Файл: Управление миграционными процессами (Понятие, виды и последствия миграции населения).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 365
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1. Управление миграционными процессами в России
1.1. Понятие, виды и последствия миграции населения
1.2. Сущность, цели и субъекты управления миграционными процессами в России
1.3. Характеристика и проблемы миграционных процессов в России
2. Управление глобальными миграционными процессами
2.1. Тенденции развития общемировых миграционных процессов
2.2. Анализ инструментов политики в глобальной миграционной сфере
В процессе регулирования миграции в той или иной мере участвуют практически все федеральные органы исполнительной власти, однако большинство из них затрагивает лишь отдельные аспекты реализации миграционной политики. Например, управление миграционными процессами в чрезвычайных ситуациях осуществляется с участием МЧС и Минобороны, непосредственное противодействие нелегальной иммиграции осуществляют МВД, ФСБ, СВР, а деятельность по непосредственной реализации прав иностранных граждан на территории РФ так или иначе входит в компетенцию каждого органа государственного управления.
По функциональному признаку можно четко разделить органы исполнительной власти на те, которые участвуют в реализации миграционной политики непосредственно (ФМС, МВД, ФСБ, МИД, МЧС и др.), и те, которые делают это опосредованно (Минюст, Минобороны, Минрегион и др.).
Непосредственной разработкой миграционной политики на постоянной основе занимаются Министерство внутренних дел и Министерство здравоохранения и социального развития, а полномочия по реализации миграционной политики сосредоточены в компетенции Федеральной миграционной службы и Федеральной службы по труду и занятости населения.
В настоящее время основным органом, к компетенции которого относится выработка миграционной политики, является МВД РФ. Полномочия по выработке миграционной политики были переданы Министерству в 2001 году, что позволяет считать ядром современной российской миграционной политики обеспечение государственной безопасности (в первую очередь – путем ограничения иммиграции).
1.3. Характеристика и проблемы миграционных процессов в России
Анализ миграционных процессов в России ставит перед современными исследователями широкий круг вопросов:
- Какие негативные последствия несет миграция трудовых ресурсов?
- Какова динамика эмиграций и иммиграций в РФ с 1997 года по 2015?
- Топ-15 стран, жители которых мигрировали в Россию в 2015 году.
- В какие регионы России иммигрируют больше всего?
- Угрозы, создаваемые нелегальной миграцией.
- Особенности «интеллектуальной эмиграции» из России.
- Причины «утечки мозгов» в РФ.
Выделим наиболее значимые создаваемые миграциями угрозы:
- Эмиграция специалистов создает угрозу спада научно - технического потенциала.
- Внешние, а также внутренние межрегиональные миграции способны нанести серьезный ущерб региональным рынкам, а также привести к спаду производства в отдельных секторах экономики.[11]
- Проблема безработицы обостряется при чрезмерной концентрации мигрантов на определенной территории.
По официальным данным Федеральной службы государственной статистики был составлен график, на котором отображаются темпы международной миграции с 1997 по 2015 года.
Рисунок 1. График международной миграции в России
Динамика иммиграции и эмиграции, представленная на рисунке 1, схожая. В годы, когда наблюдается рост эмигрантов, происходит и увеличение количества иммигрантов. На протяжении всего рассматриваемого периода число прибывающих в Россию превосходит количество уезжающих за рубеж. И это только по официальным данным без учета нелегальных иммигрантов.
Основной поток мигрантов Россия принимает из стран Ближнего Зарубежья, а именно из Украины, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Армении. Мигранты из данных стран для российских работодателей являются более дешевой рабочей силой. Выходцы из стран бывшего Советского Союза знают русский язык, поэтому Россия с более высокой оплатой труда - оптимальный вариант для них. Ниже представлена диаграмма, составленная по данным Федеральной службы государственной статистики РФ.[12]
Рисунок 2. Количество иммигрантов в РФ в 2015 г.
В 2015 году наибольшее количество мигрантов прибывало из Украины, что связано с трудным экономическим и политическим положением страны. Затем идут другие страны бывшего Советского Союза. Также в список пятнадцати стран входит Германия, Вьетнам, КНДР, Китай.
К сожалению, официальные данные не дают верную информацию о количестве иммигрантов. Известно, что число прибывших в Россию в несколько раз выше. Тем не менее, можно проанализировать, в каких отраслях чаще всего используется иностранная рабочая сила. В основном это строительство, транспорт, общепит, торговля.
Рассмотрим излюбленные мигрантами регионы. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Приморский край, Амурская область, Белгородская область, Краснодарский край.
Рисунок 3. Контурная карта 15 стран с наибольшим количеством иммигрирующих в Россию
Объясним выбор мигрантов данных субъектов Российской Федерации. Для этого составим контурную карту, на которой выделим пятнадцать стран, предоставляющих наибольшее количество мигрантов для России.
Выбор мигрантами Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга вполне объясним. Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа оказывают существенное влияние на экономику России, потому что именно в этих регионах добывают наибольшее количество нефти и газа. Высокий уровень заработной платы и широкий спектр льгот привлекают мигрантов. Корейская Народно-Демократическая Республика граничит с Приморским краем, Китай - с Приморским краем и Амурской областью. Естественно, что мигрировать именно в эти регионы проще всего. Экономика Белгородской области - наиболее сильная в Центрально-Черноземном районе и одна из самых устойчивых в России по темпам роста и развития. А Украина граничит с этой областью. Поэтому в первую очередь мигранты из Украины выберут именно данный регион. Краснодарский край - ближайший к странам Закавказья субъект России, который не является республикой. Таким образом, фактор близости к границе является одним из главных при выборе региона для иммиграции.
По оценкам специалистов, истинные масштабы трудовой миграции как минимум втрое выше официальных данных. Следовательно, количество нелегальных мигрантов больше, чем легальных. Такой расклад несет в себе много минусов. К негативному влиянию нелегальной миграции в первую очередь относятся:
- занижение цены труда для коренного населения, потому что мигранты из стран с более низким уровнем жизни являются и более дешевой рабочей силой;
- обострение проблемы безработицы для местного населения, которое не согласно работать за величину заработной платы нелегальных иммигрантов;
- уход от уплаты налогов;
- развития нелегального бизнеса и криминала;
- торможение развитие цивилизованного рынка жилья из-за нелегального проживания мигрантов;
- отток капитала на родину мигрантов.[13]
Федеральная власть не сильно контролирует ситуацию с нелегальной миграцией в субъектах РФ, поэтому данная задача лежит на региональной администрации и зависит от собственных экономических возможностей регионов.
В 1990-е годы Россия лишилась многих ученых и специалистов, которые предпочли уехать за рубеж. Тем не менее, в течение последних лет эмиграция трудовых и научных ресурсов только увеличивается. Это говорит о неправильной политике государства по отношению к российским специалистам, ведь РФ несет значительные потери научно-технического потенциала.
Чаще всего Россию покидают студенты и молодые исследователи. Для качественного недорогого обучения многие едут в Германию, а степень PhD предпочитают получать в США. Не так давно появилась тенденция переезда специалистов в страны Юго-Восточной Азии, такие как Китай и Сингапур. В этих странах предлагают очень хорошие условия для работы.
Выделим основные причины оттока интеллектуального капитала:
- Низкий уровень жизни;
- Низкий уровень заработной платы;
- Неудовлетворительная материально-техническая база;
- Бюрократизм.[14]
Существуют и другие причины, такие как успех российских ученых за рубежом, лучшие возможности для самореализации, соблюдение авторского права и т.д.
В течение последних десяти лет действует "Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". Программа предусматривает оказание содействия в переезде, оплату проезда, предоставление пособия на обустройство. За последние два года программой воспользовались более 200 тысяч человек. Подавляющее большинство переселенцев являются гражданами СНГ.
Влияние трудовых миграций - явление неоднозначное. Выше рассмотрено негативное влияние, потому что именно оно оказывает отрицательное воздействие на экономическую безопасность как отдельных регионов, так и страны в целом. Задача государства - контролировать трудовые миграции и уменьшать их негативное воздействие.
Управление трудовыми миграциями необходимо для достижения устойчивого демографического и социально-экономического развития, обеспечения безопасности населения, реализации трудового и интеллектуального потенциала мигрантов.
2. Управление глобальными миграционными процессами
2.1. Тенденции развития общемировых миграционных процессов
Глобализация, которая со второй половины XX в. проявила себя как непреодолимая и необратимая сила, охватившая все сферы общественной жизни, выступает движущей силой изменений, характерных для современного мира. Перемещения людей, высокая степень их мобильности связывают страны и народы, делают взаимозависимыми. Происходят стремительные перемены в мировых политических и экономических системах, которые, с одной стороны, способствуют резкой интенсификации миграции, с другой - на них влияет миграция.
Глава ООН Пан Ги Мун назвал миграцию нормой жизни в условиях глобализации, благодаря которой мир становится лучше. Он заявил, что «перемещения людей представляют собой квинтэссенцию глобального явления, которое требует разделения глобальной ответственности» и предложил укрепить международную систему управления миграционными потоками, опирающуюся на принципы защиты прав человека.[15]
Массовый характер, масштабность, структура миграций рождает необходимость перехода к контролируемой миграции, выработки «новых правил игры», сохранения баланса интересов акторов миграционного процесса и в целом - реализации задачи управления миграционными потоками в глобальном масштабе.
Тема давно привлекает как ученых, так и специальные международные организации, государственных, общественно-политических деятелей. В 2003 г. был опубликован 400-страничный доклад МОМ «Управление миграцией. Вызовы и ответные меры для людей в движении»[16], в котором, помимо других вопросов, уделено внимание здоровью как существенному аспекту управления миграцией, а также региональному уровню управления.
В последние годы все чаще как учеными, так государственными деятелями критикуется иммиграционная политика, ограниченная Законом о правах человека, международным правом по защите трудящихся-мигрантов, Конвенцией о защите беженце, которая фактически лишает возможности контролировать границы. Раздаются призывы разрушить идиллию культурного многообразия и обратиться к здравому смыслу. Так, Д. Линдли-Френч, член Королевского института международных отношений в Лондоне и профессор Академии обороны Нидерландов, сотрудник лондонского аналитического института Statecraft, называет гипериммиграцию реальной угрозой для английского общества, культуры и социальной инфраструктуры. Она подчеркнула, что любая критика иммиграционной политики влечет обвинения в расизме. Ярким примером такого подхода является судьба автора книги «Германия - самоликвидация», опубликованная в августе 2010 года, - члена совета директоров Немецких железных дорог, министра финансов Берлина и члена совета директоров Бундесбанка. Через несколько дней после публикации книги его исключили из левоцентристской Социал-демократической партии.[17]
Германия является одной из тех стран, которые за счет притока мигрантов и беженцев в 2015 г. компенсировали естественную убыль населения. По данным МВД, страна приняла 1,09 млн. беженцев, число въехавших на 900 тыс. превышает число выехавших (для сравнения: в 2014 г. - 550 тыс., в 1992 г. - 800 тыс. человек).[18]