Файл: Управление миграционными процессами (Понятие, виды и последствия миграции населения).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 359
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1. Управление миграционными процессами в России
1.1. Понятие, виды и последствия миграции населения
1.2. Сущность, цели и субъекты управления миграционными процессами в России
1.3. Характеристика и проблемы миграционных процессов в России
2. Управление глобальными миграционными процессами
2.1. Тенденции развития общемировых миграционных процессов
2.2. Анализ инструментов политики в глобальной миграционной сфере
Введение
Управление миграцией населения - непременный атрибут и основной элемент государственной политики, наряду с такими ее составляющими, как региональная политика, национальная политика, социальная политика, инвестиционная политика и т.д. Практически все государства мира придерживаются комплекса мер государственного регулирования миграции, набор которых определяется, исходя из прагматичных национальных геополитических интересов, состояния и потребностей экономики, исторических особенностей развития стран и наций, их населяющих, приверженности международным гуманитарным нормам.
Проблемы государственного управления миграционными процессами в России возникли не вчера: страна имеет богатый опыт регулирования миграции, однако в последние годы эти проблемы резко актуализировались. Причина тому - в самой сути миграции, которая является одним из самых чутких инструментов, незамедлительно реагирующих на социальные, экономические и политические изменения в мире, стране или отдельном регионе.
К миграционным проблемам в России в последние годы было привлечено внимание широких кругов общественности, ученых, отмечен даже бум миграционной проблематики в СМИ. Последние десятилетия отмечены коренными изменениями в характеристике миграционных процессов в России. Это касается как масштабов, так и структурной составляющей основных миграционных потоков, появления таких категорий мигрантов, как беженцы, вынужденные переселенцы, незаконные мигранты, экологические мигранты, репатрианты и т.п. При этом в стране отсутствует устоявшаяся система взглядов на проблемы регулирования миграционных процессов, отвечающая современным политическим и социально-экономическим условиям. Недостаточная на современном этапе изученность вопросов управления миграцией населения и отсутствие обобщенного практического опыта решения миграционных проблем существенно снижают эффективность проводимой государственной политики в данной области.
Объектом исследования выступают миграционные процессы, а предметом исследования - государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации и на международной арене.
Цель исследования - выявить сущность и особенности управления миграционными процессами.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить понятие и перечислить виды миграции населения.
2. Изучить сущность, цели и систему государственных органов управления миграционными процессами в России.
3. Рассмотреть особенности и статистические данные по современным миграционным процессам в России.
4. Определить тенденции и инструменты управления глобальными миграционными процессами.
Методологической основой исследования стал системный подход к исследованию проблем, связанных с миграцией населения. В качестве основных научных методов применялись: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнительный, системный подходы, статистический метод.
Теоретическая основа работы представлена трудами таких авторов, как И.А. Алешковский, З.С. Бочарова, И.В. Василевская, В.А. Ионцев, Ю.А. Зубарев, Е.А. Иванова и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем миграционной политики Российской Федерации.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Управление миграционными процессами в России
1.1. Понятие, виды и последствия миграции населения
Регулирование миграции является сферой государственного управления и неотъемлемой частью стратегических интересов любой страны. Под миграцией населения понимается процесс, при котором население совершает пространственные перемещения вне зависимости от их причин, длительности и пространственных границ.[1]
Миграция - очень сложный процесс, в связи с этим ее классифицируют по целому ряду разнообразных признаков.
В зависимости от вида пресекаемых границ миграции делят на:
- внешнюю миграцию, когда пересекаются границы государств, которую в свою очередь разделяют на внутриконтинентальную, когда перемещения происходят на территории одного континента, и межконтинентальную, когда люди перемещаются с одного континента на другой;
- внутреннюю миграцию, когда перемещения народонаселения происходят внутри одной страны.[2]
В зависимости от временных параметров миграции подразделяются на:
- постоянную или безвозвратную миграцию, при которой человек навсегда меняет постоянное место жительства;
- временную миграцию, при которой перемещение населения носит временный характер. Примером временной миграции может быть работа по контракту. Перемещения людей могут происходить на очень длительный срок, который бывает заранее не определен, поэтому бывает очень сложно разделить временную миграцию и постоянную;
- сезонную миграцию, при которой население перемещается в зависимости от времени года. Примером сезонной миграции является курортный отдых, уборка урожая и т.д.;
- маятниковую миграцию, или регулярные перемещения населения на работу либо на обучение с регулярным возвращением на место постоянного проживания индивида, оговоренное соответствующим законодательством.[3]
В зависимости от причин переселения подразделяют:
- миграции по социально-экономическим причинам. К такому роду причин можно отнести безработицу, низкий уровень заработной платы, бедность, низкий уровень жизни;
- миграции по политическим причинам, которые возникают вследствие конфликтов, (гражданских) войн, терроризма, нарушения прав человека, угнетения прав меньшинств, диктатур, политических переворотов.[4]
В зависимости от типа принятия решения о миграции выделяют добровольную и принудительную миграцию.
Миграция называется «нелегальной», когда она происходит за пределами нормативно-правового поля стран транзита и назначения.
Мигрант - лицо, совершающее пространственные перемещения вне зависимости от их причин, длительности и пространственных границ.[5] Сами мигранты могут быть разделены на две большие категории: гуманитарные и экономические. Гуманитарные мигранты - это лица, ищущие убежища, и беженцы. Эти люди обычно мигрируют в страны, географически близкие к стране их происхождения. Экономические мигранты, с другой стороны, совершают пространственные перемещения для того, чтобы найти работу или улучшить свои финансовое положение, как правило, из бедных в более богатые страны.
Миграции приводят к изменению в структуре населения. Трансформируются половозрастные структуры, численность, этнический состав, как в районах выбытия, так и в районах прибытия, что в свою очередь непосредственно влияет на воспроизводство населения, развитие производственных сил, хозяйственное освоение земель и т.д. Миграционный отток человеческих ресурсов затрудняет стабильное развитие, препятствует повышению уровня жизни граждан, приводит к социальной напряженности, диспропорции социального и экономического развития в регионе. Проблемы неконтролируемых и нелегальных миграционных потоков можно отнести к проблемам национальной безопасности.
К положительных аспектам миграционных процессов относится привлечение в страну высокообразованных мигрантов, обладающих необходимыми техническими навыками и знаниями, что благоприятно влияет на производительность и конкурентоспособность страны.[6]
Предприниматели-мигранты создают новые производства, увеличивая тем самым количество новых рабочих мест для коренного населения региона, в то время как мигранты, не обладающие достаточной квалификацией, позволяют снизить спрос на работы, которые неохотно выполняются местными жителями.
С другой стороны, сохраняются опасения, что мигранты могут занимать рабочие места, привлекательные для местных жителей, что способствует увеличению государственных расходов на социальные выплаты и пособия, а также, являясь представителями другой культурной среды, мигранты вносят социальные противоречия в общество. Кроме того, как считается, мигранты способствуют распространению наркотиков, росту преступности и терроризма.[7]
Таким образом, положительный эффект воздействия иммиграции на принимающие регионы зависит от характеристик мигрантов и условий на рынке труда. Нельзя не упомянуть то, что миграционные потоки также влияют на систему внутригосударственных отношений, национальную идентичность граждан, социально-политическое устройство государства.
1.2. Сущность, цели и субъекты управления миграционными процессами в России
Управление миграционными процессами – это сознательное, целенаправленное воздействие государственных и других институтов общества на социальные, экономические, трудовые отношения с целью получения желаемых результатов в развитии миграционных процессов.[8]
С позиции теории управления социальными системами, миграция населения выделена как особый объект в системе стратегического управления социальными процессами. Важнейшей целью эффективного управления любым процессом, в том числе и миграцией населения, является обеспечение экономической эффективности процесса. Другими словами, само существование управления и его механизмы, оправдываются только в том случае, если такая деятельность обеспечивает требуемые экономические результаты. Конечно, эта деятельность может приносить, выдающиеся результаты и внеэкономического характера.
Государственная политика в области управления миграционными процессами в Российской Федерации должна сочетать в себе интересы личности, общества и государства.
Цели управления миграционными процессами[9]:
- защита прав и свобод граждан Российской Федерации, обеспечение наиболее полной реализации экономического потенциала индивидов;
- обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны;
- рациональное размещение населения на территории страны с учетом потребностей экономического развития страны и удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов;
- защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации.
Основные задачи управления миграционными процессами определены в Концепции миграционной политики РФ до 2025 года.
Функции управлении миграционными процессами:
1. Планирование и прогнозирование миграционных процессов;
2. Анализ тенденций, выработка мер по реализации положений Концепции миграционной политики РФ до 2025 г.;
3. Изучение возможностей и резервов эффективного управления миграционными процессами;
4. Информационное обеспечение населения, служб по управлению миграционными процессами;
5. Контроль за реализацией управленческих решений и т. д. Принципы управления - это общие, устойчивые правила сознательной деятельности управленческих кадров в процессе управления. [10]
Регулирование миграционных процессов в России основывается на следующих принципах:
- защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;
- защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации; - сочетание интересов личности, общества и государства;
- дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов;
- взаимодействие федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления с общественными объединениями мигрантов.
Система управления миграцией в России отличается большим количеством субъектов. Вопросы регулирования миграции входят в компетенцию таких органов исполнительной власти, как МВД, Минздравсоцразвития, Минюст, Минобороны, МИД, МЧС, Минобрнауки, Минрегион, Минтранс, Минэкономразвития, ФМС, ФСБ, СВР, Роструд, Росстат.