Файл: Управление формированием прибыли на предприятии (Экономическая сущность прибыли предприятия, ее виды).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы планирования формирования прибыли организации
1.1 Экономическая сущность прибыли предприятия, ее виды
1.2. Характеристика системы планирования формирования прибыли предприятия
2. Анализ планирования формирования прибыли в ООО «Макрон»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ системы планирования и распределения прибыли предприятия
3. Мероприятия по оптимизации системы планирования и распределения прибыли в ООО «Макрон»
3.1. Предложения по управлению финансовыми результатами деятельности предприятия
Планирование производственной, сбытовой и закупочной деятельности следует проводить с помощью «1С: Предприятие», поскольку планы продаж служат основой для автоматизации составления и корректировки планов закупок и планов производства. Кроме того, планы, сформированные в регистрах подсистемы «Помощник планирования», позволяют автоматизировать также анализ их выполнения с различными уровнями детализации и вариантами группировки данных.
Для этих целей в программе «1С: Управление торговлей» и «1С: Управление производственным предприятием» предусмотрены такие отчёты, как: «Планы продаж», «Планы закупок», «План-фактный анализ продаж». Кроме того, программа позволяет оптимизировать закупочную деятельность с помощью расчёт значения точки заказа и расчёта страхового запаса с детализацией по АВС- и XYZ-классу номенклатуры.
3.2 Предложения и оценка эффективность мероприятий по оптимизации системы планирования и распределения прибыли
Для того чтобы оценить эффективность мероприятий по созданию системы управления финансовыми результатами деятельности организации необходимо:
- рассчитать расходы организации на структурные преобразования планово-экономического отдела;
- на основе прогноза выручки от продаж составить прогноз прибыли от продаж и определить, будет ли улучшен финансовый результат за счёт создания системы управления финансовыми результатами деятельности организации и окупит ли ожидаемый рост прибыли от продаж дополнительные расходы фирмы.
Годовые расходы на структурные преобразования мы будем рассчитывать с учётом того, что в штат мы принимаем одного нового работника на должность экономиста по финансовой работе. Кроме того, фирма финансирует обучение штатного сотрудника – экономиста по планированию с целью повыше-ния квалификации. Предприятие остаётся пользователем двух программ: «1С: Управление торговлей» и «1С: Бухгалтерия».
Расчёты представлены в таблице 11. Итак, мы видим, что за год сумма расходов составила 602770 руб., большая часть из которых приходится на увеличение расходов по заработной плате и дополнительное обучение персонала – 442000 руб. (или 73,33%). На оплату труда и дополнительное обучение нового штатного сотрудника планируется израсходовать 314600 руб. (или 56,67%). Всю сумму расходов отнесём к категории постоянных для проведения анализа безубыточности.
Таблица 11. Расчет дополнительных расходов фирмы на формирование планово-аналитического отдела
Показатель |
Ежемесячные расходы, руб. |
Расходы за 12 мес., руб. |
Доля расходов в общем итоге, % |
Связь, информационное обеспечение, в том числе: |
8 150 |
38 200 |
6,34 |
подключение к Internet |
1 000 |
1 000 |
0,17 |
лицензия КонсультантПлюс |
3 600 |
7 200 |
1,19 |
абонентская плата (сотовая связь) |
1 000 |
12 000 |
1,99 |
абонентская плата (городская и междугородняя связь) |
1 000 |
12 000 |
1,99 |
услуги электронной почты |
500 |
6 000 |
1,00 |
факсимильная связь |
1 050 |
- |
- |
Благоустройство рабочего места |
98 170 |
98 170 |
16,29 |
мебель для офиса |
25 000 |
25 000 |
4,15 |
оборудование рабочего места (персональный компьютер) |
73 170 |
73 170 |
12,14 |
Прочие расходы |
6 200 |
24 400 |
4,05 |
канцелярские товары и прочие хозяйственные расходы |
700 |
8400 |
1,40 |
ГСМ (или компенсация доставки) |
500 |
6 000 |
1,00 |
Командировочные и прочие расходы |
5 000 |
10 000 |
1,66 |
Заработная плата и плата за дополнительное обучение персонала |
73 500 |
442 000 |
73,33 |
Экономист по финансовой работе: |
|||
заработная плата |
20 000 |
240 000 |
39,82 |
отчисления на социальные нужды |
6 800 |
81 600 |
13,54 |
дополнительное обучение |
20 000 |
20 000 |
3,32 |
Экономист по планированию: |
|||
повышение заработной платы (в связи с расширением должностных обязанностей) |
5 000 |
60 000 |
9,95 |
отчисления на социальные нужды |
1 700 |
20 400 |
3,38 |
дополнительное обучение |
20 000 |
20 000 |
3,32 |
Итого |
- |
602 770 |
100,00 |
Далее нам следует рассчитать прогноз выручки от продаж на 2017 год в трех вариантах: прогноз-минимум, основной прогноз и прогноз-максимум. На основании каждого варианта прогноза мы определим прогнозную прибыль от продаж.
«Основными методами планирования прибыли являются:
- метод прямого счёта;
- аналитический метод;
- метод совмещённого счёта».[23; c. 216]
Для расчёта прибыли от продаж по данным прогноза выручки от продажи мы применим метод прямого счёта, так как мы работаем с небольшим ассортиментом реализованной продукции. Поскольку прогноз краткосрочный (горизонт прогнозирования равен 1 году), мы не будем использовать дифференцированные поправочные коэффициенты инфляции.[31]
Прогноз выручки от продаж построен с учётом сезонных колебаний спроса на основе линейного уравнения регрессии.[30]
Данные представлены в таблице 12.
Таблица 12 - Расчёт критической точки безубыточности
Показатель |
2015г. |
2016г. |
Прогноз на 2017 г. |
||
минимум |
основной |
максимум |
|||
1. Выручка N, тыс. руб. |
29 670 |
33 304 |
35 224 |
44 095 |
52 966 |
2. Переменные затраты Sпер, тыс. руб. |
20 457 |
20 369 |
22 895 |
28 660 |
34 426 |
3. Постоянные затраты Sпост, тыс. руб.* |
6 323 |
8 081 |
8 684 |
8 684 |
8 684 |
4. Маржинальная прибыль Рмарж, тыс. руб. |
9 213 |
12 935 |
12 330 |
15 435 |
18 540 |
5. "Критическая" точка безубыточности Nкр, тыс. руб. |
20 363 |
20 806 |
24 808 |
24 808 |
24 808 |
6. "Критическая" точка безубыточности N’кр, мес. |
8 |
7 |
8 |
7 |
6 |
7. Доля "критической" точки в Выручке от продаж, % |
68,63 |
62,47 |
70,43 |
56,26 |
46,84 |
8. Рентабельность продаж, % |
9,74 |
14,57 |
12,16 |
12,16 |
12,16 |
9. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
2 890 |
4 854 |
4 282 |
5 361 |
6 439 |
10. Прибыль от продаж (абсолютное изменение), тыс. руб. |
- |
1 964 |
(572) |
1 078 |
1 078 |
11. Прибыль от продаж (темпы прироста), % |
- |
67,96 |
(11,78) |
25,18 |
20,12 |
Базовым показателем мы принимаем основной прогноз продаж. Переход на новое «качество» управленческих решений позволит достичь максимального роста показателя выручки и прибыли от продаж.
Итак, мы видим, что уровень рентабельности продаж (12,6%) ниже, чем в 2015г. (14,57%). Это объясняется ростом цен на сырье, комплектующие и транспортные расходы. Показатель установлен методом экспертных оценок как среднее арифметическое за предыдущие два года
Все показатели улучшены даже при условии стабильного развития предприятия. Прибыль от продаж возросла на 1078 тыс. руб. (25,18%). Постоянные затраты окупятся через 7 мес. (уровень 2014года). «Критический» объём продаж в суммарном выражении возрастёт до 24808 тыс. руб., но доля его в выручке от продаж сократится до 56,67% . Это говорит о том, что, несмотря на дополнительный рост постоянных расходов на 602770 руб., показатели деятельности предприятия улучшаться даже при сохранении основной линии тренда. Мы же предполагаем, что развитие фирмы пойдёт по оптимистическому сценарию и прибыль от продаж достигнет 6439 тыс. руб. Кроме того, ООО «Макрон» получает множество конкурентных преимуществ в области принятия управленческих решений.
Планирование прибыли является сложным многогранным процессом, включающим в себя глубокий экономический анализ производственных и финансовых показателей.
Планирование и распределение прибыли проводится на уровне руководства для достижения максимального уровня согласованности планов по производству и реализации продукции, а также ее себестоимости и рентабельности. Методом планирования доходов решается сразу огромное количество задач в организации.
Решения, которые принимаются руководителями на этапе прогнозирования прибыли отличаются от повседневных и относятся к перспективным задачам. Трудно переоценить роль планирования для развития бизнеса, так как в ходе решения этой задачи определяется будущее организации, и ее успех на рынке. В связи с этим планирование должно быть проведено максимально четко, а результаты планирования с максимальной степенью вероятности должны приводить к желаемому результату.
Заключение
Прибыль является конечным результатом финансово-хозяйственной деятельности организации и характеризует ее экономическую абсолютную эффективность. Именно степень прибыльности отражает рентабельность предприятия. Показатели прибыли и рентабельности являются основными обобщающими показателями финансовых результатов деятельности предприятия. В своей деятельности предприятие должно стремиться к такому уровню прибыли, который бы позволял бы ему удерживать свои рыночные позиции в сфере сбыта, но и поддерживать постоянное динамичное развитие производственной деятельности в условиях рыночной конкуренции.
В системе национальных и международных стандартов чистая прибыль организации формируется в отчете о финансовых результатах, которая отражается в бухгалтерской отчетности текущего периода по сравнению с прошлым. Этот отчет отражает изменение прибыли организации под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде. Такой подход к формированию отчета о финансовых результатах присущ большинству развитых западных стран. Главным вопросом при его формировании является совокупность представляемых показателей по доходам и расходам организации и определении разницы между ними. В основу построения отчета о финансовых результатах положена его последовательная структура представления информации многошаговым способом исходя из классификации доходов и расходов по отношению к видам деятельности организации развернутым методом формирования показателей.
Показатель нераспределенной прибыли (убытка) прошлых лет характеризует прибыль (убыток), накопленную организацией с момента начала ее деятельности, а прибыль (убыток) отчетного года определяет сумму чистой прибыли, полученную по итогам отчетного года. Разграничение этих показателей в отчетности позволяет осуществлять анализ их распределения. При этом убытки отчетного года, не перекрываются имеющейся прибылью прошлых лет.
Кроме того, в отчетности предусмотрены корректировки прибыли в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета, которые позволят наглядно отражать информацию, повлиявшую на прибыль отчетного года. Предложенная отчетность наиболее точно раскрывает информативность направлений распределения прибыли, в том числе на выплату дивидендов, показателей капитализированной прибыли, характеризуя при этом прирост собственного капитала организации и собственников.
Выделяют два основных направления использования чистой прибыли: капитализация: формирование резервного капитала (в соответствии с законодательством и уставом организации); увеличение уставного капитала; покрытие убытков прошлых лет; формирование нераспределенной прибыли; потребление: выплата дивидендов; поощрительные выплаты работникам по итогам года; благотворительные выплаты и прочее.
Можно иначе классифицировать способы распределения чистой прибыли: выплата дивидендов; инвестирование (т.е. вложение в развитие других предприятий) и реинвестирование (т.е. вложение в развитие собственного предприятия). Планирование прибыли является сложным многогранным процессом, включающим в себя глубокий экономический анализ производственных и финансовых показателей. Планирование и распределение прибыли проводится на уровне руководства для достижения максимального уровня согласованности планов по производству и реализации продукции, а также ее себестоимости и рентабельности. Методом планирования доходов решается сразу огромное количество задач в организации.Решения, которые принимаются руководителями на этапе прогнозирования прибыли отличаются от повседневных и относятся к перспективным задачам. Трудно переоценить роль планирования для развития бизнеса, так как в ходе решения этой задачи определяется будущее организации, и ее успех на рынке. В связи с этим планирование должно быть проведено максимально четко, а результаты планирования с максимальной степенью вероятности должны приводить к желаемому результату.