Файл: Управление миграционными процессами (Понятие, виды и последствия миграции населения).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 361
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1. Управление миграционными процессами в России
1.1. Понятие, виды и последствия миграции населения
1.2. Сущность, цели и субъекты управления миграционными процессами в России
1.3. Характеристика и проблемы миграционных процессов в России
2. Управление глобальными миграционными процессами
2.1. Тенденции развития общемировых миграционных процессов
2.2. Анализ инструментов политики в глобальной миграционной сфере
В 2007-2015 гг. прошло восемь совещаний в рамках Глобального форума по проблемам международной миграции и развития (Бельгия -2007 г., Филиппины - 2008 г., Греция - 2009 г., Мексика - 2010 г., Швейцария - 2011 г., Маврикий - 2012 г.; Швеция - 2014 г.), в которых приняли участие представители более 160 государств - членов ООН и более 45 международных организаций; в 2015 г. мероприятия Глобального форума прошли в Турции (Стамбул), в 2016 г. будут организованы в Бангладеш.
Мероприятия Глобального форума позволяют:
- обеспечить неформальное обсуждение специалистами и лицами, ответственными за принятие решений, актуальных вопросов совершенствования миграционной политики в интересах развития;
- осуществить обмен передовым опытом в этой области;
- выявить имеющиеся проблемы в регулировании миграционных процессов на национальном, региональном и международном уровнях;
- обсудить возможности для установления партнерских отношений и сотрудничества между странами, международными организациями и диаспорами по вопросам миграции и развития.[32]
1 января 2016 г. официально вступила в силу Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятая мировыми лидерами под эгидой Организации Объединенных Наций. Новая Повестка - это призыв к странам начать работу над достижением 17 целей устойчивого развития. Цели устойчивого развития, единогласно принятые всеми 193 государствами-членами ООН в ходе исторического саммита в сентябре 2015 года, направлены на удовлетворение потребностей населения как развитых, так и развивающихся стран. Новая амбициозная Повестка дня включает в себя все три составляющих устойчивого развития - социальную, экономическую и экологическую, а также вопросы мира и справедливости.
Таким образом, важнейшие инструменты государственной политики в иммиграционной сфере должны быть гибкими и вариативными, допускающими рестрикции и принуждение селективно, т.е. только к тем, кто нарушает «правила проживания», устанавливаемые законом.[33] В этом случае основы толерантного сосуществования различных народов и культур, традиционно согласующиеся с теорией и практикой демократии и гражданского общества, не только не будут ущемлены, но могут быть творчески развиты на фоне бурно протекающих глобализационных процессов в мире.
Накануне Всемирного гуманитарного саммита (май 2016 г.) и в рамках подготовки к встрече на высшем уровне по вопросам миграции в сентябре 2016 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун представил доклад «В условиях безопасности и достоинства: решение проблемы перемещений больших групп беженцев и мигрантов», в котором изложены рекомендации относительно коллективных мер по обустройству и защите беженцев и мигрантов. Он отметил, что война, нарушения прав человека, экономические потрясения, изменение климата и стихийные бедствия заставляют все большее число людей покидать свои дома. В докладе говорится, что за последние 15 лет число международных мигрантов увеличилось на 40%. Пан Ги Мун отметил, что более 60 млн. человек (половина из них дети) бежали от насилия или преследований и стали теперь беженцами или внутренними переселенцами. Более 225 млн. человек - это мигранты, которые покинули свои страны в поисках лучших возможностей или попросту с целью выжить. Генеральный секретарь ООН призвал страны к взаимовыручке и поддержке. В своем докладе он рекомендовал заключить «глобальный договор» об общей ответственности за прием беженцев и мигрантов. Подчеркнув, что беженцы и мигранты вносят важный вклад в развитие принимающих их общин и помогают странам своего происхождения, Пан Ги Мун призвал принимать более решительные меры по их социальной и экономической интеграции, а политических и общественных лидеров - выступить против дискриминации и нетерпимости. «Настало время, чтобы строить мосты, а не стены, между людьми», - подвел итог Генеральный секретарь ООН.[34]
Первый Всемирный саммит по гуманитарным вопросам прошел 23 и 24 мая 2016 г. в Стамбуле (Турция) после трех лет широкомасштабных консультаций, в которых приняло участие более 23 тыс. человек в 153 странах мира. В его рамках состоялась специальная сессия «Мигранты и оказание гуманитарной помощи». Было принято решение добиваться обязательств со стороны стран происхождения и принимающих по введению в действие соответствующих мер для более эффективной защиты и помощи уязвимым мигрантам, находящимся в затруднительном положении, в кризисных ситуациях.[35]
Запланированное на 19 сентября 2016 г. пленарное заседание высокого уровня Генеральной Ассамблеи для решения проблемы перемещений больших групп беженцев и мигрантов дает уникальную возможность для укрепления и применения существующих механизмов и для разработки принципиально новых способов решения проблемы перемещений больших групп людей. Государства-члены должны найти способы эффективного контроля своих национальных границ, обеспечивая при этом защиту прав человека всех беженцев и мигрантов. Необходимо устранить причины вынужденного перемещения людей и незаконной миграции, разработать механизмы для более эффективного и предсказуемого реагирования на ситуации перемещений больших групп людей, и признать тот вклад, который беженцы и мигранты вносят в жизнь принимающих общин.[36]
Пан Ги Мун подчеркнул, что взаимосвязанному миру необходим такой подход к перемещению людей, который основан не на закрытии границ и криминализации, а на уважении человеческого достоинства.[37]
Заключение
Сформулируем выводы по работе.
1. Под миграцией населения понимается процесс, при котором население совершает пространственные перемещения вне зависимости от их причин, длительности и пространственных границ.
Как правило, миграции делят на:
- внешнюю миграцию, когда пересекаются границы государств, которую в свою очередь разделяют на внутриконтинентальную, когда перемещения происходят на территории одного континента, и межконтинентальную, когда люди перемещаются с одного континента на другой;
- внутреннюю миграцию, когда перемещения народонаселения происходят внутри одной страны.
2. Миграции приводят к изменению в структуре населения. Трансформируются половозрастные структуры, численность, этнический состав, как в районах выбытия, так и в районах прибытия, что в свою очередь непосредственно влияет на воспроизводство населения, развитие производственных сил, хозяйственное освоение земель и т.д. Миграционный отток человеческих ресурсов затрудняет стабильное развитие, препятствует повышению уровня жизни граждан, приводит к социальной напряженности, диспропорции социального и экономического развития в регионе. Проблемы неконтролируемых и нелегальных миграционных потоков можно отнести к проблемам национальной безопасности.
К положительных аспектам миграционных процессов относится привлечение в страну высокообразованных мигрантов, обладающих необходимыми техническими навыками и знаниями, что благоприятно влияет на производительность и конкурентоспособность страны.
3. Управление миграционными процессами – это сознательное, целенаправленное воздействие государственных и других институтов общества на социальные, экономические, трудовые отношения с целью получения желаемых результатов в развитии миграционных процессов.
Система управления миграцией в России отличается большим количеством субъектов. Вопросы регулирования миграции входят в компетенцию таких органов исполнительной власти, как МВД, Минздравсоцразвития, Минюст, Минобороны, МИД, МЧС, Минобрнауки, Минрегион, Минтранс, Минэкономразвития, ФМС, ФСБ, СВР, Роструд, Росстат.
Цели управления миграционными процессами:
- защита прав и свобод граждан Российской Федерации, обеспечение наиболее полной реализации экономического потенциала индивидов;
- обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны;
- рациональное размещение населения на территории страны с учетом потребностей экономического развития страны и удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов;
- защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации.
4. На международном уровне управление миграционными процессами включает:
- меры по облегчению добровольных межгосударственных миграций;
- двусторонние или многосторонние консультации с целью гармонизации их политики в области международной миграции;
- проблемы беженцев и вынужденно перемещенных лиц, в том числе их право на возвращение домой и право на имущество, должны быть урегулированы в соответствии с принципами Устава ООН, со Всеобщей декларацией прав человека и с другими международными документами;
- обеспечение надлежащего медицинского обслуживания и услуг социального обеспечения для мигрантов и членов их семей, гарантии их физической безопасности;
- меры по предотвращению дискриминация на рынке труда и в обществе, защите прав человека и борьбе с предрассудками в их отношении, устранению препятствий на пути воссоединения их семей;
- возможность постоянным мигрантам сохранять свое культурное наследие, в том числе за счет использования их родного языка;
- разработка национальной и международной политики, направленной на предотвращение «утечки умов»;
- расширение национальных гражданских прав на иммигрантов;
- заключение двусторонних или многосторонних соглашений, которые регулировали бы миграцию, вопросы защиты и помощи трудящимся-мигрантам, защиты интересов затронутых миграцией стран.
Таким образом, миграция представляет собой сложное и довольно трудноконтролируемое явление, которые имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. Главный результат управления миграционными процессами должен приводить к минимизации негативных и максимизации позитивных последствий данных процессов.
Список использованных источников
Учебники, монографии, периодические издания
- Алешковский И.А., Бочарова З.С. Управление миграционными процессами в современном мире // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - Т. 2. - № 7. - С. 136-143.
- Алешковский И.А., Ионцев В.А. Управление международной миграцией в условиях глобализации // Век глобализации. - 2015. - № 1. - С.75-87.
- Василевская И. В. Миграционная политика в системе современного государственного управления // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 3. - С. 102-109.
- Га Ж., Чженфенг Л., Жихуан Ч., Веньюнь М. Анализ состояния занятости миграционного населения в Пекине // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2015. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 138-149.
- Зубарев Ю.А. К вопросу об оценке миграционного потенциала народонаселения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». - 2013. - № 1. - С. 15-21.
- Иванов И. Невозможно остановить потоки беженцев, не повысив управляемость мировой экономики и не изменяя подходов к урегулированию конфликтов // Независимая газета. - 2016. - 11 апр.
- Иванова Е.А. Миграционные процессы в новых координатах: реалии и перспективы // PolitBook. - 2015. - № 1. - С. 17-30.
- Савастьина А.А. Нелегальная иммиграция: риски и опасности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - № 2-2. - С. 682-689.
- Смирнова Е.А., Зубарев Ю.А. Актуализация оценки миграционной активности народонаселения на уровне государственного регулирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. - 2015. - № 3. - С. 25-34.
- Compendium of Recommendations on International Migration and Development: The United Nations Development Agenda and the Global Commission on International Migration Compared. New York: United Nations, 2006. Р. 87-121.
- Report of the International Conference on Population, 1984, Mexico City, 6-14 August 1984. New York, 1984.
Электронные ресурсы
- В условиях безопасности и достоинства: решение проблемы перемещений больших групп беженцев и мигрантов. Доклад Генерального секретаря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/ods.asp?m=A/70/59 (дата обращения: 27.04.2017).
- Демоскоп Weekly. 2016. № 673-674 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2016/0673/mir01.php#5. (дата обращения: 27.04.2017)
- Комсомольская правда - Северная Европа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kompravda.eu (дата обращения: 27.04.2017)
- ООН. A/70/59. 70-я сессия ГА ООН. 21 апреля 2016 г. Пункты 15 и 116 повестки дня. Комплексное и скоординированное осуществление решений крупных конференций и встреч на высшем уровне Организации Объединенных Наций в экономической, социальной и смежных областях и последующая деятельность в связи с ними. Доклад Генерального секретаря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N16/112/64/PDF/N1611264.pdf?OpenElement. (дата обращения: 27.04.2017).
- Сайт Gigamir.net [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gigamir.net/womans (дата обращения: 27.04.2017)
- Сайт Коммерсант.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru (дата обращения: 27.04.2017)
- Сайт РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru (дата обращения: 27.04.2017)
- Сайт РИА «Новости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru (дата обращения: 27.04.2017)
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 27.04.2017).
- PEOPLE AT THE CENTRE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.worldhumanitariansummit.org/summit/specialsessions. (дата обращения: 27.04.2017).
- World Migration Report 2003: Managing Migration. Challenges and Responses for People on the Move [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publications.iom.int/books/world-migration-report-2003-managing-migration. (дата обращения: 27.04.2017)
Приложение 1
Рис. 1. Направления управления миграционными процессами
-
Смирнова Е.А., Зубарев Ю.А. Актуализация оценки миграционной активности народонаселения на уровне государственного регулирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. - 2015. - № 3. - С. 25. ↑
-
Смирнова Е.А., Зубарев Ю.А.. Указ. соч. С. 26. ↑
-
Иванова Е.А. Миграционные процессы в новых координатах: реалии и перспективы // PolitBook. - 2015. - № 1. - С. 17. ↑
-
Га Ж., Чженфенг Л., Жихуан Ч., Веньюнь М. Анализ состояния занятости миграционного населения в Пекине // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2015. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 138. ↑
-
Зубарев Ю.А. К вопросу об оценке миграционного потенциала народонаселения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». - 2013. - № 1. - С. 15. ↑
-
Смирнова Е.А., Зубарев Ю.А. Указ. соч. С. 27. ↑
-
Савастьина А.А. Нелегальная иммиграция: риски и опасности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - № 2-2. - С. 684-685. ↑
-
Савастьина А.А. Указ. соч. С. 685. ↑
-
Иванова Е.А. Указ. соч. С. 18. ↑
-
Иванова Е.А. Указ. соч. С. 18. ↑
-
Василевская И. В. Миграционная политика в системе современного государственного управления // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 3. - С. 104. ↑
-
Иванов И. Невозможно остановить потоки беженцев, не повысив управляемость мировой экономики и не изменяя подходов к урегулированию конфликтов // Независимая газета. - 2016. - 11 апр. ↑
-
Смирнова Е.А., Зубарев Ю.А. Указ. соч. С. 33. ↑
-
Зубарев Ю.А. К вопросу об оценке миграционного потенциала народонаселения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». - 2013. - № 1. - С. 19. ↑
-
ООН. A/70/59. 70-я сессия ГА ООН. 21 апреля 2016 г. Пункты 15 и 116 повестки дня. Комплексное и скоординированное осуществление решений крупных конференций и встреч на высшем уровне Организации Объединенных Наций в экономической, социальной и смежных областях и последующая деятельность в связи с ними. Доклад Генерального секретаря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/112/64/PDF/N1611264.pdf?OpenElement. (дата обращения: 27.04.2017). ↑
-
World Migration Report 2003: Managing Migration. Challenges and Responses for People on the Move [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publications.iom.int/books/world-migration-report-2003-managing-migration. (дата обращения: 27.04.2017) ↑
-
Алешковский И.А., Бочарова З.С. Управление миграционными процессами в современном мире // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - Т. 2. - № 7. - С. 136. ↑
-
Демоскоп Weekly. 2016. № 673-674 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/ 2016/0673/mir01.php#5. (дата обращения: 27.04.2017) ↑
-
Сайт РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru (дата обращения: 27.04.2017) ↑
-
Алешковский И.А., Бочарова З.С. Управление миграционными процессами в современном мире // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - Т. 2. - № 7. - С. 138. ↑
-
Сайт Коммерсант.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru (дата обращения: 27.04.2017) ↑
-
Сайт Коммерсант.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru (дата обращения: 27.04.2017) ↑
-
Сайт РИА «Новости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru (дата обращения: 27.04.2017) ↑
-
Алешковский И.А., Бочарова З.С. Управление миграционными процессами в современном мире // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - Т. 2. - № 7. - С. 139. ↑
-
Сайт Gigamir.net [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gigamir.net/womans (дата обращения: 27.04.2017) ↑
-
Комсомольская правда - Северная Европа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kompravda.eu (дата обращения: 27.04.2017) ↑
-
Иванов И. Невозможно остановить потоки беженцев, не повысив управляемость мировой экономики и не изменяя подходов к урегулированию конфликтов // Независимая газета. - 2016. - 11 апр. ↑
-
Алешковский И.А., Ионцев В.А. Управление международной миграцией в условиях глобализации // Век глобализации. - 2015. - № 1. - С.76. ↑
-
Алешковский И.А., Бочарова З.С. Управление миграционными процессами в современном мире // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - Т. 2. - № 7. - С. 140. ↑
-
Report of the International Conference on Population, 1984, Mexico City, 6-14 August 1984. New York, 1984. ↑
-
Compendium of Recommendations on International Migration and Development: The United Nations Development Agenda and the Global Commission on International Migration Compared. New York: United Nations, 2006. Р. 87-121. ↑
-
Алешковский И.А., Бочарова З.С. Управление миграционными процессами в современном мире // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - Т. 2. - № 7. - С. 141. ↑
-
Василевская И. В. Миграционная политика в системе современного государственного управления // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 3. - С. 108. ↑
-
В условиях безопасности и достоинства: решение проблемы перемещений больших групп беженцев и мигрантов. Доклад Генерального секретаря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ ocuments/ods.asp?m=A/70/59 (дата обращения: 27.04.2017). ↑
-
PEOPLE AT THE CENTRE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.worldhumanitariansummit. org/summit/specialsessions. (дата обращения: 27.04.2017). ↑
-
В условиях безопасности и достоинства: решение проблемы перемещений больших групп беженцев и мигрантов. Доклад Генерального секретаря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/ods.asp?m=A/70/59 (дата обращения: 27.04.2017). ↑
-
ООН. A/70/59. 70-я сессия ГА ООН. 21 апреля 2016 г. Пункты 15 и 116 повестки дня. Комплексное и скоординированное осуществление решений крупных конференций и встреч на высшем уровне Организации Объединенных Наций в экономической, социальной и смежных областях и последующая деятельность в связи с ними. Доклад Генерального секретаря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/112/64/PDF/N1611264.pdf?OpenElement. (дата обращения: 27.04.2017). ↑