмет предпринимательского права
1.2 Методы предпринимательского права
2 Понятия принципов предпринимательского права
2.1 Общая характеристика принципов предпринимательского права
2.2 Конституционные принципы предпринимательского права
2.3 Отраслевые принципы предпринимательского права
Согласно ст. 11 и 25 Федерального закона «О естественных монополиях (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ) споры и разногласия, возникающие между субъектами естественных монополий, их потребителями и органами исполнительной власти субъектов РФ, связанные с установлением и применением цен (тарифов), подлежат обязательному урегулированию в досудебном порядке органом регулирования естественных монополий. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу [29].
Понятно, что единство экономического пространства должно обеспечиваться единым правовым регулированием хозяйственных отношений. Поэтому установление правовых основ единого рынка п. «ж» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации [5].
Единство экономического и правового пространства. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Единое экономическое пространство неразрывно связано с единым правовым пространством, в этом смысле можно говорить о едином экономическом и правовом пространстве. Правовые основы единого рынка определяются в федеральном законодательстве, но это не означает, что субъекты РФ лишены возможности на своем уровне осуществлять правовое регулирование предпринимательской деятельности. Они в том числе участвуют в правовом регулировании хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 72 и 73 Конституции РФ [27].
2.3 Отраслевые принципы предпринимательского права
Получение прибыли как цель предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. В этом состоит одно из основных отличий предпринимательства от иных видов хозяйственной деятельности. В условиях плановой экономики в том числе учитывалась прибыль предприятий, но получение прибыли не было целью хозяйственной деятельности, а являлось лишь показателем ее эффективности. Предприятие получает прибыль, если его товары или услуги пользуются спросом, т.е. удовлетворяют определенные общественные потребности [3].
В то же время удовлетворение общественных потребностей в некоторых случаях может иметь место и независимо от получения прибыли. К примеру, казенное предприятие, финансируемое из государственного бюджета, производит продукцию, предназначенную для обороны страны, которая может быть убыточной, но необходима для общества. Социально-культурные, научные и другие некоммерческие организации для осуществления своих основных задач могут вести хозяйственную деятельность, но получение прибыли не является основной целью их деятельности, а если прибыль образуется, она не распределяется между участниками такой организации. В некоторых случаях муниципальные предприятия обслуживают население без получения прибыли, иногда такие предприятия являются убыточными и работают с дотацией от государства [6].
Законность в предпринимательской деятельности. Под законностью в предпринимательской деятельности понимается строгое соблюдение регулирующих ее правовых норм. Законность обеспечивает стабильность, устойчивость хозяйственных отношений, столь важные для предпринимательства [18].
Получается, из общего принципа получения прибыли как цели предпринимательской деятельности имеются исключения, особенно в сфере государственного и муниципального предпринимательства.
При издании нормативных актов следует соблюдать принцип законности. В прошлом права предприятий часто нарушались путем выдачи ведомственных правил, которые не соответствовали законам и правилам правительства. Чтобы этого избежать, в настоящее время введена процедура мониторинга законности ведомственных нормативных актов со стороны Министерства юстиции России. Данная процедура определяется Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009. Каждый ведомственный нормативный акт общего значения , до его публикации, должен быть представлен в Министерство юстиции России для контроля и регистрации, которое осуществляется только в том случае, если оно соответствует законам, президентским указам и правительственным постановлениям. Только после регистрации и официального опубликования ведомственных правил вступают в силу [29].
Нормы публичного права, регулирующие предпринимательство, за редкие исключения не включены в Гражданский кодекс Российской Федерации, в том числе, например, положения о государственной регистрации юридических лиц. Гражданский кодекс Российской Федерации разработан в первую очередь как частный закон в соответствии с пунктом 3 ст. 2 настоящего кодекса, гражданское право не применяется к отношениям, основанным на административном или ином подчинении одной стороны другой стороне, включая налоговые, финансовые и административные отношения [10].
Сочетание частного права и публичного права в правовом регулировании бизнеса. Предприниматели ведут свой бизнес в своих интересах, их права охраняются законом. Однако было бы неправильно предполагать, что задачи правового регулирования предпринимательской деятельности - это только защита прав предпринимателей. При осуществлении предпринимательской деятельности необходимо учитывать интересы государства, всего общества. Оказывается, правовое регулирование бизнеса должно основываться на сочетании частных и общественных интересов, частного права и публичного права [28].
Количество публично-правовых стандартов, используемых для регулирования бизнеса, очень велико. Это приводит к осложнению правового регулирования предпринимательской деятельности и ставит задачи по значительному совершенствованию предпринимательского законодательства. Сочетание частного права и публичного права в регулировании предпринимательской деятельности лучше всего можно было бы обеспечить путем разработки единого предпринимательского (экономического) законодательства, в том числе норм частного права и публичного права. Это может быть обеспечено путем принятия предпринимательского (экономического) кодекса или другого общего закона, регулирующего деловые отношения [30].
В зависимости от уровня и условий экономического развития, национальных традиций и других обстоятельств государственное регулирование осуществляется по-разному. В условиях плановой экономики в СССР применялись строгие административные формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности. При переходе к рыночной экономике стало необходимо изменить формы и методы этого регулирования, чтобы обеспечить развитие предпринимательской деятельности. Однако вместо этого в 1992-1993 годах. была предпринята попытка полностью отказаться от государственного регулирования предпринимательской деятельности путем введения «шоковой терапии», основанной на том, что экономические процессы должны развиваться на основе полной саморегуляции. Это привело к разрушению целых отраслей промышленности, поставило экономику в кризисное состояние [29].
Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономической деятельности существует в любом государстве. Экономика каждой страны - это единая система, которая включает не только горизонтальные, но и вертикальные связи.
Оказывается, экономические методы используются главным образом для государственного регулирования экономической деятельности.
Государственные и муниципальные предприятия, включая обязательные задачи. Согласно ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества такого предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей плана (программа ) его финансово-хозяйственной деятельности, утверждает показатели экономической эффективности предприятия и контролирует их реализацию [15].
Метод обязательных рецептов используется в некоторых случаях и при регулировании деятельности частных предприятий, если экономические методы не позволяют решать определенные вопросы в интересах государства и общества. Например, в условиях, когда поставки нефти и нефтепродуктов на мировой рынок более выгодны для производственных предприятий, чем предложение для внутренних нужд, до недавнего времени нефтяные компании ежегодно устанавливали балансовые задачи для поставки этих товаров на внутренний рынок. В то же время их реализация рассматривалась как условие, дающее возможность получить разрешение на экспорт нефти и нефтепродуктов [25].
Что касается поставок сжиженного углеводородного газа на экспорт, то в настоящее время в нашей стране существует заказ, направленный на обеспечение внутренних потребностей в таком газе путем планирования его доставки для нужд населения. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 726 «О поставках сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок в 2006 году» такие графики утверждаются Федеральным энергетическим агентством (Росэнерго) ежемесячно. Доставка сжиженного газа на экспорт осуществляется таможенными органами только при условии, что организации нефти и нефтегазоперерабатывающих организаций представляют сертификаты ресурсов, подтверждающие наличие их продукции в объемах, достаточных для соблюдения графика поставок газа для внутренних нужд. Ресурсные сертификаты оформляются в соответствии с формой, утвержденной Приказом № 2 Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 10 января 2006 года [30].
В последнее время больше внимания уделяется государственному регулированию экономики в нашей стране. Создаются особые экономические зоны, формируется государственный инвестиционный фонд, поддерживаются инновационные мероприятия, а другие меры рассматриваются в следующих главах [28].
Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности разнообразны. К ним относятся не только ограничительные меры, но и государственная поддержка экономической деятельности, необходимой государству и обществу. Государственная регистрация субъектов хозяйствования, лицензирование определенных видов деятельности, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, техническое регулирование, регулирование цен на продукцию предприятий, доминирующих на рынке и т. Д., Имеют большое значение. Государственное регулирование предпринимательства реализуется в большинстве случаев в национальном масштабе. В некоторых случаях он также осуществляется на региональном уровне [10].
Государственное регулирование экономической деятельности осуществляется в соответствии с законом. Публикация законодательных актов, нормативная деятельность государства является своего рода государственным регулированием предпринимательской деятельности. Устанавливая стабильные правила ведения экономической деятельности в течение длительного времени, государство в особой форме управляет экономикой, создает необходимые правовые условия для осуществления предпринимательства. Использование такой формы регулирования в наибольшей степени соответствует условиям рыночной экономики, что обеспечивает свободу предпринимательской деятельности на основе сочетания частных и общественных интересов [30].
3. Место предпринимательского права в системе права
В системе права предпринимательское право создается из норм различных отраслей права: трудового, административного, финансового, конституционного (государственного) гражданского, налогового, уголовного и др. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта [7].
При закреплении механизма рыночных отношений, устанавливаются гарантии свободной экономической деятельности. Функционирование и создание гарантированного общественного рынка при свободном перемещении услуг, товаров и средств финансирования на всей территории РФ развивается и поддерживается хорошая конкуренция деятельности экономики, направленная на издание монополий.
Основополагающую часть правового регулирования включает Конституция РФ. Она гарантирует единое экономическое пространство страны, услуги и финансовые средства, спокойное перемещение средств, конкурентоспособность и свободную экономическую деятельность. Государственная, муниципальная и частная форма собственности сохраняются и признаются одним образом [22].
Гражданское право — это такая система норм права, регулирующих имущество и связанные с этим неимущественные отношения, базируется на автономии и имуществе самостоятельных участников таких отношений, при помощи метода юридического равенства обеих сторон. Имущественные отношения, это предметы гражданского права, которые могут выражать: определенным лицам принадлежность имущества (вещные правоотношения); управление имуществом посредством организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (патентных, авторских и т.п.) [8].
Гражданское право контролирует порядок заключения и исполнения договоров, вопросы наследования, авторства, изобретательства, жилищные отношения. Составление отношений между равно схожими и независящими субъектами, которые вступили в отношения друг друга по собственной инициативе, является основной особенностью гражданского права.
Систематическая деятельность получения дохода, хорошо связанная с гражданским правом, это и есть главная особенность гражданского права. Но урегулированием имущественными отношениями занимается не только отрасль гражданского права. Есть отношения которые регулируются иными отраслями публичного и частного права [26].