Файл: Управление миграционными процессами (Понятие, виды и последствия миграции населения).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 362
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1. Управление миграционными процессами в России
1.1. Понятие, виды и последствия миграции населения
1.2. Сущность, цели и субъекты управления миграционными процессами в России
1.3. Характеристика и проблемы миграционных процессов в России
2. Управление глобальными миграционными процессами
2.1. Тенденции развития общемировых миграционных процессов
2.2. Анализ инструментов политики в глобальной миграционной сфере
Вместе с тем ФРГ ужесточила правила предоставления убежища мигрантам. Как заявил министр экономики З. Габриэль, пакет мер, о принятии которых договорились члены правящей коалиции, будет включать в себя сокращение сроков депортации мигрантов, не получивших убежище в Германии. Кроме того, те мигранты, которые не подпадают под действие Женевской конвенции о статусе беженцев, но получили убежище в Германии, не смогут перевезти в страну свою семью в течение двух лет. Члены коалиции также договорились расширить список стран, в которые мигрантов можно будет вернуть, не беспокоясь за их безопасность. В число таких стран вошли Марокко, Алжир и Тунис[19].
Миграционная обсерватория Оксфордского университета опубликовала данные своего исследования, согласно которому чистая иммиграция граждан европейских государств в Великобританию за последние пять лет выросла на 80%. Больше всего новых британцев переселилось из шести стран ЕС - Испании, Италии, Португалии, Польши, Румынии и Венгрии, а их количество удвоилось с 2004 г. и составило в 2015 г. 3,3 млн. человек. Эксперты говорят, что причины роста в основном экономические, в частности, высокий уровень безработицы. По последним данным, в Великобритании безработными являются 5% населения, в Испании - 20,9%, в Италии - 11,9%, и 12% - в Португалии.[20] С одной стороны, переезд в страну с более высоким уровнем заработной платы представляется выгодным, а с другой - работодатели относятся к ним с недоверием и реже принимают на работу. «Несмотря на недавние споры о роли социальной политики британских властей в повышении уровня иммиграции (более высокий минимальный уровень заработной платы, пособий и т.д.), прирост мог быть вызван обстоятельствами, которые правительство не может контролировать», - считает М. Сампшен, директор обсерватории. Тема иммиграции необыкновенно болезненна в британском обществе и стала ключевой в преддверии июньского референдума о пребывании Великобритании в ЕС. Впрочем, в Британии доля мигрантов из ЕС остается незначительной.[21]
Что касается мигрантов из третьих стран, ЕС, испытав шок в предыдущем году, пытается откупиться от них и готово платить немалые суммы Турции, обязавшейся воспрепятствовать нелегальной миграции граждан государств Ближнего Востока. Турция согласилась лучше контролировать потоки мигрантов, перемещающиеся через ее территорию, в обмен на финансовую помощь от ЕС в размере 3 млрд. евро.[22] Первый заместитель главы Еврокомиссии Ф. Тиммерманс заявлял, что в результате договоренности между ЕС и Турцией о контроле потока мигрантов число прибывающих в ЕС беженцев снизилось, но по-прежнему остается высоким. Поэтому в 2016 г. Европа ожидает прибытия еще 1 млн. беженцев, прогнозирует МОМ. По данным МОМ, в 2015 г. по Средиземному морю до Европы добрались 1 004 356 мигрантов. 91% составляют беженцы всего из трех стран - Сирии, Афганистана и Ирака, в связи с чем временный контроль границ сроком на полгода ввели Германия, Австрия, Франция, Швеция, Дания и Норвегия (не член Евросоюза[23]).
Второе место после Турции по общему числу переправляемых в ЕС мигрантов занимает Ливия, где аккумулируются беженцы из Сирии, Ирака, Ирана и других государств Ближнего Востока и Азии, которые затем через Эгейское море перебираются в Грецию, а оттуда в другие страны.
В 2016 г. Европа ждет увеличения числа мигрантов еще на 2 млн. человек, считает депутат Национальной ассамблеи Франции Тьерри Мариани. По его словам, причина кризиса - отсутствие у Брюсселя «единой выстроенной политики». «У Евросоюза нет аморальной и позорной политики в отношении мигрантов и беженцев. Просто потому, что у него нет в этом вопросе вообще никакой политики. В этом-то и главная проблема современной Европы. На мой взгляд, то, что происходит сейчас, - переломный момент... Или Европа попробует себя защитить, или она приговорена к смерти», - считает парламентарий. Он отметил, что Брюссель только декларирует намерения защитить граждан ЕС от возможных рисков, связанных с наплывом нелегалов.[24]
Кроме пограничного контроля, еще одной из форм регулирования численности мигрантов является депортация. Например, Швеция, как заявил министр внутренних дел страны А. Игеман, планирует депортировать около 80 тыс. иммигрантов, не получивших статус беженца. Для депортации зафрахтованы авиачартеры, на перевозку уйдет несколько лет. В 2015 г. убежища в Швеции попросили 163 тыс. человек, что является самым большим в Европе показателем плотности мигрантов на душу коренного населения. В настоящее время рассмотрено 58,8 тыс. прошений, 55% из них одобрены. В январе Швеция временно ввела проверку документов на границе с Данией. Попасть в страну с юга нельзя без соответствующих разрешений. Правительство считает, что большой приток людей за короткое время может представлять угрозу для национальной безопасности, страна не сможет разместить беженцев, и посоветовало остаться в Германии. Правозащитники опасаются, что Стокгольм становится «глух к чаяниям беженцев».[25]
Министр по делам иммиграции и интеграции Норвегии Сюльви Листёуг заявила, что правительство Норвегии намерено принять новые законы, направленные на то, чтобы снизить приток беженцев и сохранить уровень жизни населения на нынешнем стабильно высоком уровне. «Мы предлагаем меры, которые будут одними из самых жестких в Европе», - отметила она. При этом, по ее словам, «правительство не выступает с предложениями, которые противоречили бы международным обязательствам» и сохранит «текущую модель норвежской социальной политики». Министр указала, что в 2016 г. из-за решения Норвегии ввести меры погранконтроля внутри Шенгенской зоны, приток просителей убежища в страну заметно снизился[26].
Таким образом, можно видеть, что в противоречие вступают интересы национальной безопасности и открытость национальных экономик, социально-демографические и экономические интересы отдельных стран, издержки и бенефиты стран-доноров и стран-реципиентов, либерализация миграционных режимов внутри интеграционных объединений и одновременное ужесточение миграционной политики по отношению к гражданам третьих стран, соблюдение прав человека и гуманитарное вмешательство, с одной стороны, уважение национального суверенитета и невмешательство во внутренние дела каждой конкретной страны, с другой, - наряду с быстрым развитием новых индустриальных стран растет неравенство между странами и т.д.
2.2. Анализ инструментов политики в глобальной миграционной сфере
Вызовы, формируемые современной миграционной ситуацией, актуализируют задачу совершенствования инструментов управления миграционными процессами на национальном, наднациональном, региональном и глобальном уровнях. Не случайно И. С. Иванов, президент Российского совета по международным делам (РСМД), министр иностранных дел России (1998-2004 гг.), отметил, что «решить миграционную проблему можно, только качественно повысив управляемость глобальной системой в целом - включая ее экономическое, экологическое, политическое и военно-стратегическое измерение. Именно эта задача, на мой взгляд, должна стать важнейшим приоритетом мировой политики на ближайшие десятилетия».[27]
Формирование миграционной политики на глобальном и наднациональном уровне предполагает систему международных договоров, соглашений и других двусторонних и многосторонних нормативно-правовых актов по регулированию межгосударственных территориальных перемещений населения, преследующих социальные, экономические, демографические, геополитические и другие цели.[28]
Концептуальные подходы и механизмы к реализации миграционной политики выработаны во Всемирном плане действий в области народонаселения (1974 г.) и Программе действий в области народонаселения и развития (1994 г.).
В числе рекомендаций в области регулирования международной миграции во Всемирном плане действий в области народонаселения предусмотрены:
- меры по облегчению добровольных межгосударственных миграций;
- двусторонние или многосторонние консультации с целью гармонизации их политики в области международной миграции;
- проблемы беженцев и вынужденно перемещенных лиц, в том числе их право на возвращение домой и право на имущество, должны быть урегулированы в соответствии с принципами Устава ООН, со Всеобщей декларацией прав человека и с другими международными документами;
- обеспечение надлежащего медицинского обслуживания и услуг социального обеспечения для мигрантов и членов их семей, гарантии их физической безопасности;
- меры по предотвращению дискриминация на рынке труда и в обществе, защите прав человека и борьбе с предрассудками в их отношении, устранению препятствий на пути воссоединения их семей;
- возможность постоянным мигрантам сохранять свое культурное наследие, в том числе за счет использования их родного языка;
- разработка национальной и международной политики, направленной на предотвращение «утечки умов»;
- расширение национальных гражданских прав на иммигрантов;
- заключение двусторонних или многосторонних соглашений, которые регулировали бы миграцию, вопросы защиты и помощи трудящимся-мигрантам, защиты интересов затронутых миграцией стран.[29]
На Международной конференции по народонаселению в 1984 г. были уточнены общие рекомендации по разработке политики в области международной миграции. В их числе содержались следующие[30]:
- уважение основных прав и свобод человека, к культурной идентичности всех мигрантов;
- содействие взаимной интеграции иммигрантов и населения принимающих стран;
- учет вопросов благополучия мигрантов и их семей, а также демографических последствий миграции;
- сохранение квалифицированных рабочих и специалистов, стимулирование их возвращения, в том числе путем развития благоприятной экономической среды и расширения возможностей трудоустройства;
- уравнение в правах зарегистрированных трудящихся-мигрантов с гражданами стран пребывания; содействие нормализации семейной жизни зарегистрированных трудящихся-мигрантов в принимающих странах через воссоединение семей;
- информационно-просветительские мероприятия с целью повышения осведомленности мигрантов относительно их правового положения и прав, обеспечение реалистичной оценки положения мигрантов, в том числе о наличии рабочих мест;
- уменьшение незаконного въезда, пребывания или трудоустройства нелегальных мигрантов (включая амнистии, другие программы регулирования, пограничный контроль и депортации);
- разработка законов и нормативных актов, направленных на ограничение нелегальной миграции (чтобы быть эффективными содержащиеся в них меры должны распространяться не только на нелегальных мигрантов, но и на тех лиц, которые стимулируют и содействуют нелегальной миграции);
- долгосрочное решение проблем, связанных с беженцами и перемещением беженцев, и работа в направлении устранения причин этих проблем.
В Программе действий в области народонаселения и развития, принятой в 1994 г. и рассчитанной на 20 лет, международной миграции посвящена отдельная X глава. В ней, в частности, указывается, что эффективная политика в области международной миграции должна строиться с учетом ограниченных экономических возможностей принимающей страны, влияния миграции на принимающее общество и ее воздействия на страны происхождения.
Рекомендации по совершенствованию системы управления процессами международной миграции содержатся и в решениях других всемирных конференций и саммитов, в том числе:
- Всемирных конференций ООН по вопросам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г.; Йоханнесбург; 2002 г.);
- Международной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.);
- Всемирного саммита по вопросам социального развития (Копенгаген, 1995 г.);
- IV Международной конференции по проблемам женщин (Пекин, 1995 г.),
- Всемирной конференции по проблемам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости (Дурбан, 2001 г.);
- Всемирного саммита (Нью-Йорк, 2005 г.).
Еще одним важным мероприятием межправительственного характера является Бернская инициатива (2001 г.), в рамках которой была выработана Международная программа регулирования миграционных процессов.
Особого упоминания заслуживают итоговые рекомендации по совершенствованию регулирования международной миграции на национальном, региональном и глобальном уровнях, подготовленные в 2003-2005 гг. под эгидой Глобальной комиссии по вопросам международной миграции.[31]
В сентябре 2006 г. в Нью-Йорке прошел первый Диалог на высшем уровне по вопросам международной миграции и развития, в ходе которого были рассмотрены многоплановые аспекты международной миграции и развития, включая обмен опытом и информацией о передовой практике в отношении возможных путей максимального увеличения связанных с международной миграцией выгод и уменьшения ее негативных последствий. По итогам Диалога было принято решение продолжить глобальное обсуждения проблем международной миграции и развития и создать Глобальный форум по проблемам международной миграции и развития (Global Forum on Migration and Development) в качестве места систематического и всеобъемлющего обсуждения проблем, связанных с международной миграцией и развитием. В октябре 2013 г. в Нью-Йорке состоялся второй Диалог на высшем уровне по вопросам международной миграции и развития.