Файл: Управление формированием прибыли на предприятии (Экономическая сущность прибыли предприятия, ее виды).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы планирования формирования прибыли организации
1.1 Экономическая сущность прибыли предприятия, ее виды
1.2. Характеристика системы планирования формирования прибыли предприятия
2. Анализ планирования формирования прибыли в ООО «Макрон»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ системы планирования и распределения прибыли предприятия
3. Мероприятия по оптимизации системы планирования и распределения прибыли в ООО «Макрон»
3.1. Предложения по управлению финансовыми результатами деятельности предприятия
Резюмируя вышеперечисленное, можно сделать вывод, что прибыль является экономической категорией, которая представляет собой обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой, полученной от продаж произведенной продукции, и затратами на осуществление данной деятельности, которые исчисляются в денежном выражении.
1.2. Характеристика системы планирования формирования прибыли предприятия
Информационной базой для анализа и планирования формирования и использования прибыли организации является отчёт о финансовых результатах. Структурно-динамический анализ проводится по вертикали и по горизонтали, поэтому отчётные данные содержат не только состав, но и структуру доходов и расходов. Важно помнить, что высокое «качество» доходов любой организации характеризует большая доля доходов, получаемых в рамках обычных видом деятельности. Прочие доходы и расходы имеют эпизодический характер и не оказывают существенного влияния на формирование прибыли организации.
Прибыль предприятия - характеризует превышение (если наоборот, то убыток) выручки над расходами, является главным показателем эффективности деятельности и отражает цель предпринимательства.
Финансовый результат – это обобщающий показатель оценки эффективности деятельности предприятия по итогам отчётного периода (т.е. прибыль или убыток отчётного периода).
В бухгалтерском учёте признание доходов и расходов осуществляется в соответствии с методом начисления, поэтому прибыль в общем виде может быть представлена в виде формулы:
Расходы - Доходы = Прибыль (1)
Согласно ПБУ 9/99 «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)». [8]
Часть поступлений, не признаются доходами, а именно:
- задаток; погашение кредитов и займов;
- предварительная оплата и авансы в счёт оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
- залог (если заложенное имущество переходит залогодержателю по условию договора);
- по договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
- суммы НДС, акцизов, экспортных пошлин и иных обязательных платежей.
Доходы организации подразделяются на:
- доходы от обычных видов деятельности:
- прочие доходы.
К доходам от обычных видов деятельности относится, прежде всего, выручка, а также поступления от оказания услуг и выполнения работ. Основным критериям отнесения доходов и расходов к основным является предмет деятельности организации. По этому признаку к доходам от обычных видов деятельности (выручке) причисляются:
- арендная плата (если предметом деятельности организации является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды);
- лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности (предмет деятельности организации – предоставление за плату прав, возникающих из патентов на различные виды интеллектуальной собственности);
- поступления от участия в уставных капиталах других организаций.
В противном случае все выше перечисленные поступления относят к прочим доходам.
Ст. 249 и 250 НК РФ классифицируют доходы организации как:
- доходы от реализации, т.е. выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретённых, а так же выручка от реализации имущественных прав;
- внереализационные доходы, т.е. все прочие доходы. [3]
Кроме того, часть доходов не учитываются при определении налоговой базы (ст. 251 НК РФ). В качестве примера можно привести доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, полученные в порядке предварительной оплаты или форме залога и задатка, а также в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации. [3]
Согласно ПБУ 10/99 «расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)». [9]
Расходы организации, как и доходы, в бухгалтерском учёте подразделяются на:
а) расходы по обычным видам деятельности и
б) прочие расходы.[18; с.23]
К расходам по обычным видам деятельности причисляются не только расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции; приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг, но и амортизационные отчисления. В зависимости от предмета деятельности организации к расходам по обычным видам деятельности могут быть отнесены также расходы, осуществляемые в связи с деятельности организации по договору аренды; предоставлением за плату прав, возникающих из патентов или от участия в уставных капиталах других организаций.
Финансовый результат от всех видов обычной деятельности организации по итогам отчётного периода характеризуют два показателя:
- прибыль (убыток) до налогообложения (отчет о финансовых результатах);
- чистая прибыль (убыток) отчётного периода (налогообложения (отчет о финансовых результатах).
Для оценки эффективно работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли.[20; c. 262]
Структурно-логическая модель формирования прибыли предприятия представлена на рисунке 2 [22, с. 117].
Из рисунка 2 видно, что прибыль до налогообложения включает в себя три крупных элементов: прибыль от продажи продукции, выполнения работ и услуг, финансовые результаты от прочих операций, валовую прибыль.
Валовая прибыль после уплаты из неё налога на доходы делится на: прибыль, уплачиваемую в бюджет в виде налога на недвижимость и налога на прибыль; прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.[19; c. 152]
Объём чистой прибыли зависит от валовой прибыли и размера налогов исходя из количества чистой прибыли, исчисляются дивиденды акционерам организации.
Можно выделить два основных направления использования чистой прибыли:
а) капитализация: формирование резервного капитала (в соответствии с законодательством и уставом организации); увеличение уставного капитала; покрытие убытков прошлых лет; формирование нераспределенной прибыли;
б) потребление: выплата дивидендов; поощрительные выплаты работникам по итогам года; благотворительные выплаты и прочее.
Можно иначе классифицировать способы распределения чистой прибыли: выплата дивидендов; инвестирование (т.е. вложение в развитие других предприятий) и реинвестирование (т.е. вложение в развитие собственного предприятия). «Зарубежный опыт свидетельствует, что абсолютное большинство (90%) коммерческих предприятий предпочитает часть полученной чистой прибыли реинвестировать (т.е. вкладывать в собственное развитие). Четких теоретических разработок и рекомендаций на этот счет не существует. По статистическим данным, средняя доля чистой прибыли, выплачиваемой акционерными компаниями в виде дивидендов, колеблется в пределах 10 - 60%».[21; c. 14]
Рисунок 2. Структурно-логическая модель формирования прибыли предприятия
Следует помнить, что «любое решение о расходовании чистой прибыли принимается акционерами на общем собрании. Решение собственников о распределении прибыли или покрытии убытков отчетного года - это факт хозяйственной деятельности организации, который имеет место не в отчетном, а в следующем году. Поэтому отражать в бухгалтерском учете эти операции нужно в следующем отчетном периоде».
Показатели доходности и рентабельности являются относительными показателями эффективности деятельности организации. Показатели доходности определяют, сколько рублей дохода приходится на каждый рубль капитала, активов, расходов и прочих показателей.
Поэтому доходность представляет собой отношение (уровень) дохода к авансируемому капиталу, активам, расходам организации (таблица 2).
Таблица 2. Виды показателей доходности и порядок их расчёта
Рентабельность является одним из главных объектов и целью финансового менеджмента коммерческих организаций. Для успешной деятельности предприятия необходимо уделять должное внимание рентабельности. Показатель рентабельности отражает сумму прибыли, полученную организацией на каждый вложенный рубль капитала, активов, доходов, расходов и прочих показателей. Следовательно, рентабельность – это отношение (уровень) прибыли к авансируемому капиталу, активам, расходам, выручке.
Схематично их можно представить следующим образом на рисунке 3[22, с.77].
Рисунок 3. Показатели рентабельности ресурсов предприятия
К первой группе показателей относится экономическая эффективность капитала, а именно собственного, заемного и привлеченного капитала.
Ко второй группе относятся показатели эффективности функциональной сферы бизнеса – различные виды активов.
Третья группа включает в себя рентабельность затрат или издержек производства и продаж. Показатели могут быть применены к расчету рентабельности по отдельным элементам затрат (потребленные основные средства, материалы, сырье и т.д.) и себестоимости в целом.
Для изучения прибыли за отчетный период необходимо провести:
- анализ выполнения плана финансовых результатов;
- факторный анализ прибыли;
- оценить эффективность использования чистой прибыли;
- установить резервы роста прибыли и разработать меры по их мобилизации.
Этап 1 «Анализ выполнения плана финансовых результатов».
На этом этапе сопоставим общую величину прибыли и её элементов с плановыми показателями и показателями предыдущего года. Для этого используем показатели Отчета о финансовых результатах и данные бизнес-плана организации.
Отчётные показатели прибыли необходимо сравнить с плановыми показателями прибыли и показателями предыдущего периода. Для изучения динамики рассчитываются относительные и абсолютные отклонения.
Анализ выполнения плана показателей прибыли можно производить:
- для компании в целом,
- по направлениям деятельности и - структурным подразделениям.
Этап 2 «Факторный анализ прибыли».
На «качество» прибыли могут оказывать влияние внешние и внутренние, факторы:
- внешние - ситуация в секторе рынка, где предприятие осуществляет свою деятельность; общие финансово-экономические, политические, социальные и прочие условия ведения бизнеса;
- внутренние — учетная политика организации; налоговая политика; использование эффекта операционного и финансового рычага и т. д.
К факторам первого порядка относятся выручка и расходы по обычным видам деятельности, а именно:
- себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг;
- управленческие расходы
- и коммерческие расходы.
Аддитивная модель зависимости прибыли от продаж от данных факторов имеет вид:
(1)
где: -
- прибыль от продаж;
- выручка;
- Себестоимость;
- коммерческие расходы;
- управленческие расходы.
Проверка:
В качестве факторов первого порядка, оказывающих непосредственное влияние на прибыль, можно также рассматривать расходы по обычным видам деятельности, сгруппированные по элементам.
В нашем исследовании мы ограничимся проведением анализа воздействия факторов первого порядка.
Этап 3 «Оценка эффективности использования чистой прибыли».
Вопрос об использовании чистой прибыли очень важен. Информационной базой отчёта служат отчёт о финансовых результатах и отчёт об изменениях капитала.
Планирование прибыли является сложным многогранным процессом, включающим в себя глубокий экономический анализ производственных и финансовых показателей.
Планирование и распределение прибыли проводится на уровне руководства для достижения максимального уровня согласованности планов по производству и реализации продукции, а также ее себестоимости и рентабельности. Методом планирования доходов решается сразу огромное количество задач в организации.
Решения, которые принимаются руководителями на этапе прогнозирования прибыли отличаются от повседневных и относятся к перспективным задачам. Трудно переоценить роль планирования для развития бизнеса, так как в ходе решения этой задачи определяется будущее организации, и ее успех на рынке. В связи с этим планирование должно быть проведено максимально четко, а результаты планирования с максимальной степенью вероятности должны приводить к желаемому результату.