Файл: Факторы, обеспечивающие сохранность качества продовольственных товаров (на примере рыбных консервов) (Теоретические основы сохранения качества продовольственных товаров).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 5
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях проблема повышения качества продукции и обеспечения её конкурентоспособности для России является наиболее актуальной.
Качество товара – это совокупность его свойств и характеристик, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности покупателя (т.е. потребительские свойства).
Кроме потребительских свойств качество товара включает и другие свойства, обеспечивающие удовлетворение потребностей изготовителей, работников сферы обращения.
Качество продовольственных товаров зависит от многих факторов, подразделяющиеся на две группы:
- Факторы, формирующие качество товаров: производство товаров, основное сырье, вспомогательное сырье, материалы (основные и вспомогательные)
- Факторы, сохраняющие качество товаров: упаковка товара, транспортирование товара, хранение товара.
Все эти факторы могут взаимодействовать, а могут действовать изолированно друг от друга.
Актуальность данной темы курсовой работы состоит в том, что качество товара – наиважнейший показатель деятельности предприятия.
Целью данной работы является анализ факторов, обеспечивающих сохранность качества рыбных консервов при доведении их от производителя до потребителя, к которым относятся упаковка и маркировка, условия транспортирования, хранения товаров.
В соответствии с выявленной целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть классификацию и общую характеристику фактов, влияющих на качество товаров.
2. Отразить роль упаковки в сохранении качества товаров.
3. Проанализировать значение маркировки на предмет сохранения качества товаров.
4. Изучить влияние условий транспортирования на качество товаров.
5. Рассмотреть влияние условий хранения и реализации на качество товаров.
Объект исследования данной курсовой работы являются рыбные консервы фирмы «Знаток» – «Килька Балтийская неразделенная в томатном соусе» и «Сайра Тихоокеанская натуральная с добавлением масла».
Глава 1. Теоретические основы сохранения качества продовольственных товаров
Факторы, сохраняющие качество продуктов питания
Хранение – это один из этапов товародвижения от производителя до потребителя, целью которого является обеспечение стабильности исходных свойств продукта или их изменение с минимальными потерями. При хранении проявляется одно из важнейших свойств товаров – сохранности. Благодаря этому свойству возможно доведение товаров от изготовителя до потребителя независимо от их местонахождения, если сроки хранения превышают сроки перевозки.
Режим хранения – это совокупность условий, при которых товар сохраняет свое качество. Каждый товар нуждается в определенном режиме хранения, который зависит от его состава и свойств. Если соблюдается правильный режим хранения, то продукт сохраняет качество, что снижает потери товаров.
К фактам, сохраняющим качество пищевых продуктов, относятся: тара и упаковочные материалы; условия и сроки транспортирования; хранение и реализация.[1]
Правильная упаковка предохраняет товары от механических повреждений, загрязнений и других воздействий окружающей среды и существенно влияет на сохранение качества при транспортировке, хранении и реализации товаров. К тому же, к таре предъявляют определенные требования. Она должна быть: прочной, достаточно легкой, чистой, сухой, не передавать товарам посторонних запахов, привкусов, быть безвредной.
Соблюдение всех необходимых условий хранения и транспортировки на всем пути продвижения товаров от места производства до потребителя имеет огромное значение для качества товаров. Внедрение новых видов тары и упаковки, правильная организация хранения товаров в местах производства, использование новых способов транспортировки и хранения способствуют наиболее долгому хранению качества продовольственных товаров.
Условия хранения пищевых продуктов – оптимальные параметры окружающей среды (температура, влажность окружающего воздуха, световой режим и др.) и правила обращения (меры предохранения от порчи вредителями, насекомыми, грызунами; меры сохранения целостности упаковки и др.), необходимые для обеспечения сохранности присущих пищевым продуктам органолептических, физико-химических свойств и показателей безопасности. Скоропортящимися являются пищевые продукты, требующие для сохранения качества и безопасности специальных температурных и/или иных режимов и правил, без обеспечения которых они подвергаются необратимым изменениям, приводящим к вреду для здоровья потребителей или порче.[2]
Создание условий хранения зависит от температуры, влажности воздуха, света, упаковки и других факторов. Важен не только каждый из них по отдельности, но и они все вместе.
Температура – наиболее значимый показатель режима хранения. Для большинства продуктов наиболее благоприятной является температура, близкая к 0`C, так как при этом замедляется развитие микроорганизмов и не изменяются физические свойства продуктов. Для многих продовольственных товаров могут быть рекомендованы различные температурные режимы и различные сроки хранения.
Температура хранения должна быть постоянной, желательно избежать резкие перепады температуры, при которых происходит конденсация воды на товарах.
Единой оптимальной температуры хранения всех потребительских товаров не существует из-за свойств, обеспечивающих их сохранность.
Влажность воздуха так же имеет большое значение в процессе хранения. При высокой влажности на продуктах может развиваться плесень, при низкой происходит высыхание.
В процессе хранения определяется относительная влажность воздуха – процентное отношение фактического количества водяных паров в воздухе к количеству, необходимому для полного насыщения при данной температуре. Величина относительной влажности при хранении зависит от свойств продукта. Для каждой группы товаров необходима определенная относительная влажность.
Освещение тоже играет немаловажную роль при сохранении продовольственных товаров. При хранении свет отрицательно влияет на сохранность продуктов – ускоряет прогоркание жиров, повышает интенсивность дыхания, вызывает разрушение красящих веществ и многих витаминов.
Упаковка, как средство сохранения качества продукции
Каждый предприниматель хочет сделать свой товар конкурентоспособным. Конкурентоспособность товара во многом зависит от упаковки. Привлекательность упаковки для потребителя складывается из ее внешнего вида и удобства использования.
На всех упаковках содержится какая-либо информация. Если даже указано всего лишь наименование продукта и вес – это уже полезные сведения. К тому же, на такую информацию, в основном, можно положиться. Упакованные продукты редко оказываются подделкой, чаще случается недовес, но он не так заметен.
Теперь можно точно узнать сколько в них содержится питательных веществ и сколько этих веществ требуется человеку в день. Также можно выяснить, что необходимо добавить к своему рациону для сохранения здоровья.
Если упаковка отражает образ продукта, если её цвет, материал, графика и изображение говорят о продукте, выражают его суть и назначение, то можно сказать, что она надежна и эффективна. Но это лишь её вспомогательная функция.[3]
Прежде всего, упаковка является сохраняющим фактором. В первую очередь, именно это важно для любого потребителя. Каждому нужен качественный товар, в целости и сохранности. В соответствии со статьёй 7 закона «О защите прав потребителей» «потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды». [4]Именно упаковка защищает товары от вредного воздействия внешней среды, а внешнюю среду – от вредного воздействия товара, предотвращает товар от влияния других товаров, обеспечивает условия для сохранения количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления.
Многие товары, выпускаемые промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или тире.
Согласно ГОСТу 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения» Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, окружающей среды от загрязнения, а также обеспечивающих процесс обращения продукции. [5]
Элементами упаковки являются тара, упаковочные и/или перевязочные материалы.
Тара – основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара.
Упаковочные материалы – дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий.
Перевязочные материалы – дополнительный элемент упаковки, предназначенный для повышения прочности тары.
Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют, и их функции сводятся к следующим:
- предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а внешней среды от вредного воздействия товара;
- защита товара от влияния других товаров;
- обеспечение условий для сохранности количества качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;
- придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;
- создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета;
- выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;
- использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).
Использование современной упаковки и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информацией позволяет ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, а также оказывают эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовав товар в маленькую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, что способствует повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазина, повышая культуру торгового обслуживания.[6]
Из этого можно сделать вывод, что основным назначением упаковки является защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров в окружающую среду, что уменьшает количество потери самих товаров, плюс загрязнение окружающей среды.
А вспомогательная функция упаковки – носитель маркировки или красочного оформления товара; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет наибольший интерес для маркетологов.
Классификация упаковки осуществляется по ряду признаков: месту упаковывания, назначению, применяемым материалам, форме, грузоподъёмности и габаритам, кратности использования.
По месту упаковывания различают упаковку производственную (эту технологическую операцию осуществляет производитель) и торговую (проводит продавец). Эта торговая услуга может быть бесплатной или платной. При этом бесплатная услуга по упаковыванию включается в издержки обращения, а платную услугу оплачивает потребитель.
По назначению упаковку подразделяют на: потребительскую и транспортную.[7]
Потребительская упаковка предназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Этот вид упаковки предполагает предварительное расфасовывание товара производителем или продавцом и отпуск потребителю в расфасованном виде, с заранее обусловленными количественными характеристиками (масса, объем или длина).
Для жидких продовольственных и непродовольственных товаров применение потребительской упаковки (бутылки, банки, коробки, стаканы и т.п.) является обязательным условием при розничной продаже. Отпуск таких товаров может осуществляться в расфасованном виде в потребительской упаковке изготовителя или продавца, а также путем взвешивания или отмеривания в тару потребителя.
К потребительской таре относятся:
- коробки разных размеров, корзинки, лотки, тубы, мешки, пакеты из картона, бумаги, фольги, полимерных и комбинированных материалов;
- стеклянные и металлические банки, бутыли, тетрапаки и перпаки, стаканы из комбинированных и полимерных материалов;
- упаковочные материалы – бумага, фольга, пергамент и подпергамент, картон, в том числе прокладки из гофрированного картона, полимерные материалы.
Транспортную упаковку используют для перевозки товаров и оптовой или мелкооптовой продажи.
Приемку товаров в транспортной упаковке проводят двумя способами: с разупаковыванием и без разупаковывания.
Разупаковывают товары, если это заранее согласовано получателем и поставщиком.
Транспортная упаковка состоит из транспортной тары, упаковочных, перевязочных материалов, а также различных приспособлений для предупреждения перемещений товаров в транспортных средствах.