Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятия предмета и метода предпринимательского права
1.1 Предмет предпринимательского права
1.2 Методы предпринимательского права
2 Понятия принципов предпринимательского права
2.1 Общая характеристика принципов предпринимательского права
2.2 Конституционные принципы предпринимательского права
2.3 Отраслевые принципы предпринимательского права
г) характер правового положения сторон в правоотношениях, в которых реализуются нормы, распределение прав и обязанностей между субъектами;
д) средства и пути обеспечения субъективных прав [26].
Исходя из специфики субъекта предпринимательского права, можно отметить, что здесь используется метод, который сочетает в себе особенности нескольких методов правового регулирования:
- способ устранения (метод рекомендаций), в котором хозяйствующие субъекты регулируют свои отношения посредством правовых норм, выбирая наиболее приемлемые варианты их поведения;
- обязательный метод (метод обязательных предписаний), в котором
недвусмысленные требования к процессу внедрения
предпринимательская деятельность, права и обязанности ее участников;
- метод гармонизации (метод автономных решений), в котором предложения, исходящие от одной из сторон к правовым отношениям, характеризуются предложениями о создании модели взаимных прав, обязанностей и обязанностей, которые наиболее полно соответствуют интересы обеих сторон и будут исполняться только в том случае, если другая сторона согласна [34].
Исходящие методы правового регулирования, перечисленные выше, в большинстве случаев используются при регулировании конкретных правовых отношений, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности, в тесном сотрудничестве (например, обязательное требование для любого юридического лица вести бухгалтерский учет в сочетании с возможность выбора учетной политики, удобной для организации).
Исходя из специфики субъекта предпринимательского права, законодатель в некоторых случаях предусматривает установление прав и обязанностей в силу заключенного договора, в других случаях - в связи с актом применения закона (предписание антимонопольного законодательства авторитет), в третьем случае права и обязанности непосредственно вытекают из закона (обязанность государственной регистрации) [32].
Нормы предпринимательского права могут предоставить возможность более или менее независимо, самостоятельно решать вопрос о сфере прав и обязанностей (дискреционные нормы), могут носить консультативный характер и могут исчерпывающе определять сферу субъективного права или обязательства (обязательные нормы) , Субъекты деловых отношений могут находиться в равном или подчиненном положении (горизонтальные отношения между предпринимателями и вертикаль между предпринимателями и государством не идентичны). Охват установленных прав и применение санкций в случае невыполнения обязанностей могут осуществляться различными способами - гражданскими, административными, уголовными и по-разному (административными, судебными) [8].
Оказывается, что отношения свободы в осуществлении частных интересов с влиянием государственной власти, когда они продиктованы общественными интересами, а также рекомендации компетентных органов являются важными характеристиками метода правового регулирования предпринимательского права, который комплекс и сочетает в себе особенности методов: обязательные предписания, автономные решения и рекомендации [33].
Предпринимательство как особая форма экономической деятельности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторах экономики. В соответствии с этим различают:
а) государственное предприятие;
б) частное предприятие.
Государственное предпринимательство является формой экономической деятельности от имени предприятия, созданного: а) государственными органами, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственной собственностью (государственным предприятием) или b) местными органами власти (муниципальное предприятие). Имущество таких предприятий является формой изоляции части государственной или муниципальной собственности, части бюджетных средств и других источников. Основной характеристикой таких предприятий является тот факт, что они несут ответственность за свои обязательства только принадлежащим им имуществом (ни государство не несет ответственности за свои обязательства, ни они не несут ответственности за обязательства государства) [7].
Частное предпринимательство является формой экономической деятельности от имени предприятия (если оно зарегистрировано как таковое) или предпринимателя (если такая деятельность реализуется без найма рабочей силы в форме индивидуальной трудовой деятельности).
Несомненно, каждый из этих типов - государственное и частное предпринимательство - имеет свои отличительные черты, но важные принципы их реализации во многом совпадают. В обоих случаях реализация таких мероприятий предполагает инициативу, ответственность, инновационный подход, стремление максимизировать прибыль. Типология обоих типов предпринимательства аналогична [30].
Предпринимательство как форма активной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательский доход), предполагает:
1) выполнение прямых производственных функций, то есть производство товаров (товаров) или предоставление услуг (например, фирма по машиностроению, туристическая компания, инженерная фирма или конструкторское бюро);
2) выполнение промежуточных функций, то есть предоставление услуг, связанных с продвижением товаров на рынке, и их передача в надлежащей (социально приемлемой) форме от прямого производителя таких товаров к его потребителю. [18]
Социальная концепция проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, первый тип предпринимательской деятельности имеет первостепенное значение, поскольку социальное богатство (как обобщенный результат уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел в сфере материального производства, научных, технических и сервисных услуг. Однако такое общественное отношение к этому типу бизнеса на практике не имеет приоритетного характера - общество помогает развитию и второму типу предпринимательской деятельности, т. Е. Посредничеству. [22].
Предпринимательство называется продуктивным, если сам предприниматель непосредственно использует инструменты и объекты труда в качестве факторов для производства товаров, товаров, услуг, произведений, информации, духовных ценностей для следующей продажи потребителям, покупателям и торговым организациям. Оказывается, что функция производства в этом типе бизнеса является основной, которая определяет [7].
Оказывается, предпринимательство в сфере прямого производства товаров может быть ориентировано на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в каждой из ее форм включает инновационный процесс. Вышеупомянутое разделение видов предпринимательской деятельности основано на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров также реализуются с использованием некоторых новых методов или методов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменением качества характеристики произведенного товара [9].
В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает трейдером, торговцем, продает готовые товары, приобретенные у других лиц, потребителя, покупателя. На этом предприятии прибыль формируется путем продажи товара по цене, превышающей цену покупки. Отметим, что если товары приобретаются юридически, то коммерческое и коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда есть незаконный, с нарушением правил торговой перепродажи, мы можем говорить о запрещенных, криминальных спекуляциях [18].
Финансовое предпринимательство является особой формой коммерческого предпринимательства, когда деньги и ценные бумаги, проданные предпринимателем покупателю или предоставленные ему в кредит, являются предметом купли-продажи [5].
Посредничество называется предпринимательством, когда предприниматель сам не производит или не продает товары, а выступает в качестве связующего гнезда в процессе товарного обмена, посредника, в товарно-денежных транзакциях. Основной задачей и предметом предпринимательской деятельности посредника является объединение двух сторон, заинтересованных в взаимной сделке. Поэтому есть основания утверждать, что посредничество - это предоставление услуг каждой стороны. Для предоставления таких услуг предприниматель получает прибыль [10].
2 Понятия принципов предпринимательского права
2.1 Общая характеристика принципов предпринимательского права
Принципы предпринимательского права - это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм.
Главными принципами предпринимательского права могут быть названы следующие:
1. Принцип свободы предпринимательской деятельности приобрел свое закрепление в ст. 8, 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности" [11].
Свое развитие этот принцип нашел в ГК РФ, в других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в каждой сфере предпринимательства, в каждой из предусмотренных законом форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Этот принцип подтверждается в том числе установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности [2].
Однако эта вольность не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [11].
Так, вольность предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности [6].
2. Конституционный принцип осознания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты закреплен в ст. 8 Конституции РФ: "В Российской Федерации признаются и защищаются одинаковым образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в муниципальной, государственной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности, действующее законодательство предусматривает правила защиты для всех субъектов одинаковые [13].
3. Принцип единого экономического пространства, иными словами "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации в том числе относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). В соответствии с данным принципом на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут внедряться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для сохранения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны культурных ценностей и природы. Ни федеральные исполнительные органы власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут вводить такие ограничения по собственной инициативе [12].
4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направлен на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение этого принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Главная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления, монополистической деятельностью отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - первому в истории России антимонопольному законодательному акту [14].
5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательство реализуется в любом государстве. Различны формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к условиям рыночной экономики потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер экономического воздействия. В этом направлении было сделано много ошибок, многие из которых были исправлены сегодня. Самое главное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности, - это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и общественных интересов государства и общества в целом [19].