Файл: Золото и его роль в мировой валютной системе (Эволюция золота в валютной системе).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
Представляется необходимым рассмотреть эти предложения в трех аспектах: экономическом, морально-этическом и политико-правовом.
Экономический аспект
К середине XIX в. в результате развития мирохозяйственных связей сформировалась первая международная валютная система золотого стандарта, которая в процессе своего развития прошла три стадии золотомонетного стандарта, золотослиткового стандарта (кроме США) и золотовалютного, а по сути золотодолларового стандарта. Все разновидности золотого стандарта основывались на золоте как мере стоимости и окончательном средстве платежа, имели предсказуемые пределы колебаний курсов основных валют и не требовали значительных затрат на хеджирование валютных рисков. И если на стадии золотомонетного стандарта золото выступало в роли абсолютного монарха, то в последующих стадиях оно превратилось, по образному выражению Джона Мейнарда Кейнса (JohnMaynardKeynes), в конституционного монарха, «лишенного своей древней деспотичной власти и вынужденного принимать советы Банковского Парламента» [14, с. 173]. С принятием же поправок к Уставу МВФ, вступивших в силу в 1978 г, золото было окончательно свергнуто с трона и заточено в монастырь.
Исторические стадии развития золотого стандарта характеризовались постепенным вытеснением золота сначала из внутреннего денежного обращения, а затем и из международного. Золото - это деньги того периода развития мирового хозяйства, когда количество товаров для обмена было ограничено, а его участники были разрознены и удалены друг от друга. С развитием мирового хозяйства экономические связи между его участниками становятся более тесными, круг обмениваемых товаров значительно расширяется и кредитные деньги, обладающие мобильностью и приносящие доход в виде процента, вытесняют золото. Золотой стандарт, по выражению Д. М. Кейнса, становится «варварским пережитком» [10, с. 172]. За современными мировыми кредитными деньгами стоит не один товар (золото), а широкий спектр конкурентоспособных товаров и качественных услуг, а также ликвидные и надежные финансовые активы с приемлемым уровнем доходности. Недаром возврат к системе золотого стандарта многие экономисты называют «внеисторическим» Красавина [4, с. 37].
Еще одним труднопреодолимым препятствием на пути восстановления золотого стандарта и, соответственно, конверсии внешних валютных пассивов стран, эмитирующих мировые валюты (прежде всего США) в золото является необходимость единоразового повышения его мировой рыночной цены. Если сопоставить денежную массу ФРС США по агрегату Ml 2,256трлн долларов (июнь 2012 г.) [16] с объемом их золотых резервов 261,4 млн тройских унций, или 8133,5 тонн золота [12], то новая балансирующая цена золота должна составить $8630 за тройскую унцию. По расчетам же Прайса Уго Салинаса, цена золота, необходимого для восстановления его пропорции в резервах ЦБ, которая существовала в середине прошлого века (70 %), составит около $20 тыс. за унцию [18]. Такая многократная девальвация доллара и других резервных валют приведет к краху международного долгового рынка, обесценению валютных резервов, сокращению мировой торговли и натурализации мирового хозяйства. В относительном выигрыше окажутся только золотодобывающие страны, да и то не все. Китай, с одной стороны, является самым большим золотодобывающим государством, но с другой - обладает самыми большими валютными резервами, которые обесценятся в разы.
Кроме того, рост денежной массы при золотом стандарте ограничен приростом золотых резервов. При мировой добыче золота в 2011 г. в размере 2726 тонн прирост денежной массы в мире мог бы составить всего лишь около 140 млрд долларов, и это если бы все золото ушло только на пополнение резервов центральных банков. Именно эта жесткость золотого стандарта затрудняет возможности маневра монетарных властей, так необходимые в периоды кризисов.
Использование же золота в качестве инфляционного якоря весьма затрудняет их высокая волатильность. И хотя они действительно мало зависят от ежегодных объемов добычи, которая составляет всего 1,6 % накопленных запасов, спекулятивная их составляющая достаточно велика, особенно в кризисные периоды, когда растут экономическая неопределенность и инфляционные ожидания. Внутригодовые колебания цены золота в долларах США в 2010 г. по данным GFMS GROUP составили 36.2%, а в 2011 г. уже 13.7% [15].
Что же касается идеи использования золота в корзине СДР, то, во-первых, исходя из каких параметров определять его долю в корзине?
Нынешняя корзина СДР с 1 января 2011 года состоит из доллара США (41,9 %), евро (37,4 %), британского фунта (11,3 %) и японской йены (9,4 %). В корзину СДР включаются четыре свободно используемые валюты, выпущенные странами-членами Фонда или валютными союзами, в которые входят страны-члены Фонда, с наиболее высокой стоимостью экспорта товаров и услуг за пятилетний период. Веса, присвоенные этим валютам, основываются на стоимости экспорта товаров и услуг эмитирующего валюту государства-члена (или государств-членов, входящих в валютный союз) и сумме резервов в соответствующих валютах, принадлежащих другим государствам-членам МВФ [7]. Золото - это валюта без государства и, соответственно, экспорта не имеет. Его доля в резервах колеблется в районе 10 %. Означает ли это, что доля золота в корзине СДР составит всего 10 %?
Во-вторых, СДР не являются ни валютой, ни требованиями к МВФ. Они, скорее всего, представляют собой потенциальное требование к свободно используемым валютам государств-членов МВФ. Включение золота в корзину СДР будет означать появление потенциальных требований к золотодобывающим государствам-членам МВФ?
На все эти вопросы можно попытаться дать ответы, но непонятно, зачем заваривать всю эту кашу, если никаких глобальных макроэкономических эффектов по повышению стабильности функционирования мировой валютной системы от этого шага не просматривается?
Морально-этический аспект
Сторонники золотого стандарта часто называют его более справедливой системой по сравнению с существующей мировой валютной системой, когда сеньораж поучает лишь узкий круг стран-эмитентов резервных валют. Однако залежи золота тоже неравномерно распределены по миру. На 10 крупнейших золотодобывающих стран (Китай, Австралия, США, ЮАР, Россия, Перу, Индонезия, Канада, Гана, Узбекистан) приходится 2/3 мировой добычи золота [9]. И если при среднемировых затратах (включая амортизацию) в 2011 г. в $1044 на добычу одной тройской унции золота мировая среднегодовая цена в $1,572 не выглядит заоблачной, то при цене в $8000, а тем более $20 000, вряд ли можно говорить об отсутствии сеньоража [15].
Политико-правовой аспект
Правовой основой современной мировой валютной системы является IV статья «Обязательства в отношении валютного режима» Соглашения МВФ с поправкой, вступившей в силу 1 апреля 1978 года в результате изменений, утвержденных резолюцией Совета управляющих № 31-4 от 30 апреля 1976 года. Подпункт (Ь) раздела 2 «Общий валютный режим» определяет следующие возможные виды валютного режима: «(i) поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства-члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота, (ii) режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов, (ш) иные формы валютного режима по выбору государства-члена» [10, с. 6]. Иными словами, Соглашение МВФ содержит прямой запрет на использование золота, как эталона стоимости валют государств - членов МВФ. Чтобы ввести золотой стандарт в глобальном или региональном масштабе, или в пределах отдельной страны, надо либо изменить редакцию этой статьи, либо выйти из числа государств-членов МВФ. Подпункт (с) этой же статьи определяет, что ее редакция может быть изменена большинством в 85 % от общего числа голосов государств- членов МВФ. Учитывая то, что США даже после реформы квот 2010 года, будет иметь 16,47 % голосов, это означает необходимость получения согласия США на изменение статьи ТУСоглашения МВФ и, соответственно, на восстановление золотого стандарта.
Аналогичная ситуация с формированием корзины СДР. Для изменения принципа оценки СДР либо для коренного изменения способа применения действующего принципа требуется большинство в 85 % от общего числа голосов (статья XV «Специальные права заимствования», раздел 2 «Оценка стоимости единицы специальных прав заимствования») [10, с. 44].
Какова же позиция США по восстановлению золотого стандарта? 22 июня 1981 года в соответствии с разделом 10(b) публичного закона 96-3 89 была создана Комиссия Конгресса США, получившая название Золотой (Gold Commission), с задачей «провести исследование, дать оценки и выработать рекомендаций в отношении политики Правительство США о роли золота в национальных и международных денежных системах» [19, с. 1].
Комиссия состояла из 16 членов (трех сенаторов, четырех конгрессменов, трех членов Совета управляющих ФРС, председателя и одного из членов Совета экономических консультантов при президенте и четырех представителей деловых и научных кругов, включая известного инвестора, историка и экономиста Льюиса
Э. Лермана, автора книги The Case for Gold). Председателем комиссии стал министр финансов Дональд Томас Риган (Donald Thomas
Regan). Комиссия начала работу 16 июля 1981 года и представила свой доклад Конгрессу 31 марта 1982 года. Доклад состоит из двух томов общим объемом свыше 200 страниц и кроме рекомендаций комиссии содержит богатый фактический и статистический материал. 6-й раздел рекомендаций касается международной валютной системы. Большинством голосов (два конгрессмена и Льюис Э. Лерман голосовали против) была принята Рекомендация 1 (Раздел 6), в которой предлагалась ничего не менять в существующей системе гибких обменных валютных курсов и «использовании золота в работе нынешних механизмов обменного курса» [19, с. 20]. Нерешенность проблемы конвертируемости в золото огромного количества долларов, распространившихся по всему миру, была названа в качестве главного аргумента против реставрации международного золотого стандарта. Кроме того, комиссия сослалась на отсутствие видимого между нар одного интереса к восстановлению золотого стандарта, более того, отмечался тот факт, что многие зарубежные официальные лица высказываются против золотого стандарта. С той поры ни одна из названных причин не была устранена, так что позиция США по поводу реставрации золотого стандарта вряд ли изменится.
Золото как глобальный резервный актив
Официальные золотые резервы стран мира мало изменились после отмены золотого стандарта. В 1971 г они составляли 36 575 тонн, а через 40 лет после демонетизации золота - 31 230 (2011 г.), уменьшившись всего на 15 % [15]. Достигнув своего исторического минимума в первом квартале 2009 года, в условиях кризиса доверия к основным резервным валютам они выросли до 31 283 в 1 -м квартале 2012 года, увеличившись всего на 4,4 %. Никакого массового бегства к золоту в условиях мирового финансового кризиса среди Центробанков стран мира пока не наблюдается. Среди стран со значительными золотыми резервами существенные изменения с 2000 года произошли в золотых запасах Швейцарии, уменьшились с 2590 до!040 тонн и Великобритании с 588 до 310 тонн, а Канада практически ликвидировала золотой запас, уменьшив его с 46 тонн до 3,5 тонн. Свои резервы нарастили Китай, увеличив их с 395 до 1054 тонн, Индия с 358 до 558 тонн и Россия с 423 до 896 тонн. Мировым лидером по золотым запасам остаются США, золотой запас которых после августа 1971 года изменился незначительно (1971 г.-8584 т, 2011 г. - 8133 т) [15].
Использование золота в качестве резервного актива не противоречит современной системе международного финансового права и Соглашению МВФ. Статья VTII, «Общие обязательства государств-членов» в разделе 7 «Обязательство сотрудничать в области политики по отношению к резервным активам» обязывает государства-члены сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами в целях превращения специальных прав заимствования в основной резервный актив международной валютной системы. Кроме того, политика государств-членов по отношению к резервным активам не должна противоречить задачам совершенствования международного надзора за состоянием международной ликвидности. [10, с. 28]. Никакого запрета на использование золота в качестве резервного актива нет.
Более того, в Вашингтонском соглашении, заключенном 26 сентября 1999 года 15-ю европейскими центральными банками и продлеваемом каждые пять лет, прямо говорится о том, что «золото остается важным элементом глобальных валютных резервов» [13]. Соглашением также предусматривался ежегодный потолок продаж золота банками-участника- ми в 400 тонн (2000 тонн в течение пяти лет). США, Япония, Австралия и МВФ заявили о намерениях следовать «духу соглашения». И в последнем третьем соглашении, вступившем в силу 27 сентября 2011 года, отдельным пунктом было указано, что потолок в 400 тонн и 2000 тонн включает в себя 403,3 тонны золота МВФ, решение о продаже которых было принято 18 сентября Исполнительным советом Фонда.
Некоторыми экспертами вносится предложение о целесообразности в Соглашении МВФ «подтвердить статус золота как международного резервного актива и принципы регулирования операций с золотом центральных банков в соответствии с действующим Вашингтонским соглашением о золоте» [4, с. 36]. На наш взгляд, острой необходимости во внесении таких изменений в Соглашение МВФ нет, принципиально они ничего не изменят, а сложившееся статус-кво устраивает всех
Заключение
Мировая валютная система играет неотъемлемую роль в развитии воспроизводственных процессов, способствует сопровождению глобализации и интеграции стран в мировое финансовое пространство. Более того, мировая валютная система должна отвечать требованиям и интересам ее участников. Современное состояние мировой валютной системы говорит о том, что назревает необходимость в ее реформировании.
Возврат международной валютной системы к золотому стандарту невозможен как в силу экономических причин, так и учитывая политико-правовые реалии. Решения по изменению роли золота в международной валютной системе принимаются большинством в 85 % голосов, а США и страны ЕС, которые сейчас стали основными эмиссионными центрами, обладают возможностью блокирования кардинальных реформаторских решений в рамках МВФ. Они не дадут согласия на возврат золоту функций мировой валюты, так как это ограничит их возможности в использовании ресурсов мировых валютно-финансовых рынков. Статус же золота в качестве глобального валютного актива не стоит переоценивать. Золото - самая консервативная часть резервных активов, которая сохраняется большинством государств на случай катастрофического сценария развития международной валютно-финансовой системы. Управлять золотыми резервами достаточно проблематично, так как поставки значительных партий золота на мировой рынок могут вызвать обвал его цены и резко снизить ожидаемую выручку. Украина могла бы выступить с инициативой предоставления государствам - членам МВФ права покупать СДР за золото, что упростило бы управление золотыми резервами, активизировало бы их использование и привлекло в мировую финансовую систему дополнительные ресурсы. При этом надо иметь в виду, что для принятия такого решения необходимо достичь консенсуса среди ключевых государств - членов МВФ.