Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятия предмета и метода предпринимательского права
1.1 Предмет предпринимательского права
1.2 Методы предпринимательского права
2 Понятия принципов предпринимательского права
2.1 Общая характеристика принципов предпринимательского права
2.2 Конституционные принципы предпринимательского права
2.3 Отраслевые принципы предпринимательского права
Финансовые, налоговые, трудовые, земельные, уголовные законодательства регулируются нормами публичного права, совместно с предпринимательской деятельностью.
Общественные отношения регулируются общественным правом, которые складываются в сфере государственного управления. В это управление входит: порядок создание, организация и истребление органов исполнения всех уровней, задачи и цели, последовательность, структуры, порядки функционирования [25].
На организации относящиеся не к государству оказывает определенное регулирующее воздействие административное право. В качестве примера, это такие регистрации государства, отношения регламентирующие с субъектами власти государства и введением надзора за соблюдением закона о соответствии их деятельности.
Статус права общественных объединений определяют с помощью норм административного права, в органах местного самоуправления и других негосударственных формирований в сфере административного правоотношения [6].
Административные права характеризуется наличием отношения "власть — подчинение" и регулируются отношениями неравноправных субъектов.
Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, 61% российской бизнес элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников [29].
Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика, будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим сохраняется сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новейших менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно [16].
Довольно пестрым является и «не номенклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в мелкорозничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, к примеру, в области управления, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. К сожалению, немалая часть нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Криминальные структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Рэкет стал почти неотъемлемой частью российского предпринимательства 90-х гг [24].
Получается, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная дать нынешним и будущим российским предпринимателям не только современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.
Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой [27].
Еще одна важная задача — перевести большинство старых российских предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т. е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важной представляется в том числе задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей [23].
В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а в том числе других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса [30].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, можно сделать определенные выводы, что как отрасль права предпринимательское право представляет собой не просто совокупность норм, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними отношения по государственному регулированию. Помимо этого предпринимательское право можно рассматривать как отрасль законодательства (совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность).
Предметом отрасли предпринимательского права являются: вознишие в ходе осуществления предпринимательской деятельности отношения;отношения тесно связанные с предпринимательскими; отношения по государственному урегулированию отдельных аспектов предпринимательской деятельности некомерческого характера,.
Метод предпринимательского права является комплексным, что выявлено спецификой предмета этой отрасли права. Метод правового регулирования предпринимательского права основан на сочетании императивных и диапозитивных правовых норм.
Принципы предпринимательского права – это основые начала, характеризующие систему предпринимательских отношений, определяющие основу их строения и развития. К таким принципам относятся: принцип единства экономического пространства, принцип свободы экономической деятельности, принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, принцип осознания раснообразия форм собственности. Все вышеперечисленные принципы нашли отражение в Конституции РФ, воможно назвать еще ряд принципов, важнейшими из которых являются принцип законности и принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. - М.: Юрид. лит., 1972. – 360 с.
- Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. - М.: Эксмо, 2006. – 348 с.
- Гаджиев Г.А. Прикрытие основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). - М.: Бек, 1995. – 342 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текс (часть первая и часть вторая) – М.: ЭКМОС, 2001. – 232с.
- Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. - М.: Эксмо,2005. – 736 с.
- Дедов Д.И. Общеправовой принцип соразмерности и ограничение свободы предпринимательства // Вестник Московского ун-та. - 2002. - № 6. - С. 22-37. - (Серия 11, Право).
- Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - № 16. - Ст. 499. - 1991.
- Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР.» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - № 30. - Ст. 416- 1990.
- Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности.» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - № 30. - Ст. 418. - 1990.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
- Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. - М.: Волтерс Клувер, 2004. – 230 с.
- Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Общие положения: Курс лекций. Т. 1. - М.: Издательство Бек, 1994. – 312 с.
- Матюхин А.А. Нормативные условия осуществления права развитого социализма / Дис. на соис. уч. ст. канд. юрид. наук. - М., 1983. – 233 с.
- Пирбудагова Д.Ш., Мусалова З.М. К вопросу об обеспечении единого правового и экономического пространства в Российской Федерации // Закон и право. - 2010. - № 6. - С. 19-21.
- Положение о Федеральной антимонопольной службе: утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 // СЗ РФ. - №31. - Ст. 3259. - 2004.
- Положение о Федеральной службе по тарифам: утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332 // СЗ РФ. - 2004. - № 29. - Ст. 3049; СЗ РФ. - 2006. - № 1. - Ст. 10.
- Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 726 «О поставках сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок в 2006 году.» // СЗ РФ- № 50. - Ст. 5312. - 2005.
- Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г № 1009 // СЗ РФ. - № 33. - Ст. 3895. - 1997.
- Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. - М.: Волтерс Клувер, 2006. – 560 с.
- Предпринимательское (хозяйственное) право: Учеб. В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. Т. 1. – М.: Юристъ, 2001. – 517 с.
- Российское предпринимательское право / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. - М.: Проспект, 2009. – 1072 с.
- Свердлык Г.А. Принципы советского гражданского права. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985. – 185 с.
- Семенов В.М. Специфические отраслевые принципы советского гражданского процессуального права // Сб. учен. тр. Вып. 2. - Свердловск, 1964. С. 47-55.
- Смагина И.А. Предпринимательское право. - М.: Юристъ, 2007. – 780 с.
- Смоленский М.Б., Скворцова Т.А. Российское предпринимательское право. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 413 с.
- Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд.» // СЗ РФ. - № 34. - Ст. 3540. - 1994.
- Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях.» // СЗ РФ. - № 48. - Ст. 4746. - 2002.
- Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях.» // СЗ РФ. - № 34. - Ст. 3426. - 1995.
- Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации.» // СЗ РФ. - № 30. - Ст. 2871. - 1995.
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции.» // РГ. - 2006. - 27 июля.
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции.» // СЗ РФ. – № 31 (ч. 1). - Ст. 3434. - 2006.
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности.» // СЗ РФ. - № 33. - Ст. 3430.- 2001.
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности.» // РГ. 2006. 29июля.
- Цибулевская О.И. Принципы права / Общая теория права. Курс лекций. - М.: Юрист, 1997. – 319 с.