Файл: Принципы и методы современного налогового планирования (Теоретические аспекты налогового планирования).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
Введение
Налоговая составляющая перестройки отечественной экономики на рыночный тип хозяйствования заключается не только в институциональной составляющей реформирования налоговой системы и государственной политики налогообложения на макроэкономическом уровне, но и в улучшении уровня управления корпоративными налоговыми потоками на уровне предприятий. Указанное достигается путем применения в их финансово-хозяйственной деятельности механизма налоговой оптимизации, в теоретической и методологической основе которой лежит налоговое планирование.
Налоговое планирование – это базовый инструмент эффективного и успешного функционирования юридического лица, который является:
- звеном, которое соединяет различные стадии и комплексы единой системы экономического планирования на предприятии;
- одной из важных функций корпоративного налогового управления на предприятии, являясь одним из главных налоговых инструментов увеличения рыночной цены компании, путем оптимизации денежных потоков;
- составной финансовой и в частности налоговой политики предприятий и оказывает большое влияние на хозяйственные процессы на макро- и микроэкономическом уровнях.
Под налоговым планированием следует понимать деятельность, направленную на улучшение процессов управления юридического лица, упорядочение ее финансово-хозяйственной деятельности согласно стратегической цели развития, учитывая действующее налоговое законодательство. Такой подход определяет основную цель налогового планирования, как максимизацию рыночной стоимости юридического лица путем улучшения ее налогового портфеля.
Налоговое планирование опирается на первичные, объективные экономические предпосылки.
Исследование экономической сути корпоративного налогового планирования, обоснование в теоретическом плане его основных принципов является базовым условием создания и развития научной методологии реализации корпоративного налогового планирования.
Структура планирования налоговых платежей на предприятии должна строиться на основе двух главных критериев: отображать планирования налоговых потоков как деятельность в определенном направлении, содержащий логически обусловленную последовательность и совокупность процедур, которые определяют ход решения того или иного управленческого задачи. Такие процедуры являются главными этапами планирования, а также обеспечивают интеграционные взаимосвязи различных иерархических уровней управления и согласовывают задачи, которые подлежат решению в процессе принятия управленческих решений оперативном, тактическом и стратегическом уровнях.
Значение планирования налоговых платежей для экономики современных предприятий, как наиболее важного элемента корпоративного налогового менеджмента и ценного инструмента политики налогообложения, роль планирования как такового в ходе регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий обусловливают потребность в исследовании экономических механизмов реализации данного процесса на предприятии.
Поэтому целью данной работы является изучение принципов и методов налогового планирования.
Исходя из цели, были поставлены такие задачи:
- определить понятие «налоговое планирование;
- провести классификацию налогового планирования;
- изучить принципы налогового планирования;
- на примере компании «РЖД» рассмотреть практический аспект выбранной темы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты налогового планирования
1.1 Понятие налогового планирования
Налогоплательщик может найти различные способы для того, чтобы минимизировать налоговое бремя. Во-первых, субъекты налогообложения обладают правом использования законных схем для снижения налоговых платежей, во-вторых, всегда существует возможность грубого нарушения норм налогового права. Однако предложенные способы не являются равноценными. Так, первый вариант можно назвать налоговым планированием, второй же – уклонением от законной уплаты налогов.
Налоговым планированием (tax planning) принято называть такой законный способ обхода налогов, который предусматривает использование льгот, предоставленных законом, а также различных приемов для сокращения налоговых обязательств. [4]
Следует отметить, что при налоговом планировании необходимо учитывать в равной степени экономическую и правовую стороны. Будучи социально-экономической конструкцией, налог обладает своими собственными функциями, законами существования и развития и, естественно, своей целью. В нормативно-правовых актах присутствуют указания на различные элементы налогообложения, а также с юридической стороны определяются правомочия сторон, которые принимают участие в налоговых правоотношениях. При этом важно отметить, что первенствующая роль экономики сохраняется, в то время как право регламентирует допустимое и полезное поведение в экономике, очерчивает границы такого поведения. Исходя из этого, налоговым планированием можно считать допустимую, с точки зрения юриспруденции, деятельность налогоплательщика, направленную на снижения обязательных выплат. [9]
Понятие налогового планирования принято рассматривать на двух уровнях: макроуровне (уровень государства) и микроуровне (уровень хозяйствующего субъекта).
Рассмотрим детальнее оба этих уровня. На макроуровне, уровне государства, налоговое планирование является составной частью бюджетного планирования и предполагает расчет экономически обоснованного поступления налогов в бюджеты разного уровня за указанный период времени. [12]
На этом уровне налоговое планирование фиксирует базисные направления налоговой политики государства в целом. В данное время в Российской Федерации налоговая политика разрабатывается руководством страны равно как на текущий год, так и на среднесрочную перспективу. Необходимо отметить, что при этом среднесрочная перспектива, рассчитанная на два последующих года, не является окончательной и подвергается корректировке со стороны правительства. [13]
Планирование налоговых поступлений в бюджет является сложным процессом, при котором необходимо обращать внимание на следующие элементы:
- при планировании налоговых поступлений учитывать концепцию построения налоговой системы государства в целом, обращая внимание на ее структуру и состав;
- размежевать и перераспределить налоговые полномочия, источники доходов между органами власти и управления различных уровней;
- определить размер налогового потенциала, а также установить категории, подверженные налогообложению на определенной территории;
- предоставить необходимое для процесса планирования налоговых поступлений методическое и методологическое обеспечение. [7]
На микроуровне (уровне хозяйствующего субъекта, отдельной организации) к пониманию налогового планирования подходят по-разному. Наиболее распространенным и полным определением, на наш взгляд, является такое, при котором налоговое планирование составляет важнейшую часть управления финансово-хозяйственной деятельностью субъекта в пределах единой стратегии его экономического развития. Налоговое планирование в данном случае являет собою процесс постоянного и последовательного применения законных налоговых способов и методов с целью достижения ожидаемого финансового состояния в условиях недостаточного количества ресурсов и возможности их альтернативного использования. [6]
Среди главных заданий налогового планирования на микроуровне, уровне организации, нужно отметить следующие:
- расчет налоговых обязательств по отношению как к финансовому плану, так и внебюджетным фондам на очередной финансовый год по конкретным налогам;
- указание плановой себестоимости продукции и утверждение бюджета организации;
- уменьшение и оптимизация основных налоговых платежей;
- контроль над правильностью налоговых платежей, а также своевременностью их уплаты;
- выявление уровня налоговой нагрузки в плановом периоде. [2]
Нужно подчеркнуть, что реализация налогового планирования на двух проанализированных уровнях взаимосвязана. Отсутствие надлежащего внимания по отношению к данному факту на любом уровне может повлечь за собою нежелательные последствия. В любом случае игнорирование указанной взаимосвязи не позволит дать адекватную оценку условиям планирования. [13]
Особо необходимо упомянуть о характерных чертах налогового планирования. Представляя собою особую организацию предпринимательской деятельности налогоплательщика, налоговое планирование преследует главную цель – минимизацию налоговых обязательств. Данная деятельность занимает довольно длительный период времени и не предполагает использования методов, противоречащих налоговому законодательству.
Некоторые ученые склонны отождествлять понятие налогового планирования с понятием налогового менеджмента, поскольку последнее включает в себя такие элементы, как минимизация и оптимизация налогов.
Минимизация налогов предполагает не только их абсолютное уменьшение, но и усилия, направленные на создание более благоприятных условий для бизнеса. Следует помнить, что абсолютная минимизация стремится к обнулению налоговых платежей. Минимизация может касаться одного или нескольких налогов.
Оптимизация налогообложения – это такая разновидность экономических мероприятий, которая предполагает финансовый рост при экономии налоговых расходов. Оптимизация налогов предусматривает контроль над динамикой налоговых выплат в соотношении с динамикой выручки организации.
Таким образом, можно говорить о том, что суть налогового планирования заключается в признании за каждым физическим или юридическим лицом права использовать все законные технологии, методы и приемы, делая все возможное для предельного сокращения налоговых обязательств, не исключая при этом имеющиеся пробелы в действующем законодательстве. При использовании методов налогового планирования следует, в первую очередь, обращать внимание на результативность мероприятий, а также на риски, связанные с этими действиями.
Риски налоговой оптимизации – это вероятность понести денежные убытки. К ним относятся разнообразные штрафные санкции, взыскание недоимок, непредусмотренные расходы, например, траты на услуги адвоката и т.п. [8]
При налоговом планировании выделяют семь основных этапов:
- становление налогового поля организации;
- формирование системы договорных отношений;
- выбор типичных хозяйственных операций;
- нахождение потенциальных хозяйственных операций;
- ориентировочный выбор вариантов хозяйственных операций;
- составление журнала хозяйственных операций;
- компаративный анализ. [9]
К методам налогового планирования относятся такие: метод прямого счета, расчетно-аналитические методы, методы экономико-математического моделирования, а также комбинированные методы. Указанные выше методы могут иметь либо ситуационный характер, когда речь идет о планировании конкретной бизнес-ситуации, либо вариационный характер, что предполагает выбор вариантов и направлений деятельности. [10]
Правильно и грамотно составленная схема налогового планирования позволяет четко выделить все составляющие элементы, среди которых основными являются следующие:
1. Организованный, налаженный налоговый и бухгалтерский учет и отчетность. Следует отметить, что жесткое соблюдение налогового законодательства – это одна из важных тенденций, которая способствует снижению налоговых платежей, однако без грамотного и образцового ведения отчетности по налогообложению и бухгалтерскому учету данную тенденцию практически невозможно реализовать.
2. К одним из наиболее важных инструментов, которые влияют на величину налоговой базы и сроки возникновения налоговых обязательств по операциям налогоплательщика, принадлежит учетная политика организации в отношении бухгалтерского и налогового учета. Такая политика являет собой набор способов осуществления эскомпта, среди которых важно выделить такие: первичного наблюдения, текущей группировки, а также резюмирование фактов хозяйственной деятельности стоимостного измерения. Учетная политика организации отображает несколько весьма важных моментов: способ осуществления бухгалтерского учета – по поступлению платежей (кассовый метод) и по отгрузке (так называемый метод счетов-фактур); способ исчисления амортизационных отчислений; методы оценки запасов.
3. Налоговые льготы и организация сделок. Необходимо указать, что далеко не всеми субъектами грамотно и полно используются льготы, установленные законодательством по значительному количеству налогов. [3] При этом в Налоговом Кодексе Российской Федерации четко указывается, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах». [1]