Файл: Принципы и методы современного налогового планирования (Теоретические аспекты налогового планирования).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
- защита интересов компании перед налоговыми органами и в судах при налоговых спорах.
Система налогового учета ОАО «РЖД» на следующих принципах:
- налоговый учет должен осуществляться в соответствии с выбранной налогоплательщиком учетной политикой (обособленные подразделения налогоплательщиков, ведущие налоговый учет с целью исчисления налогов, уплачивать их по месту нахождения, обязаны пользоваться учетной политикой, сформированной налогоплательщиком);
- система налогового учета организовывается налогоплательщиком самостоятельно, но при этом должен соблюдаться принцип последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. в разных налоговых периодах должны применяться одни и те же правила;
- непрерывности отражения объектов учета для целей налогообложения, при этом возможны ситуации, когда на практике результаты некоторых операций учитываются в нескольких отчетных периодах, либо переносятся на ряд лет; - отражение объектов учета в хронологическом порядке.
Налоговый учет в ОАО «РЖД» осуществляется на основании положения об учетной политики для целей налогообложения, которое утверждается ежегодно приказом.
Положение разработано в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и является документом, призванным обеспечить формирование полной и достоверной информации об объектах налогообложения и налоговых базах отчетных (налоговых) периодов, организацию единого учетного процесса в ОАО «РЖД» (включая составление налоговой отчетности), осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней налогов и сборов с учетом особенностей финансово-экономической деятельности предприятия.
Данный нормативный документ обязателен для исполнения всеми подразделениями ОАО «РЖД». Постановка ОАО «РЖД», в том числе по месту нахождения его филиалов и других обособленных подразделений, на учет в налоговых органах осуществляется в соответствии с Методическими указаниями для налоговых органов об особенностях оформления документов, необходимых для постановки на учет ОАО «Российские железные дороги», утвержденными приказом МНС России от 24 июля 2003г. N ММ6-09/817 и письмом Федеральной налоговой службы (ФНС) России от 3 августа 2006г. № 09-203/3794, с учетом изменений внесенных в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. ОАО «РЖД» в каждом муниципальном образовании определяет необходимое количество своих обособленных подразделений, которые осуществляют взаимодействие с налоговыми органами и исполняют обязанности ОАО «РЖД» по уплате налогов и сборов. Остальные обособленные подразделения ОАО «РЖД» на территории муниципального образования не исполняют обязанности ОАО «РЖД» по уплате налогов и сборов. Налоговые отчисления ОАО «РЖД» железной дороги в бюджетную систему Российской Федерации за период с 2010 по 2012 гг. приведены в таблице 1.
Таблица 1
Поступление налоговых платежей от ОАО «РЖД» в бюджетную систему Российской Федерации (млрд. руб.)
Год |
Федеральные налоги и сборы |
Региональные налоги и сборы |
Местные налоги и сборы |
Всего налогов и сборов |
2010 |
1984600 |
987659 |
30087 |
3002346 |
2011 |
2300714 |
1020765 |
30897 |
3352376 |
2012 |
2834396 |
1109652 |
32534 |
3976582 |
На основании данных таблицы 1 можно сделать вывод, что наблюдается динамика увеличения сумм налоговых поступлений.
В 2011г. по сравнению с 2010г. общая сумма увеличилась более чем на 350 млн. руб. Наблюдается увеличение сумм федеральных налогов и сборов в 2011г. на 316 млн. руб., в 2012г. на 533 млн. руб.; сумм региональных налогов и сборов в 2011г. на 33 млн. руб., в 2012г. почти на 89 млн. руб. Сумма местных налогов и сборов, уплаченных в бюджетную систему РФ, в 2011г. увеличилась на 810 тыс. руб. по сравнению с 2010г., в 2012г. - на 1637 тыс. руб.
Одним из направлений деятельности Департамента налоговой политики и методологии налогового учета ОАО «РЖД» является создание системы внутреннего контроля, позволяющей оперативно выявлять риски и предупреждать потенциальные ошибки непосредственно на этапе отражения хозяйственной операции в учете. Опыт крупнейших международных компаний показывает, что система внутреннего контроля является важнейшим фактором обеспечения достоверности данных учета и отчетности. Система внутреннего контроля основывается на соотнесении бизнес-процессов компании и рисков, которые возникают в рамках этих бизнес-процессов.
В систему внутреннего контроля включаются:
- единое стандартизированное методологическое описание учетных процессов подразделений ОАО «РЖД» и его дочерних обществ;
- автоматизация учетных процессов на основе единой методологии;
- специализация бухгалтерских работников по участкам учета;
- постоянное обучение и повышение квалификации кадров.
Значительная роль в системе внутреннего контроля отведена организации системы бухгалтерского и налогового учета в рамках общих центров обслуживания (ОЦО) в специализированных подразделениях, которым предполагается передать учетные функции.
Основная цель создания ОЦО – снижение затрат и повышение эффективности работы предприятия. Объективным фактором перехода ОАО «РЖД» на систему ОЦО является то, что централизация системы бухгалтерского и налогового учета позволит руководству получать стандартизированную, достоверную и оперативно формируемую информацию по всем подразделениям, что также сделает более прозрачной и управляемой деятельность компании в целом.
Кроме того такая система позволяет обеспечить системное обучение и сохранить штат квалифицированных работников. В ОАО «РЖД» в основу образования ОЦО заложен переход от принципа формирования отчетности на основе суммирования балансов многочисленных структурных подразделений и филиалов к принципу формирования отчетности путем централизации процессов учета с сохранением возможности формирования соответствующей необходимой отчетности по структурным подразделениям. Централизация системы бухгалтерского и налогового учета позволит повысить достоверность информации по всем филиалам ОАО «РЖД».
В рамках ОЦО сформируется механизм ответственности как работников филиалов – за своевременную и качественную подготовку первичных документов, своевременное представление их в бухгалтерскую службу, так и работников ОЦО – за правильность и своевременность отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете на основе первичных документов.
Основными целями централизации являются:
- повышение финансовой прозрачности и оперативности бухгалтерской и налоговой информации, сокращение сроков подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности, повышение ее достоверности в результате создания единого информационного пространства;
- создание эффективной системы внутреннего контроля;
- оптимизация и ускорение первичного документооборота;
-повышение управляемости за счет стандартизации учетных процессов.
Для достижения поставленных целей в ОАО «РЖД» решается ряд задач, базирующихся на стандартизации бизнес-процессов, разработке детальных регламентов, формировании оптимальной структуры бухгалтерского баланса. Построение ОЦО в компании осуществляется на основе лучших мировых практик.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основным инструментом государственного регулирования деятельности предприятий выступает механизм налогового планирования, который основан на грамотной и четкой организации процесса налогового учета и оптимизации налогообложения. В налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
Налоговое планирование - это неотъемлемая часть управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Планирование налогов - это планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм отдельных налогов. Налоговое планирование влияет на формирование финансовых результатов деятельности организации.
Оно считается составной частью системы финансового управления в организации, ведь в совокупности результаты обеспечивают условия для извлечения максимальной прибыли, повышения эффективности функционирования организации. А стремление к максимизации конечного финансового результата предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта включает в себя, в том числе задачу планирования размера налоговых платежей государству.
Заключение
Таким образом, можно утверждать, что налоговым планированием является целенаправленная деятельность, способствующая улучшению процессов управления и упорядочению финансово-хозяйственной организации предприятия согласно стратегической цели развития при опоре на действующее налоговое законодательство.
Налоговое планирование успешно функционирует на двух уровнях: на уровне государства, или макроуровне, а также на уровне хозяйствующего субъекта, то есть на микроуровне.
В процессе анализа особенностей налогового планирования было выделено семь основных этапов: формирование налогового поля организации; предварительный выбор вариантов хозяйственных операций; образование системы договорных отношений; составление журнала хозяйственных операций; подбор типичных хозяйственных операций; определение возможных хозяйственных операций; сравнительный анализ.
К элементам налогового планирования следует относить: качественный бухгалтерский учет, налоговый учет и отчетность, налоговые льготы, учетную политику, налоговый мониторинг, льготы, налоговый календарь, организацию сделок, методы и схемы налогового планирования.
На практике выделяются различные виды налогового планирования: по длительности периода и характера решаемых задач; по законности действий налогоплательщика и степени налоговой нагрузки; в зависимости от уровня управления; по размеру территории; в зависимости от типа налогоплательщика; в зависимости от стадии финансово-хозяйственного цикла.
Основными принципами налогового планирования следует считать следующие: законность, этапность, перспективность, разумность, индивидуальность, эффективность, коллегиальность, гибкость, а также альтернативность.
Предприятие ОАО «РЖД» создано в соответствии с государственной программой приватизации путем преобразования государственного предприятия в акционерное общество со смешанной формой собственности. Предприятие ведет бухгалтерский и статистический учет и предоставляет государственным органам информацию необходимую для налогообложения ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации.
Основами налогового планирования ОАО «РЖД» являются:
- учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;
- разработка учетной политики предприятия и проведение договорных компаний с учетом их налоговых последствий;
- правильное и полное исчисление всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и использования обязанностей налогоплательщиков;
- оценка возможностей получений отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.
Налоговый учет в ОАО «РЖД» осуществляется на основании положения об учетной политики для целей налогообложения, которое утверждается ежегодно приказом
Одним из направлений деятельности Департамента налоговой политики и методологии налогового учета ОАО «РЖД» является создание системы внутреннего контроля, позволяющей оперативно выявлять риски и предупреждать потенциальные ошибки непосредственно на этапе отражения хозяйственной операции в учете.
Значительная роль в системе внутреннего контроля отведена организации системы бухгалтерского и налогового учета в рамках общих центров
обслуживания (ОЦО) в специализированных подразделениях, которым предполагается передать учетные функции.
Список использованной литературы
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998, действующая редакция от 08.06.2015).
2. Анохина Г.И. Роль и значение налогового планирования на микроуровне // Проблемы современной экономики. – 2007. - №1(21).
3. Апресова Н.Г., Ефименко Е.Н. Налогообложение бизнеса. – М.: Проспект, 2013.
4. Викторова Н.Г. Налоговое право: учебник. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. – 126с.