Файл: Управление формированием прибыли на предприятии (Экономическая сущность прибыли предприятия, ее виды).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы планирования формирования прибыли организации
1.1 Экономическая сущность прибыли предприятия, ее виды
1.2. Характеристика системы планирования формирования прибыли предприятия
2. Анализ планирования формирования прибыли в ООО «Макрон»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ системы планирования и распределения прибыли предприятия
3. Мероприятия по оптимизации системы планирования и распределения прибыли в ООО «Макрон»
3.1. Предложения по управлению финансовыми результатами деятельности предприятия
Выполним анализ динамики прибыли организации и факторов её формирования:
Этап 1 «Анализ выполнения плана финансовых результатов».
Итак, сопоставим общую величину прибыли и её элементов с плановыми показателями и показателями предыдущего года. Для этого используем показатели Отчета о финансовых результатах и данные бизнес-плана организации. На основе этой информации составим таблицу (приложение 3).
Сопоставим базисные и плановые показатели.
Мы видим, что все показатели превысили не только базисные (данные 2016г.), но и плановые значения. Причём темпы прироста чистой прибыли ((+67,52%) от 2015г. и (+43,89%) от плана)) значительно превышают темпы прироста доходов ((+12,29%) от 2014г. и (+5,08%) от плана)).
Сопоставления данных бизнес-плана и 2015г. показывают, что организация получила дополнительно:
- 1 625 тыс. руб. совокупного дохода, - 3 634 тыс. руб. валовой прибыли,
- 1 654 тыс. руб. прибыли от продаж,
- 1 154 тыс. руб. прибыли до налогообложения и
- 834 тыс. руб. чистой прибыли.
Динамика перечисленных показателей прибыли в сравнении с 2016г. была также положительной: показатели дохода и прибыли увеличились соответственно на 3681тыс. руб., 4244 тыс. руб., 1964, 1 410 и 1102 тыс. руб.
Проанализируем структурные изменения показателей.
Сравнение фактической структуры финансовых результатов (показателей удельного веса прибыли в общей величине доходов) за 2016 г. с плановыми и базисными значениями показало, что произошло увеличение доли всех показателей прибыли. Максимальное увеличение удельного веса наблюдается у показателя валовой прибыли: по сравнению с запланированным уровнем - на 9,60% и по сравнению уровнем 2015 г. - на 9,92%. Это обстоятельство положительно характеризует результаты текущей деятельности компании и «качества» финансового результата в целом. Увеличение доли чистой прибыли принимает минимальное значение: (+2,19%) по сравнению с планом и (+2,68%) по итогам 2016 г. Следовательно, изучение факторов формирования чистой прибыли должно стать первоочередной задачей компании.
Этап 2 «Факторный анализ прибыли».
Таблица 8 - Анализ факторов формирования чистой прибыли ООО «Макрон»
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Темпы прироста (снижения), % |
||
2015 г. |
2016 г |
Изменение, (+,-) |
||
1. Прибыль от продаж (всего) |
2 890 |
4 854 |
1 964 |
67,96 |
2. Результат от прочих доходов и расходов |
(446) |
(1 000) |
(554) |
224,22 |
3. Налог на прибыль |
(812) |
(1 120) |
(308) |
37,93 |
4. Чистая прибыль (стр.1 + стр.2 + стр.3 + стр.4) |
1 632 |
2 734 |
1 102 |
67,52 |
Следовательно, в целом сложившуюся ситуацию можно оценить как позитивную.
Перейдём к факторному анализу прибыли. В нашем исследовании мы остановимся на анализе влияния факторов первого порядка. Для этого используем две модели формирования прибыли:
а) на основе данных отчёта о финансовых результатах;
б) на основе данных приложения к бухгалтерскому балансу.
В основе данных таблицы 9 – данные отчёта о финансовых результатах.
Таблица 9 - Расчёт влияния факторов первого порядка на прибыль от продаж
Показатель-фактор |
Сумма, тыс. руб. |
|||
2015г. |
2016г |
Абсолютный прирост |
Влияние факторов на прибыль от продаж |
|
1. Выручка, N (х1) |
29 670 |
33 304 |
3 634 |
3 634 |
2. Себестоимость, Dпрод(х2) |
22 280 |
21 670 |
(610) |
610 |
3.Коммерческие расходы, Sком (х3) |
1 480 |
2 550 |
1 070 |
(1 070) |
4. Управленческие расходы, Sупр(х4) |
3 020 |
4 230 |
1 210 |
(1 210) |
5. Прибыль (убыток) от продаж, РN (стр.1-(стр.2+стр.3+стр.4)), f(х) |
2 890 |
4 854 |
1 964 |
1 964 |
Для расчётов влияния факторов используем аддитивную модель (формула 1):
Применив метод цепных постановок, проверим результат:
4854 - 2890 = 3634 + 610 +1070 + (1210)
1964 = 1964
Итак, по данным отчета о финансовых результатах установлено, что величина прибыли от продаж в 2016 г. возросла по сравнению с 2015 г. на 1964 тыс. руб. На результат оказали совокупное влияние (как положительное, так и отрицательное) четыре фактора.
Однако существенный рост управленческих и коммерческих расходов обусловлен активной политикой фирмы по рекламе и продвижению товаров на рынке. Поэтому результат рассчитан на перспективу. Как было указано ранее, в качестве факторов первого порядка, оказывающих влияние на прибыль, можно также рассматривать расходы по обычным видам деятельности, сгруппированные по элементам.
Этап 3 «Оценка эффективности использования чистой прибыли». Показатели использования чистой прибыли организации представлены в таблице 10.
Таблица 10 - Отчёт об использования чистой прибыли ООО «Макрон»
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Темп приро-ста, % |
Удельный вес, % |
||||
2015г. |
2016г |
Изм. (+,-) |
2015г. |
2016г |
Изм. (+,-) |
|||
1. Чистая прибыль |
1 632 |
2 734 |
1 102 |
67,52 |
(32,48) |
100,00 |
100,00 |
- |
2. Использование чистой прибыли - всего, в том числе: |
428 |
684 |
256 |
59,81 |
(40,19) |
26,23 |
25,02 |
(1,21) |
покрытие убытков прошлых лет |
342 |
- |
(342) |
- |
- |
20,96 |
- |
(20,96) |
пополнение резервного капитала |
86 |
14 |
(72) |
(83,72) |
(183,72) |
5,27 |
0,51 |
(4,76) |
3. Капитализация нераспределённой прибыли |
1 204 |
2 050 |
846 |
70,27 |
(29,73) |
73,77 |
74,98 |
1,21 |
Данные таблицы 10 показывают, что итоги 2015 г. были не утешительны для организации. Мы видим, что предприятие было вынуждено отказаться от уплаты дивидендов, поскольку 26,23% чистой прибыли было использовано на покрытие убытков прошлых лет (342 тыс. руб.) и пополнение резервного капитала (86 тыс. руб.). Большая часть чистой прибыли (73,77% или 1204 тыс. руб.) реинвестирована. В 2015 г. большая часть прибыли была капитализирована (74,98%). Высокая доля капитализации чистой прибыли обусловлена стратегическими целями компании (расширение рынков сбыта) и стремлением повысить финансовую устойчивость организации за счёт финансирования оборотных активов.
3. Мероприятия по оптимизации системы планирования и распределения прибыли в ООО «Макрон»
3.1. Предложения по управлению финансовыми результатами деятельности предприятия
Во второй главе курсовой работы мы описали схему формирования и использования системы мониторинга финансовых результатов деятельности ООО «Макрон». В настоящее время предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем в области оптимизации управленческого учёта, планирования деятельности, а также проведения анализа финансовых результатов деятельности организации.
В настоящее время управленческий учёт и анализ финансовых результатов ведётся в программе «1С: Управление торговлей», аналитические отчёты которой специально адаптированы для этих целей. Пользователями «1С: Управление торговлей» являются экономисты, менеджеры и директорат предприятия. Для составления регламентированной отчётности используются данные регистров «1С: Бухгалтерия».
Программа «1С: Управление торговлей» обладает рядом преимуществ.
Так, например, отчёты программы очень разнообразны и многочисленны. Они позволяют анализировать коммерческую деятельность предприятия по следующим направлениям:
- анализ взаимоотношений с клиентами;
- анализ продаж и закупок;
- анализ задолженности;
- анализ остатков и оборачиваемости товаров и продукции на складе;
- анализ движения и доступности денежных средств и прочее.
Кроме того, настройки «торговой» программы позволяют планировать закупочную и сбытовую деятельность предприятия с учётом остатков товаров на складах и оформленных заказов поставщикам и заказов покупателей. Большие возможности предоставлены пользователю в области ценообразования и управления ассортиментом продукции.
Данная программа предназначена для широкого круга пользователей. Для её освоения не требуются специальные знания в области финансов и экономики. Однако определить ликвидность или платёжеспособность, прогнозировать восстановление или утрату платёжеспособности организации невозможно. Диагностика банкротства также недоступна.
Анализ данных прибыли также затруднён, поскольку в рамках этой даней программы пользователю доступны только показатель «Валовая прибыль», алгоритм расчёта которого принципиально отличается от схемы формирования показателей прибыли в бухгалтерском учёте.
Программный продукт «1С: Бухгалтерия» не адаптирована для ведения аналитической деятельности и планирования деятельности предприятия. Подборка аналитических отчётов не отличается разнообразием, они служат лишь дополнением регламентных отчётов программы. Однако чтение данных отчётности требуют специальной подготовки в области бухгалтерского учёта.
Следовательно, для эффективного функционирования производственному предприятию необходим переход к работе с другим программным продуктом. Оптимальное решение – «1С: Управление производственным предприятием». Спектр возможностей данной программы очень широк. В программу включены блоки: бухгалтерский учёт; кадровый учёт; планирования производственной деятельности;[24] управление заказами;[33] бюджетирование;[42] анализ закупок и продаж.[21]
В настоящее время расчёт плановых производственных показателей производится в Microsoft Excel, а не в «1С: Управление торговлей», несмотря на то, что возможности «1С: Предприятие» позволяют составлять планы закупок и продаж с использованием различных сценариев (минимум, максимум, основной), с различным уровнем группировок и детализации показателей. Для решения этих проблем и перехода работы в новой программной среде необходимо провести ряд преобразований.
Во-первых, необходимо изменить «качество» работы планово-экономического отдела. Должностные обязанности экономиста по планированию должны быть расширены: в их перечень следует включить не только работу по экономическому планированию, но и мероприятия по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятия. Необходимо повышение квалификации специалистов не только в области анализа хозяйственной деятельности, но и в области бухгалтерского учёта.
Кроме того, штат планово-экономического отдела должен быть расширен, как минимум, на одну единицу - экономист по финансовой работе. Этот сотрудник станет связующим звеном между директоратом, бухгалтерией и менеджерами-экономистами. Таким образом, экономический отдел должен быть преобразован в планово-аналитическое подразделение и сфера компетенции его специалистов – расширена и усложнена.
Финансовое планирование заключается в финансовом обеспечении реализации производственных и экономических программ предприятия, а также в максимизации объемов получаемой прибыли.
Оперативно-управленческая работа - мониторинг количественных и качественных показателей финансовых отношений и финансовых потоков предприятия.