Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине (Теоретические основы исследования покупательского спроса и формирования товарного ассортимента на торговом предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Теоретические основы исследования покупательского спроса и формирования товарного ассортимента на торговом предприятии

Виды покупательского спроса и методы изучения на торговых предприятиях

1.2 Методы исследования потребительского спроса

1.3 Понятие товарного ассортимента и его виды

1.4 Факторы, оказывающие влияние на товарный ассортимент

1.5 Алгоритм формирования оптимальной структуры товарного ассортимента

ГЛАВА 2 Текущий анализ деятельности торгового предприятия «Pepen group»

2.1 Общая характеристика торгового предприятия «Pepen group»

ГЛАВА 3. Исследование спроса и формирование товарного ассортимента на торговом предприятии «Pepen group»

3.1 Оценка спроса и ее роль в составлении ассортимента магазина «Pepen group»

3.2 Формирование ассортиментной концепции предприятия «Pepen group»

3.2.3 Предложение по внедрению в ассортимент магазина «Pepen group» новых продуктов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Потребители товаров в наше время предъявляют все более и более высокие требования к показателям качества и безопасности товаров, их эстетическим свойствам и оригинальности. Особенно это касается такой продукции, как одежда, обувь, кожгалантерея. Эти изделия эксплуатируются постоянно, а, следовательно, должны быть удобными, модными и удовлетворять покупателя по ценовому фактору.

Насыщенность рынка большим количеством товара и разборчивость покупателя вынуждает торговые предприятия к очень тщательному изучению вопросов потребительского спроса и формированию ассортимента товаров в своей организации.

Объектом исследования курсовой работы является потребительский спрос и ассортимент торгового предприятия «Pepen group», а предметом исследования является методы исследования потребительского спроса и стратегии формирования ассортимента на предприятии «Pepen group».

Целью работы является изучение потребительского спроса и приобретение навыков формирования ассортимента на примере торгового предприятия «Pepen group».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Описать виды покупательского спроса и методы его изучения.
  2. Раскрыть сущность понятия «торговый ассортимент» и привести классификацию его подвидов.
  3. Дать общую характеристику и проанализировать ассортимент торгового предприятия «Pepen group».
  4. Предложить методы исследования спроса и мероприятия по оптимизации товарного ассортимента на торговом предприятии «Pepen group».

Курсовая работа содержит 32 стр., 3 рисунка,6 таблиц, 17 источников литературы

В курсовой работе использовались надежные источники литературы, такие как: учебники и учебные пособия, официальные сайты торгового предприятия и его конкурентов, периодические издания и нормативные документы, которые представлены государственными стандартами.

ГЛАВА 1 Теоретические основы исследования покупательского спроса и формирования товарного ассортимента на торговом предприятии


Виды покупательского спроса и методы изучения на торговых предприятиях

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный период времени. [8] Т.е. спрос – это потребность в товаре, подкрепленная денежными средствами. Процесс формирования спроса схематично представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Процесс формирования спроса

Источник: [1]

На процесс формирования спроса в сфере торговли влияют многие факторы, в том числе экономические:

- Наличие собственных или заемных средств;

- уровень экономического развития страны;

-цена товара;

Существенное влияние на спрос оказывает и объем предложения товара. При росте объемов предлагаемого товара и неизменной численности потребителей интенсивность рыночного спроса падает. [1]

Существуют также неценовые факторы, которые влияют на потребительский спрос. К ним относятся:

  1. Качество товара.
  2. Вкусы потребителя. [8]

Спрос можно подразделить на следующие виды, которые представлены на рисунке 2.

Виды спроса

Отрицательный

Отсутствующий

Скрытый

Падающий

Полноценный

Нерегулярный

Чрезмерный

Нерациональный

Рисунок 2 – Виды потребительского спроса

Рисунок подготовлен по материалам источника [5]

  1. Отрицательный спрос вызван негативным отношением покупателей к товару или услугам. Задача маркетинга в этих условиях проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару, и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение к товару посредством его переделки, снижения цен и более активного стимулирования. [5]
  2. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличными к нему. Задача маркетинга - отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека.
  3. Скрытый спрос - это когда многие потребители не могут удовлетворить свои желания с помощью предлагаемых на рынке товаров и услуг, (безвредные сигареты, более экономичные автомобили). Задача маркетинга - оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос. [1]
  4. Падающий спрос. Задача маркетинга проанализировать причины падения спроса и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара и т.п.
  5. Нерегулярный спрос (колебания на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе): - часы пик на транспорте, перегрузка музеев в выходные дни. Задача маркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и других приемов побуждения.
  6. Полноценный спрос. Такой спрос обычно имеет место тогда, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. [9]
  7. Чрезмерный спрос - это, когда уровень спроса выше, чем возможность его удовлетворить. Задача маркетинга, именуемого в данном случае "демаркетингом", - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса, а не его ликвидации.
  8. Нерациональный спрос, т.е. спрос на вредные для здоровья товары и услуги; сигареты, алкогольные напитки, наркотики и т.п. Задача маркетинга - убедить таких любителей отказаться от таких привычек. [5]

1.2 Методы исследования потребительского спроса

в основе формирования ассортимента товаров для предприятий розничной торговли лежит изучение различных видов покупательского спроса с целью его последующего анализа и использования полученных результатов.

При изучении спроса учитываются три его вида:

• реализованный;

• неудовлетворенный;

• формирующийся. [15]

Учет реализованного спроса проводят для выявления фактического удовлетворения спроса населения на отдельные товары. Об объеме и структуре такого спроса судят по размеру продажи товаров. С этой целью используют материалы инвентаризаций, оперативные данные о запасах и поступлении товаров и т. д. Применение современных компьютерно-кассовых систем позволяет вести ежедневную регистрацию проданных товаров и формировать отчеты с выводом их на печать. [5]

При этом могут быть учтены не только наименование, количество, цена товаров, но и целый ряд других характеристик.

Учет неудовлетворенного спроса на предприятиях розничной торговли проводится различными способами. Например, в магазинах могут вестись специальные книги, куда заносятся заявки покупателей на товары, отсутствующие в продаже. При поступлении этих товаров покупателей извещают по телефону или с помощью почтовых открыток. Кроме того, с целью изучения этого показателя на розничных торговых предприятиях возможно проведение анкетных опросов покупателей. Узнать, какие товары из отсутствующих в продаже покупатели хотели бы приобрести, помогают и беседы, проводимые продавцами в процессе обслуживания покупателей. [15, 8]

Изучение формирующегося спроса на товары-новинки позволяет розничным торговым предприятиям выявить отношение к ним покупателей и более точно определить потребность в этих товарах. С этой целью в магазинах проводятся выставки-продажи, на которых покупатели знакомятся со свойствами представленных товаров, получают консультации по их применению, участвуют в дегустациях и т. п.

Материалы, полученные в процессе изучения спроса, обобщаются. Затем по результатам их анализа принимаются меры, направленные на совершенствование работы по формированию ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли. [15]

Все методы исследования покупательского спроса можно разделить на следующие разновидности (рисунок 3).


Методы изучения спроса

Наблюдения

Анализ

Прогнозирование

Статистические

Специальные

Сбор внутрифирменной

информации

Анализ вторичной

информации

Рисунок 3 – Методы изучения спроса

Материалы подготовлены по книге [8]

К специальным методам изучения спроса относят:

-Опросы покупателей;

1) По изучению спроса на текущий ассортимент;

2) По изучению неудовлетворенного или отложенного спроса;

3) По изучению спроса на новые товары.

-Выставки продажи;

- Выставки пробных и экспериментальных изделий;

- Семинары и презентации для потенциальных покупателей. [8]

1.3 Понятие товарного ассортимента и его виды

Множество товаров, которые представлены на рынке, а также классифицированы с помощью признака потребительского назначения или производственного происхождения называют ассортиментом. Ассортимент может отражать различия, которые существуют между услугами и товарами. Ассортимент является логическим распределением любого множества, образованного по различным признакам, на категории различного уровня или на отдельные звенья. Кроме ассортимента товаров, также бывает ассортимент услуг, ассортимент идей и т.д. [16]

Торговый ассортимент - ассортимент товаров, представленный в торговой сети. [ГОСТ Р 51303] Он, как правило, формируется путем подбора товаров по группам, видам, сортам, моделям, фасонам, размерам и другим признакам.

В основе образования торгового ассортимента лежит товарная группа, которая включает товары (продовольственные или непродовольственные), выпускаемые различными производителями. Товарная группа - это совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение и обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей (например: верхняя одежда, обувь, молочные продукты и т. п.). [15]

Совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением, образует вид товаров. В качестве примера вида товара можно привести, например, костюм, платье, сапоги, телевизор, творог и т. п.

Товарный ассортимент характеризуется следующими показателями:

• широтой или количеством ассортиментных групп;

• глубиной или количеством позиций в каждой ассортиментной группе;


• сопоставимостью или соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами исходя из общности потребите-лей, каналов распределения, цен, характера использования). [4]

Классификация ассортимента товаров выглядит следующим образом:

1) по местонахождению товаров:

а) промышленный ассортимент является набором товаров, которые выпускаются изготовителем согласно его производственным возможностям;

б) торговый ассортимент является набором товаров, формируемый торговыми предприятиями с учетом их потребительского спроса, специализации и материально-технической базы;

в) ассортимент услуг является набором услуг, предлагаемый потребителям. [2].

По степени детализации данный вид ассортимента, как и ассортимент товаров, подразделяется на три вида: видовой, групповой и внутривидовой.

2) по широте охвата товаров:

а) простой ассортимент является набором товаров, представленных небольшим количеством видов, групп, а также наименований, удовлетворяющих ограниченное число потребностей;

б) сложный ассортимент является набором товаров, представленных значительным количеством видов, групп, разновидностей и наименований товаров, отличающихся конструкцией, исходными материалами, а также другими признаками и удовлетворяющий всевозможные человеческие потребности; [8].

в) развернутый ассортимент является набором товаров, включающий большое количество видов, подгрупп, разновидностей, а также наименований, которые относятся к группе однородных, но отличающихся определенными индивидуальными признаками;

г) смешанный ассортимент является набором разных видов, групп, наименований, которые отличаются большим разнообразием функционального назначения.

3) по степени удовлетворения потребностей:

а) рациональный ассортимент является набором товаров, наиболее полно удовлетворяющих реально обоснованные потребности, обеспечивающие максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки и техники;

б) оптимальный ассортимент является набором товаров, удовлетворяющих реальные потребности с получением максимально полезного эффекта для потребителя при минимальных затратах на разработку производства, проектирование и доведение до потребителя.

4) по состоянию в конкретный момент времени:

а) реальный ассортимент является набором товаров, имеющихся в конкретной фирме продавца либо производителя;

б) прогнозируемый ассортимент является набором товаров, которому будет необходимо удовлетворять предполагаемые потребности.