Файл: Факторы, обеспечивающие сохранность качества продовольственных товаров (на примере рыбных консервов) (Теоретические основы сохранения качества продовольственных товаров).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 5
В зависимости от вида тары и упаковки маркировка подразделяется на: транспортную и потребительскую.
На потребительской маркировке имеется штриховой код – товарный номер, наносимый на упаковку в виде штрихового машиночитаемого символа и является средств систем автоматической идентификации товара. Штриховой код не дает гарантии качества товара, а может характеризовать его лишь непосредственно.
Главным назначением маркировки будет доведение основных сведений о товаре до потребителей, а также идентификация товара.
Функции маркировки.
Информационная функция – доведение до заинтересованных субъектов всех необходимых сведений о товаре, регламентируемых Федеральным законом «О защите прав потребителей».
В соответствии с данным Законом продавец обязан предоставить приобретателю следующую информацию о товаре:
- адрес (место нахождения);
- фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), импортера;
- наименование технического регламента или иное обозначение об обязательном подтверждение соответствия товара;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров;
- сведения о составе (в т.ч. наименования использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, а также компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если их содержание в таком компоненте превышает 0,9 %);
- о пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- информацию об энергетической эффективности товаров при необходимости;
- срок службы или срок годности товаров, а также сведения о действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при их невыполнении, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.[12]
Идентифицирующая функция – доведение до потребителей, продавцов, экспертов и контролирующих органов информации, позволяющей идентифицировать товары – установить их соответствие действующим законам, ГОСТам, договорам по ассортиментной принадлежности, качеству и безопасности.
Эмоциональная и мотивационная функции – воздействие маркировки товара на психоэмоциональное состояние потребителей для удовлетворения эстетических потребностей, а также мотивации покупки. Отметим тот факт – что в современных условиях производители стремятся привлечь внимание покупателей к своим товарам с помощью упаковки и маркировки для увеличения доли продаж.
Структура товарной маркировки.
Товарная маркировка будет первым информационным блоком, с которым встречается потребитель при покупке товара, и содержит всю основную информацию.
При ϶ᴛᴏм маркировка товаров должна быть:
- четкой и разборчивой, выделяться или размешаться на фоне, контрастном по отношению к цвету упаковки (изделия);
- устойчивой к воздействию климатических факторов;
- сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара;
- достаточной для обеспечения безопасного обращения с товарами.
В структуре маркировки можно выделить три основных элемента:
- текст;
- рисунок;
- информационные знаки.[13]
Текст наиболее распространенный элемент, наиболее доступный для потребителей и других субъектов рыночных отношений. В тексте товарной маркировки могут быть использованы все формы товарной информации.
К нему предъявляют требования в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя», а также ГОСТами на маркировку групп непродовольственных товаров.
Маркировка продовольственных товаров должна содержать следующую информацию:
- наименование продукта и его вид, сорт, марку;
- наименование страны, производителя и его адрес;
- массу нетто или объем продукта;
- состав – наименования основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;
- пищевую ценность (калорийность, количество белков, жиров и углеводов, а также наличие витаминов);
- условия хранения;
- срок годности, дату изготовления;
- способ приготовления (для полуфабрикатов и продуктов, предназначенных для детского питания);
- рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);
- обозначение нормативно-технического документа, на основании кᴏᴛᴏᴩого произведен товар; информацию о подтверждении соответствия.
Маркировка непродовольственных товаров должна содержать следующую информацию:
- наименование товара;
- наименование страны, производителя, его адрес;
- назначение (область использования);
- основные ϲʙᴏйства и характеристики;
- правила и условия эффективного и безопасного использования;
- обозначение нормативно-технического документа, на основании кᴏᴛᴏᴩого произведен товар;
- информация о подтверждении соответствия.[14]
Рисунок наносится на товар для выполнения эмоциональной и мотивационной функции. Именно наличие красочного рисунка способствует выбору товара потребителями. При этом он не всегда присутствует на маркировке.
Информационные знаки представляют собой краткие и информативные изображения, несущие определенную информацию. Многие информационные знаки расшифровать под силу только специалистам в области торговли. Применяемые в настоящее время информационные знаки разделяют на следующие группы: товарные знаки, знаки наименования мест происхождения товаров, знаки соответствия или качества, штриховые коды, компонентные знаки, размерные, эксплуатационные, манипуляционные, предупредительные, экологические.
Маркировка бывает следующих видов:
- производственная – маркировка, наносимая предприятием – изготовителем товаров и регламентируемая в первую очередь ФЗ «О защите прав потребителей» и действующими техническими регламентами на продукцию;
- торговая – маркировка, наносимая поставщиком или продавцом товаров (услуг).
Производственная маркировка.
Носители производственной маркировки – этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.
Этикетка – основной носитель информации о товаре, на кᴏᴛᴏᴩой указываются все сведения, необходимые для субъектов рыночных отношений. Этикетки печатаются типографским способом и приклеиваются на товар или упаковку, наносятся литографическим способом на банки консервов, наносятся с помощью лазера на этикетку или сам товар (дата изготовления и срок годности товара).
Кольеретки – специальный вид этикетки, наносимый на горлышко бутылки алкогольной и безалкогольной продукции. Стоит заметить, что они не содержат большого объема информации, а иногда на них наносят исключительно фирменный знак или наименование товара.
Стоит отметить, что основная функция кольеретки – создание эстетического образа.
Вкладыши – разновидность этикетки, кᴏᴛᴏᴩая содержит основные сведения о товаре и вкладывается в упаковку товара, когда поместить всю необходимую информацию на коробке не представляется возможным. Иногда помимо информативной части содержит рекламу. Чаще всего вкладыши можно увидеть в упаковках парфюмерно-косметических товаров, кондитерских товаров и лекарственных средств.
Бирки – носители маркировки, которые могут пришиваться, приклеиваться, подвешиваться на товар. На бирках в основном указывают фирменное наименование или товарный знак.
Ярлыки точно так же, как и бирки, прикладываются, приклеиваются, пришиваются или подвешиваются на товар, но в отличие от бирок содержат больше информации, например сорт, марку, размер, дату выпуска и др.
Контрольные ленты имеют небольшой размер, содержат в основном символическую информацию, дополняющую информацию на этикетках, ярлыках и бирках, а также могут быть использованы в случае потери основной информации. Чаще всего размещаются на одежде и обуви.
Клейма и штампы – обозначения установленной формы, наносимые на товары, а также на упаковку и этикетки. Учитывая зависимость от того, где они нанесены, их делят на производственные и торговые, а в зависимости от ϲʙᴏего назначения – на ветеринарные, карантинные, товароведные.
Примерами клейм и штампов служат ветеринарное клеймение туш убойных животных, вдавливание даты изготовления в сыры, штампование фирменной упаковки для предотвращения фальсификации товаров.
Носители торговой маркировки – товарные и кассовые чеки, а также ценники.
Торговая маркировка в отличие от производственной несет в большей степени информацию о продавце, а наносится традиционно не на товар, а на носители. Информация, которая должна содержаться на данных носителях, регулируется Постановлением Правительства № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров».
Кассовый чек – документ, подтверждающий совершение договора купли-продажи. Это фискальный документ, имеющий отношение к уплате налогов, должен содержать следующие реквизиты: наименование предприятия-продавца, номер контрольно-кассовой машины, дату продажи, стоимость покупки.
Товарный чек выдается вместе с кассовым чеком при продаже непродовольственных товаров. При продаже продовольственных товаров может выдаваться вместе с кассовым чеком для детализации купленных товаров в отчетных документах, а при отсутствии контрольно-кассовых машин – в качестве подтверждения совершения купли-продажи. Должен содержать следующие реквизиты: наименование предприятия-продавца, наименование товара, размерные характеристики, цену, дату реализации.
Ценник – документ, который служит для доведения краткой информации о товаре и его цене до потребителя и будет основанием для совершения сделки купли-продажи, поэтому в магазинах размешается строго под продаваемым товаром. Должен содержать следующую информацию: наименование предприятия-продавца, наименование товара, наименование предприятия-изготовителя, сорт, марку, срок годности, цену за единицу.[15]
На обороте ценника продавец ставит дату заполнения, подпись заполнившего лица, а также печать организации. К сожалению, большинство ценников в розничной торговой сети не соответствует предъявляемым к ним требованиям.
Глава 2. Оценка маркировки и тары образцов рыбных консервов
2.1 Характеристика исследуемых образцов
Для оценки упаковки и маркировки продовольственных товаров были отобраны два образца рыбных консервов, изготовленных на ООО «БАЛТФИНТРЕЙД» по заказу ООО «ПО «Темп-XXI век» торговой марки «Знаток». Внешний вид образцов продукции представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Внешний вид образцов рыбных консервов
Образец 1. Консервы рыбные стерилизованные «Сайра тихоокеанская натуральная с добавлением масла». Продукция изготовлена в соответствии с требованиями ГОСТ 13985-2000 «Консервы рыбные в томатном соусе. Технические условия».
Образец упакован в металлическую банку из лакированной белой жести, стандартного размера, цилиндрической формы. На банку наклеена бумажная индивидуальная художественно оформленная этикетка, содержащая информацию, предъявляемую нормативно-техническими документами к маркировке рыбных консервов. Банка укупорена стандартной металлической крышкой (рис.2).
Образец 2. Консервы рыбные стерилизованные «Килька балтийская неразделанная в томатном соусе». Продукция изготовлена в соответствии с требованиями ГОСТ 16978-99 «Консервы рыбные натуральные с добавлением масла. Технические условия».
Упаковка образца является стандартной сборной металлической банкой из лакированной белой жести, цилиндрической формы. На банку нанесена индивидуальная бумажная этикетка, красочно оформленная и содержащая информацию по маркировке рыбных консервов. Банка закрыта металлической крышкой с ключом для вскрытия банки, что облегчает процесс открывания рыбной продукции перед потреблением (рис.2).
Рисунок 2. Общий вид тары образцов рыбных консервов
Образцы рыбных консервов исследовались по состоянию упаковки и содержанию маркировки в соответствии с требованиями нормативно-технических документов на данную пищевую продукцию.