Файл: Управление формированием прибыли на предприятии (Экономическая сущность прибыли предприятия, ее виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выполним анализ динамики прибыли организации и факторов её формирования:

Этап 1 «Анализ выполнения плана финансовых результатов».

Итак, сопоставим общую величину прибыли и её элементов с плановыми показателями и показателями предыдущего года. Для этого используем показатели Отчета о финансовых результатах и данные бизнес-плана организации. На основе этой информации составим таблицу (приложение 3).

Сопоставим базисные и плановые показатели.

Мы видим, что все показатели превысили не только базисные (данные 2016г.), но и плановые значения. Причём темпы прироста чистой прибыли ((+67,52%) от 2015г. и (+43,89%) от плана)) значительно превышают темпы прироста доходов ((+12,29%) от 2014г. и (+5,08%) от плана)).

Сопоставления данных бизнес-плана и 2015г. показывают, что организация получила дополнительно:

- 1 625 тыс. руб. совокупного дохода, - 3 634 тыс. руб. валовой прибыли,

- 1 654 тыс. руб. прибыли от продаж,

- 1 154 тыс. руб. прибыли до налогообложения и

- 834 тыс. руб. чистой прибыли.

Динамика перечисленных показателей прибыли в сравнении с 2016г. была также положительной: показатели дохода и прибыли увеличились соответственно на 3681тыс. руб., 4244 тыс. руб., 1964, 1 410 и 1102 тыс. руб.

Проанализируем структурные изменения показателей.

Сравнение фактической структуры финансовых результатов (показателей удельного веса прибыли в общей величине доходов) за 2016 г. с плановыми и базисными значениями показало, что произошло увеличение доли всех показателей прибыли. Максимальное увеличение удельного веса наблюдается у показателя валовой прибыли: по сравнению с запланированным уровнем - на 9,60% и по сравнению уровнем 2015 г. - на 9,92%. Это обстоятельство положительно характеризует результаты текущей деятельности компании и «качества» финансового результата в целом. Увеличение доли чистой прибыли принимает минимальное значение: (+2,19%) по сравнению с планом и (+2,68%) по итогам 2016 г. Следовательно, изучение факторов формирования чистой прибыли должно стать первоочередной задачей компании.

Этап 2 «Факторный анализ прибыли».

Таблица 8 - Анализ факторов формирования чистой прибыли ООО «Макрон»

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Темпы прироста (снижения), %

2015 г.

2016 г

Изменение,

(+,-)

1. Прибыль от продаж (всего)

2 890

4 854

1 964

67,96

2. Результат от прочих доходов и расходов

(446)

(1 000)

(554)

224,22

3. Налог на прибыль

(812)

(1 120)

(308)

37,93

4. Чистая прибыль (стр.1 + стр.2 + стр.3 + стр.4)

1 632

2 734

1 102

67,52


Следовательно, в целом сложившуюся ситуацию можно оценить как позитивную.

Перейдём к факторному анализу прибыли. В нашем исследовании мы остановимся на анализе влияния факторов первого порядка. Для этого используем две модели формирования прибыли:

а) на основе данных отчёта о финансовых результатах;

б) на основе данных приложения к бухгалтерскому балансу.

В основе данных таблицы 9 – данные отчёта о финансовых результатах.

Таблица 9 - Расчёт влияния факторов первого порядка на прибыль от продаж

Показатель-фактор

Сумма, тыс. руб.

2015г.

2016г

Абсолютный прирост

Влияние факторов на прибыль от продаж

1. Выручка, N (х1)

29 670

33 304

3 634

3 634

2. Себестоимость, Dпрод(х2)

22 280

21 670

(610)

610

3.Коммерческие расходы, Sком (х3)

1 480

2 550

1 070

(1 070)

4. Управленческие расходы, Sупр(х4)

3 020

4 230

1 210

(1 210)

5. Прибыль (убыток) от продаж, РN (стр.1-(стр.2+стр.3+стр.4)), f(х)

2 890

4 854

1 964

1 964

Для расчётов влияния факторов используем аддитивную модель (формула 1):

Применив метод цепных постановок, проверим результат:

4854 - 2890 = 3634 + 610 +1070 + (1210)

1964 = 1964

Итак, по данным отчета о финансовых результатах установлено, что величина прибыли от продаж в 2016 г. возросла по сравнению с 2015 г. на 1964 тыс. руб. На результат оказали совокупное влияние (как положительное, так и отрицательное) четыре фактора.

Однако существенный рост управленческих и коммерческих расходов обусловлен активной политикой фирмы по рекламе и продвижению товаров на рынке. Поэтому результат рассчитан на перспективу. Как было указано ранее, в качестве факторов первого порядка, оказывающих влияние на прибыль, можно также рассматривать расходы по обычным видам деятельности, сгруппированные по элементам.

Этап 3 «Оценка эффективности использования чистой прибыли». Показатели использования чистой прибыли организации представлены в таблице 10.

Таблица 10 - Отчёт об использования чистой прибыли ООО «Макрон»


Показатель

Сумма, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп приро-ста, %

Удельный вес, %

2015г.

2016г

Изм. (+,-)

2015г.

2016г

Изм. (+,-)

1. Чистая прибыль

1 632

2 734

1 102

67,52

(32,48)

100,00

100,00

-

2. Использование чистой прибыли - всего, в том числе:

428

684

256

59,81

(40,19)

26,23

25,02

(1,21)

покрытие убытков прошлых лет

342

-

(342)

-

-

20,96

-

(20,96)

пополнение резервного капитала

86

14

(72)

(83,72)

(183,72)

5,27

0,51

(4,76)

3. Капитализация нераспределённой прибыли

1 204

2 050

846

70,27

(29,73)

73,77

74,98

1,21

Данные таблицы 10 показывают, что итоги 2015 г. были не утешительны для организации. Мы видим, что предприятие было вынуждено отказаться от уплаты дивидендов, поскольку 26,23% чистой прибыли было использовано на покрытие убытков прошлых лет (342 тыс. руб.) и пополнение резервного капитала (86 тыс. руб.). Большая часть чистой прибыли (73,77% или 1204 тыс. руб.) реинвестирована. В 2015 г. большая часть прибыли была капитализирована (74,98%). Высокая доля капитализации чистой прибыли обусловлена стратегическими целями компании (расширение рынков сбыта) и стремлением повысить финансовую устойчивость организации за счёт финансирования оборотных активов.

3. Мероприятия по оптимизации системы планирования и распределения прибыли в ООО «Макрон»


3.1. Предложения по управлению финансовыми результатами деятельности предприятия

Во второй главе курсовой работы мы описали схему формирования и использования системы мониторинга финансовых результатов деятельности ООО «Макрон». В настоящее время предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем в области оптимизации управленческого учёта, планирования деятельности, а также проведения анализа финансовых результатов деятельности организации.

В настоящее время управленческий учёт и анализ финансовых результатов ведётся в программе «1С: Управление торговлей», аналитические отчёты которой специально адаптированы для этих целей. Пользователями «1С: Управление торговлей» являются экономисты, менеджеры и директорат предприятия. Для составления регламентированной отчётности используются данные регистров «1С: Бухгалтерия».

Программа «1С: Управление торговлей» обладает рядом преимуществ.

Так, например, отчёты программы очень разнообразны и многочисленны. Они позволяют анализировать коммерческую деятельность предприятия по следующим направлениям:

- анализ взаимоотношений с клиентами;

- анализ продаж и закупок;

- анализ задолженности;

- анализ остатков и оборачиваемости товаров и продукции на складе;

- анализ движения и доступности денежных средств и прочее.

Кроме того, настройки «торговой» программы позволяют планировать закупочную и сбытовую деятельность предприятия с учётом остатков товаров на складах и оформленных заказов поставщикам и заказов покупателей. Большие возможности предоставлены пользователю в области ценообразования и управления ассортиментом продукции.

Данная программа предназначена для широкого круга пользователей. Для её освоения не требуются специальные знания в области финансов и экономики. Однако определить ликвидность или платёжеспособность, прогнозировать восстановление или утрату платёжеспособности организации невозможно. Диагностика банкротства также недоступна.

Анализ данных прибыли также затруднён, поскольку в рамках этой даней программы пользователю доступны только показатель «Валовая прибыль», алгоритм расчёта которого принципиально отличается от схемы формирования показателей прибыли в бухгалтерском учёте.


Программный продукт «1С: Бухгалтерия» не адаптирована для ведения аналитической деятельности и планирования деятельности предприятия. Подборка аналитических отчётов не отличается разнообразием, они служат лишь дополнением регламентных отчётов программы. Однако чтение данных отчётности требуют специальной подготовки в области бухгалтерского учёта.

Следовательно, для эффективного функционирования производственному предприятию необходим переход к работе с другим программным продуктом. Оптимальное решение – «1С: Управление производственным предприятием». Спектр возможностей данной программы очень широк. В программу включены блоки: бухгалтерский учёт; кадровый учёт; планирования производственной деятельности;[24] управление заказами;[33] бюджетирование;[42] анализ закупок и продаж.[21]

В настоящее время расчёт плановых производственных показателей производится в Microsoft Excel, а не в «1С: Управление торговлей», несмотря на то, что возможности «1С: Предприятие» позволяют составлять планы закупок и продаж с использованием различных сценариев (минимум, максимум, основной), с различным уровнем группировок и детализации показателей. Для решения этих проблем и перехода работы в новой программной среде необходимо провести ряд преобразований.

Во-первых, необходимо изменить «качество» работы планово-экономического отдела. Должностные обязанности экономиста по планированию должны быть расширены: в их перечень следует включить не только работу по экономическому планированию, но и мероприятия по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятия. Необходимо повышение квалификации специалистов не только в области анализа хозяйственной деятельности, но и в области бухгалтерского учёта.

Кроме того, штат планово-экономического отдела должен быть расширен, как минимум, на одну единицу - экономист по финансовой работе. Этот сотрудник станет связующим звеном между директоратом, бухгалтерией и менеджерами-экономистами. Таким образом, экономический отдел должен быть преобразован в планово-аналитическое подразделение и сфера компетенции его специалистов – расширена и усложнена.

Финансовое планирование заключается в финансовом обеспечении реализации производственных и экономических программ предприятия, а также в максимизации объемов получаемой прибыли.

Оперативно-управленческая работа - мониторинг количественных и качественных показателей финансовых отношений и финансовых потоков предприятия.