Файл: Принципы и методы современного налогового планирования (Теоретические аспекты налогового планирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Мониторинг налогового законодательства, или налоговый мониторинг, является фундаментальной защитой от санкций разного рода, как налоговых, так и валютных, таможенных, административных, уголовных и т.п. Это особенно существенно при принятии управленческих решений, так как дает возможность снизить, если не полностью исключить, риск непредвиденного роста затрат, связанных с исками и притязаниями различных органов государственного контроля. Следовательно, знание действующего налогового законодательства, а также рассмотрение возможных или ожидаемых в нем изменений на планируемый период является жизненно необходимым.

5. Ведение налогового календаря служит для контроля достоверности исчисления, а также слежение за сроками уплаты налоговых платежей (поскольку нарушение предельных сроков влечет за собою наложение штрафных санкций в виде пени) и предъявления отчетности.

6. Методы и схемы налогового планирования, естественно вписывающиеся в экономическую деятельность и служащие в качестве законного обоснования понижения налогового бремени. [2]

Необходимо обозначить также те существенные преимущества для бизнеса и деловых отношений, которые обеспечивает использование налогового планирования в деятельности организации:

- выявление возникающих проблем;

- анализ настоящих и возможных в будущем благоприятных условий;

- подготовка организации к изменениям во внешней среде;

- стимулирующее воздействие на участников налогового планирования в отношении дальнейшей работы, формирование предпосылок для повышения квалификации менеджеров;

- формирование целесообразного распределения и применения различных видов ресурсов фирмы;

- повышение финансовой устойчивости предприятия, а также его значимости. [5]

1.2 Классификация налогового планирования

В настоящее время в научной литературе виды налогового планирования различаются не только в зависимости от законности действий налогоплательщика, но и степени налоговой нагрузки. Как показывает практика, наиболее значимыми являются такие виды налогового планирования: классическое, оптимизационное (минимизационное) и вульгарное (противозаконное). Попробуем кратко обозначить характеристики каждого из этих видов.

Классическое налоговое планирование направлено на правильное и своевременное выполнение налоговых обязательств.


Оптимизационное (минимизационное) налоговое планирование представляет собою процесс, при котором предприятие планирует и организует финансово-экономическую деятельность таким образом, чтобы уменьшить количество налогов. Используются те методы, которые не вступают в конфликт с законодательством страны. Произведенные мероприятия способствуют снижению на предприятии коэффициента налоговой нагрузки.

Противозаконное, или вульгарное, как и показывает название данного вида налогового планирования, заключается в том, что действия налогоплательщика, методы, используемые на предприятии для минимизации налоговых платежей, не соответствуют закону. Следовательно, такое планирование необходимо считать одной из ступеней криминализации бизнеса. Таким образом, рациональнее рассматривать данный вид не как налоговое планирование, а просто обход (избежание) налогов.

По отношению к длительности периода и характеру поставленных задач принято выделять стратегическое и текущее налоговое планирование.

Смысл стратегического налогового планирования заключается в определении долговременного курса организации по уменьшению налоговых расходов. Таким образом, стратегическое налоговое планирование призвано решать крупномасштабные задачи. Чаще всего стратегическое налоговое планирование играет большую роль на этапе создания предприятия.

В отличие от стратегического, текущее налоговое планирование позволяет решать задачи в течение заданного периода деятельности организации, таким образом снижается налоговый гнет в каждом конкретной ситуации на протяжении ограниченного срока. [8]

Организационно-хозяйственные и финансовые ситуации, являющиеся предметом налогового планирования, принято делить на две группы: ожидаемые и реализованные. К ожидаемым относят выбор местоположения организации, выбор организационно-правовой формы, структуры предприятия, принятие решений по размещению капитала и т.п. Вторая группа предусматривает текущее налоговое планирование: выбор методов ведения бухгалтерского учета, применение льгот, договоры, выбор деловых партнеров и т.п.

По видам налоговое планирование может быть личным (распространяется на физических лиц в пределах одного предприятия) и в рамках группы, системы предприятий. [10]

Существует классификация налогового планирования в зависимости от стадии финансово-хозяйственного цикла предприятия. Здесь выделяют три вида налогового планирования: на стадии создания организации, в период ее существования, в период ликвидации.


В зависимости от площади, на которой осуществляется деятельность налогоплательщика, налоговое планирование может быть местным, национальным и международным.

Говоря об уровне управления, следует выделять налоговое планирование на макро- и микроуровне.

Тип налогоплательщика обуславливает такие виды налогового планирования, как корпоративное и индивидуальное. В свою очередь, корпоративное планирование может быть внутренним и внешним. Внутреннее осуществляется различными службами организации (например, бухгалтерией, юридическим и финансовым отделом), а внешнее – собственниками организации. [8]

1.3 Принципы налогового планирования

К основным принципам налогового планирования относятся следующие:

1. Законность. Данный принцип предполагает анализ юридических документов, используемых в подобных ситуациях, на предмет их соответствия законодательству, а также последующего действенного применения этих документов для своего предприятия. [2]

2. Знание и изучение позиции налоговых органов, судебной практики по тем вопросам налоговых правоотношений, которых касается оптимизация.

3. Этапность и систематизация планирования.

4. Перспективность. Налогоплательщик должен определить возможные перспективы в налоговом аспекте, а также предвидеть последствия неправильного использования некоторых методов, схем налоговой оптимизации, способных причинить серьезный финансовый убыток.

5. Индивидуальность налогового планирования. Финансовая схема каждой сделки, равно как и налоговая схема работы определенного предприятия, являются уникальными, следовательно, в каждой конкретной ситуации практические советы можно давать только после тщательной предварительно экспертизы специалистов. [11]

Выбор метода снижения налогов зависит от особенностей каждого конкретного предприятия, лишь в случае детального изучения отличительных черт, характеристик организации можно использовать тот или иной метод. Совершенно недопустимым является механическое перенесение одной и той же схемы с одной организации на другую. [2]

6. Коллегиальность в принятии решений о методах и формах налоговой оптимизации. [11]

7. Разумность. Данный пункт полностью отображает философскую сентенцию Гиппократа: «Все хорошо, что в меру». Следует помнить, что использование непродуманных, недостаточно взвешенных налоговых схем может иметь негативные последствия – наложение налоговых санкций со стороны государства.


8. Эффективность. Необходимо помнить об основной цели налогового планирования, которая гласит, что выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна покрывать затраты, связанные с исполнением проекта в целом.

9. Гибкость. Утвержденный план не является последним вариантом, он должен быть актуальным, своевременно и гибко демонстрировать изменения внешних и внутренних условий.

10. Принцип альтернативности. Данный аспект подразумевает наличие нескольких вариантов, некой альтернативы для выбора лучшего пути из нескольких возможных. [2]

Глава 2 Методы налогового планирования на примере ОАО «РЖД»

2.1 Общая характеристика компании

Железнодорожный транспорт – стержневая отрасль российской экономики, стимулирующий развитие государства, укрепляющий его территориальную целостность и обороноспособность. Особенностью организации деятельности железнодорожного транспорта является наличие разветвленной структуры обособленных подразделений, которые заняты выполнением отдельных работ, необходимых для целей обеспечения и (или) обслуживания перевозочного процесса, и территориально удаленных от основного центра управления. Проблема осуществления грамотного налогового планирования и учета в транспортной системе является весьма актуальной в связи с тем, что территориальная обособленность подразделений железнодорожного транспорта, их нахождение под юрисдикцией различных региональных бюджетов обуславливают необходимость централизации отдельных расчетов на уровне управления железной дороги как официального представителя перевозчика ОАО «РЖД» и дополнительного контроля за правильностью и своевременностью расчетов и уплаты налогов и сборов по месту организации производства работ и (или) нахождения обособленного подразделения.

Предприятие ОАО «РЖД» создано в соответствии с государственной программой приватизации путем преобразования государственного предприятия в акционерное общество со смешанной формой собственности. Предприятие ведет бухгалтерский и статистический учет и предоставляет государственным органам информацию необходимую для налогообложения ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации.


В период реформирования железнодорожной отрасли и создания ОАО «РЖД» в единую учетную систему были объединены железные дороги, промышленные предприятия, строительные и сельскохозяйственные организации, научно-исследовательские институты, организации здравоохранения и т.д.

В результате деятельность компании включает в себя большое количество операционных сегментов, контролируемых в рамках административной и функциональной вертикали. ОАО «РЖД» расположено на территории почти 80 субъектов Российской Федерации и уплачивает практически все существующие федеральные, региональные и местные налоги в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В настоящее время с учетом желаний налогоплательщиков в увеличении чистой прибыли возросло значение налогового планирования как фактора экономического роста предприятия, что обусловлено, прежде всего, экономическая нестабильность и часто вносимые поправки в налоговое законодательство, налоговая экономия является резервом для увеличения чистой прибыли предприятия и позволяет осуществлять модернизацию, техническое перевооружение, закупку нового оборудования и т.п., максимизацией чистой прибыли для создания условий роста дивидендных выплат и соответственно стоимости акций и роста капитализации (цены предприятия).

2.2 Налоговое планирование

Основами налогового планирования ОАО «РЖД» являются:

- учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;

- разработка учетной политики предприятия и проведение договорных компаний с учетом их налоговых последствий;

- правильное и полное исчисление всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и использования обязанностей налогоплательщиков;

- оценка возможностей получений отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.

Организацию и ведение налогового учета в компании осуществляет Департаментом налоговой политики и методологии налогового учета Бухгалтерской службы ОАО «РЖД», службами бухгалтерского и налогового учета территориальных филиалов, бухгалтериями, действующими в структурных подразделениях филиалов. Основными задачами департамента являются:

- выработка налоговой политики и методологическая поддержка налогового учета компании;

- обеспечение своевременности и полноты уплаты налоговых платежей, своевременного представления налоговой отчетности;