Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 430
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа организационной (корпоративной) культуры организации
1.1 Сущность организационной культуры и характеристика ее основных элементов
Технология и методы анализа организационной культуры
Глава 2 Анализ организационной культуры ПАО «Селигдар»
2.1 Общая характеристика ПАО «Селигдар»
2.2 Анализ организационной культуры ПАО «Селигдар»
2.3 Основные направления совершенствования организационной культуры ПАО «Селигдар»
Позиционирование компании в отрасли определяется ее сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и грозами возникающими во внешней среде. Сильные и слабы стороны, возможности и угрозы ПАО «Селигдар» были определены с помощью метода SWOT – анализа, основные результаты которого отражены в таблице 5. Из данной таблицы видно, что открывающиеся возможности и сильные стороны компании способны обеспечить улучшение ее рыночных позиций. В то же время реализации выявленных возможностей развития компании могут препятствовать слабые стороны и внешние угрозы.
Таблица 4
SWOT- анализа ПАО «Селигдар»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- месторождения расположены в освоенных регионах с развитой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой. -наличие лицензий на проведение геологоразведочных работ и добычу золота на перспективных площадях - рентабельная технология золотодобычи - опыт запуска новых проектов в сжатые сроки - опыт привлечения финансирования - сильная управленческая команда |
- сезонность технологии, необходимость сезонного привлечения заемных средств - высокая стоимость собственного капитала, обуславливающая финансирование новых проектов за счет проектного финансирования - высокая себестоимость производства и низкая производительность труда в сравнении с зарубежными предприятиями |
Возможности |
Угрозы |
-найденные проектные решения и относительно высокая стоимость добычи тонны руды по сравнению с мировыми аналогами позволяет снизить себестоимость унции золота на 20-30% за 2-3 года - возможность приобретения новых лицензий для расширения объема производства и ресурсной базы - снижение сезонности за счет освоения месторождения «Рябиновское» |
- резкое снижение цены на золото, опережающее темпы снижения себестоимости - рост зависимости от заемного финансирования может привести с снижению числа реализуемых инвестиционных проектов - зависимость от сезонных факторов, которая приводит к существенным колебаниям объема золотодобычи |
В этой ситуации особое значение приобретает организационная культура ПАО «Селигдар». С учетом текущего положения компании на рынке и возможностей ее развития можно определить наиболее соответствующий компании тип организационной культуры. Это должна быть инновационная культура, создающая условия для дальнейшего развития компании и сохранения лидирующих позиций на рынке в долгосрочной перспективе. Такая культура должна характеризоваться широким масштабом распространения, иметь минимальное количество субкультур и ориентировать работников компании на достижение общей цели. Исходя из условий формирования, организационная культура ПАО «Селигдар» должна быть ориентирована на постоянное развитие работников, создавать условия для реализации инновационных идей работников и руководителей всех уровней управления, для повышения удовлетворенности работников трудом, опираться на эффективный механизм мотивации, и создавать предпосылки для постоянной адаптации предприятия к изменяющейся внешней среде.
Для определения соответствия сложившейся в ПАО «Селигдар» организационной культуры возможностям развития компании необходимо провести ее более детальный анализ.
2.2 Анализ организационной культуры ПАО «Селигдар»
Анализ организационной культуры ПАО «Селигдар» проводился в несколько этапов и осуществлялся с целью определения типа культуры, уровня ее развития и построения профиля. Каждая из перечисленных выше задач предполагала использование соответствующих методик, в основу которых был положен анкетный опрос работников. Для определения типа организационной культуры компании использовалась комплексная методика ее оценки, основанная на исследовании трех групп параметров: индивидуализм – коллективизм, инновационность – бюрократичность, направленность на внутреннюю или внешнюю среду. Анкета, на основе которой проводился опрос для определения типа организационной культуры, представлена в Приложении 2. Всего в опросе участвовало 100 работников предприятия, из которых 20 руководители всех уровней управления, 20 специалисты и 60 рабочие. Формирование выборки осуществлялось с учетом долевого распределения отдельных категорий работников в общей численности персонала.
Усредненное значение баллов по каждой форме, представленной в Приложении 2 показано в таблицах 5 - 7. Проведем более детальный анализ результатов по каждой из форм опроса. Из таблицы 6 в частности видно, что по характеру ведения бизнеса организация оценивается работниками предприятия скорее как «закрытый клуб». Это указывает на недостатки в системе организационной коммуникации, так как в организациях, построенных по такому типу существуют ограничения в отношении доступности информации. При этом в результате обработки анкет было установлено, что наибольшую степень закрытости и ограниченность доступности информации была отмечена рабочими предприятия.
Таблица 5
Результаты оценок по форме № 1
«Индивидуализм - коллективизм»
№ |
Показатели |
значение |
|
1 |
Характер ведения бизнеса |
Команда |
|
Закрытый клуб |
38,4 |
||
Коллектив |
|||
2 |
Фактор успешной конкуренции и повышения производительности |
Технократизм |
|
Человеческий фактор |
56,8 |
||
3 |
Социальное обеспечение |
Развитая система социальных гарантий |
|
Отсутствие социальных гарантий |
52,6 |
||
4 |
Мотивация персонала |
Материальное стимулирование |
27,4 |
Нематериальное стимулирование |
|||
5 |
Обычный срок найма персонала |
Нет гарантированного |
14,8 |
Пожизненный найм |
|||
6 |
Стиль руководства |
Демократический |
|
Авторитарный |
55,8 |
||
7 |
Делегирование полномочий |
Отсутствует |
|
Присутствует |
52,4 |
||
8 |
Система контроля |
Явная |
49,2 |
Косвенная |
|||
9 |
Иерархия управления |
Минимальная |
|
Максимальная |
58,8 |
||
10 |
Метод построения системы управления |
По продукту, региону, группе потребителей |
|
По функциям |
64,4 |
||
11 |
Профессиональные требования |
Узкая специализация |
49,8 |
Универсализация |
|||
12 |
Отношения к миноритарным акционерам |
Тщательное соблюдение прав |
47,6 |
Минимальное соблюдение прав |
|||
13 |
Деловая этика в борьбе с конкурентами |
Тщательное соблюдение правил этики |
42,2 |
Второстепенное значение |
|||
ИТОГО |
∑ 610,2 |
||
Среднее арифметическое по оси Y |
46,94 |
Также работниками по результатам опроса отметили недостаточный уровень социальных гарантий, наиболее низкий уровень удовлетворенности социальными гарантиями можно отметить среди рабочих, 42% которых указали на их полное отсутствие. При реализации функции мотивации в ПАО «Селигдар» приоритет отдается материальным стимулам, в то же время можно отметить недостаточную их удовлетворенность среди работников организации, и особенно среди рабочих. Также среди особенностей организационной культуры в ПАО «Селигдар» можно отметить отсутствие гарантий пожизненного найма, преобладание авторитарного стиля руководства, что в свою очередь определяет относительно невысокий уровень делегирования полномочий, иерархию управления, приближенную к максимальной, преобладание видимого контроля. При этом при построении системы управления приоритет в организации отдается функциональным критериям. Такой подход для многих организаций является традиционным, что не позволяет сформировать дополнительные конкурентные преимущества при организации менеджмента. С другой стороны это указывает на слабую инновационность организационной культуры и ограничивает возможности ее использования как инструмент адаптации организации к внешним изменениям. Это подтверждается также приоритетностью узкой специализации, которая находит отражение в требованиях, предъявляемых к работникам предприятия. Преобладание авторитарного стиля в организации во многом объясняет приверженность сотрудников организации к соблюдению правил этики как внутри организации, так и по отношению к конкурентам.
В таблице 6 показаны результаты опроса работников, характеризующие инновационность и бюрократичность организационной культуры.
Таблица 6
Результаты оценок по форме № 2 «Инновационность - бюрократичность»
№ |
Показатели |
значения |
|
1 |
Метод построения структуры управления |
По региону, потребителю |
|
По функциям |
72,6 |
||
2 |
Вертикаль власти |
Минимальная |
|
Максимальная |
68,4 |
||
3 |
Управление |
Централизация |
48,2 |
Децентрализация |
|||
4 |
Документооборот |
Минимальная загруженность |
|
Максимальная загруженность |
87,7 |
||
5 |
Наличие доступа к информации работников любого уровня |
Имеется |
|
Не имеется |
62,6 |
||
6 |
Делегирование ответственности |
Максимальная |
|
Минимальная |
59,8 |
||
7 |
Оперативность принятия решений |
Высокая |
|
Низкая |
62,8 |
||
8 |
Внутренняя кооперация |
Присутствует |
18,9 |
Отсутствует |
|||
9 |
Система внесения рацпредложений |
Присутствует |
22,9 |
Отсутствует |
|||
10 |
Система поощрения внесения рацпредложений |
Присутствует |
|
Отсутствует |
55,26 |
||
11 |
Проведение НИОКР |
Присутствует |
|
Отсутствует |
58,22 |
||
12 |
Модель управления |
Сетевая |
|
Иерархическая |
56,2 |
||
13 |
Наличие региональных представительств |
Имеются |
|
Не имеются |
72,8 |
||
ИТОГО |
∑ 688,56 |
||
Среднее арифметическое оценок по оси Х |
52,9 |
Результаты опроса, представленные в данной таблице в целом подтверждают сделанный ранее вывод о слабой инновационности организационной культуры и высокой степени ее бюрократизации. Об этом в частности свидетельствует склонность руководства организации к максимальной централизации управления, достаточно высокая загруженность документооборота, ограниченность доступности информации для работников, достаточно слабое развитие системы внутренней кооперации.
В таблице 7 приведены результаты опроса, характеризующие направленность организационной культуры на внутреннюю и внешнюю среду. Как видно из данной таблицы, организационная культура ПАО «Селигдар» направлена преимущественно на формирование и развитие внешних связей.
Таблица 7
Результаты оценок по форме № 3 «Направленность на внешнюю и внутреннюю среду»
№ |
Показатели |
Значение |
|
1 |
Для организации особое значение имеют внутренние связи и отношения: психологический климат, единение персонала, Кооперация, забота о сотрудниках |
||
2 |
Для организации особое значение имеют внешние связи и отношения: взаимодействие с внешней средой, связи с общественностью, правительством, инвестором, акционерами, имидж, репутация |
82,6 |
|
Итого |
∑ 82,6 |
||
Среднее арифметическое по оси Z |
Z 82,6 |
Полученные значения показателей позиционируем в системе координат (рисунок 5)
Х
Y
Z
Рисунок 5. Многомерная характеристика организационной культуры ПАО «Селигдар»
Представленный на рисунке 5 график характеризует культурное поле ПАО «Селигдар». Из данного рисунка видно, что основные культурные переменные ниже своих потенциально возможных значений, что указывает на возможные несоответствия организационной культуры и стратегии развития организации. Как уже было отмечено ранее, в настоящее время ПАО «Селигдар» является одной из ведущих золотодобывающих компаний в РЙ и стремится к сохранению своих позиций в долгосрочной перспективе. В то же время организационная культура, которая характеризуется направленностью на централизацию управления, преобладанием авторитарного стиля управления, склонностью к бюрократизму и низким уровнем инновационности не позволит организации в течение длительного времени сохранить свои конкурентные позиции.
На следующем этапе исследования организационной структуры была проведена оценка уровня ее развития. Анкета, на основе которой проводилась такая оценка, представлена в Приложении 3. Для обобщения информации вопросы, содержащиеся в данной анкете, были разделены на 4 группы: работа, коммуникации и управление, мотивации и контроль. В процессе обработки результатов анкетирования были рассчитаны средние баллы по каждому вопросу анкеты. В обобщенном виде они представлены на рисунках 6-9.
Рисунок 6. Оценка уровня организационной культуры по параметру «работа»
Из рисунка видно, что достаточно высокие балльные оценки были получены по таким параметрам, как возможность профессиональной адаптации вновь принятых работников, а также условия труда и уровень оснащенности рабочих мест. Это указывает на направленность деятельности руководства организации на решение задач. В то же время обращает на себя внимание тот факт, что в организации возможности профессионального роста и развития персонала ограничены. Кроме того, работники недостаточно удовлетворены действующей в организации системой подбора и найма персонала вследствие непрозрачности процедуры отбора кадров.
На рисунке 7 показано распределение ответов работников относительно коммуникаций в организации
Рисунок 7. Оценка уровня развития коммуникации в организации
Из рисунка видно, что достаточно высоко оценивается работниками организации наличие формальных правил и процедур, которые устанавливают основные нормы поведения сотрудников организации. В то же время в системе коммуникации ПАО «Селигдар» существуют определенные недостатки, которые выражаются в ее излишней централизации и ограниченным доступом к информации.
Уровень мотивации может быть оценен по результатам опроса с помощью рисунка 8.
Рисунок 8. Оценка мотивации в организации
Данные рисунка позволяют сделать вывод о том, что в коллективе работников создан благоприятный морально – психологический климат. Его наиболее высокая оценка была получена среди рабочих предприятия. Принимая во внимание склонность формального руководства к авторитарному стилю управления, ограниченные возможности проявления инициативы и высокую централизацию управления, можно предположить, что формирование благоприятного морально – психологического климата является следствием развития неформального лидерства на нижних уровнях управления.