Файл: Законность и правопорядок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы работы состоит в том, что законность и правопорядок - являются объектом пристального внимания ученых - юристов. В результате чего, в теории государства и права сложилась две отдельные категории: «законность», в рамках которой существуют различные определения данного явления и «правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.

В юридической литературе нет единого мнения о трактовке данных правовых категорий, существует несколько определений и рассуждений о законности и правопорядке.

В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой - их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Действительно, эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.

Правопорядок и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок.

Существование законности и правопорядка не мыслимо без демократии. От того, в какой степени в демократическом государстве исполняются законы и насколько строгим является правопорядок, зависит дальнейшее развитие современной цивилизованной демократической страны.

Однако недостаточно просто провозгласить законность и правопорядок, мало издать хорошие законы - необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности и эффективности. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержания должного правопорядка в общества, так как автоматически, само собой это не происходит.


Цель данной работы – охарактеризовать законность и правопорядок.

Задачи работы:

1) раскрыть понятие и признаки законности;

2) охарактеризовать понятие и функции правопорядка;

3) проанализировать понятие и виды гарантий законности и правопорядка;

4) рассмотреть соотношение законности, правопорядка и демократии.

Научную основу работы составляют труды ученых: Н.Г.Александрова, М.В. Баглая, В.В. Борисова, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, В.М. Горшенева, В.М. Корельского, В.В. Лазарева, Н.С. Малеина, Н.И. Матузова, А.В. Малько, В.Г. Стрекозова и др.

Практическое значение представленной работы состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения по соблюдению законности правопорядка в обществе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и четырех пунктов, заключения, списка использованных правовых актов и литературы.

Глава 1. Понятие законности и правопорядка

1.1. Понятие и признаки законности

В юридической литературе даются различные определения понятия «законность». Чаще всего подчеркивается, что законность представляет собой строгое и неуклонное исполнение всеми субъектами права дей­ствующего законодательства. В этом определении акцент делается на исполнении законов и других актов и игнорируется содержание послед­них. Между тем законы и другие акты могут быть неправовыми, в то время как они должны воплощать важнейшие человеческие ценнос­ти - идеи справедливости, свободы человека, равноправия людей. Следовательно, законность предполагает оценку содержания закона и других актов. Иначе говоря, не должно быть слепого следования закону независимо от его содержания (проф. Н.В. Витрук[1]).

В настоящее время законность трактуется в трех аспектах как:

1. Принцип государственно-правовой жизни, что означает закреп­ление законности в качестве основополагающего общеправового на­чала жизни общества. Требование соблюдения и исполнения закона обращено в равной мере ко всем субъектам правового общения - на­селению, государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам.


2. Метод государственного руководства обществом, предполагаю­щий, что государство осуществляет свои функции, прежде всего правовыми средствами и в правовых формах. При этом методе функцио­нирования законности необходимо наличие трех условий: развитое законодательство; его реализуемость и исполнимость; наличие специ­альных органов контроля за реализацией правовых предписаний.

3. Режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установление правовых отношений между государственной властью и личностью[2].

Режим законности означает также распространение ее требований на все сферы жизни,

В юридической литературе к числу дискуссионных относится во­прос о законности требования исполнения и соблюдения абсолютно всех нормативных правовых актов или речь может идти только о за­конах.

По мнению ряда ученых, понимание законности как исполнение всех нормативных правовых актов, всех норм права объективно принижает значение и престиж закона в системе законодательства госу­дарства. Закон обладает такими свойствами, которые присущи только ему и сообщают закону высшую юридическую силу и высшую ступень в иерархии актов. Поэтому и проф. М.С. Строгович, и проф. Н.В. Витрук полагают, что законность - это требование исполнения зако­на и только закона[3].

Дискуссионен в науке вопрос и об определении субъектов закон­ности, т.е. являются ли субъектами законности все субъекты права или только должностные лица. В свое время известный отечественный юрист Н.Г. Александров[4] полагал, что нельзя ставить в один ряд нарушение обязанности соблю­дать закон гражданами и должностными лицами. Требование соблю­дения законности относится в первую очередь к должностным лицам. Несоблюдение же норм права гражданами означает совершение ими правонарушения (за что они несут юридическую ответственность), а не нарушение законности. Аналогичной позиции придерживался тео­ретик права В.М. Горшенев[5], а ныне - Н.В. Витрук. По мнению последнего, нельзя по общественной опасности сравнивать несоблюдение законов со стороны граждан и должностного лица.

Против этой позиции возражал в свое время проф. М.С. Строгович[6], а ныне - проф. В.В. Лазарев[7], считая, что принцип законности является всеобщим и распространяет свое действие и свои требования на всех.


С этой позицией можно согласиться, однако следует иметь в виду, что должностные лица являются представителями государства, рабо­тают в государственном аппарате на профессиональной основе, поэ­тому на них лежит в первую очередь обязанность следить за соблюде­нием законности и самим исполнять закон. Но исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, видимо, было бы неправиль­ным считать неисполнение закона гражданином правонарушением, а должностным лицом - нарушением законности.

Итак, в общей теории права сложилось узкое и широкое понима­ние законности. Узкое понятие законности означает требование со­блюдать и исполнять только законы государства, а широкое - любые действующие нормативные правовые акты. Существуют и определения законности, которые раскрывают более подробно данное поня­тие. Например, проф. В.И. Гойман определяет законность как такое состояние общественной жизни, которое характеризуется верховенством правового закона, безусловным исполнением его требований всеми субъектами права, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление ею своих прав и свобод.

Автор главы о законности в учебнике «Теория государства и права» под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько[8] определяет законность как по­литико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствова­ния государственно-правовой формы организации общества и реали­зации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

Таким образом, законность представляет собой многоплановое явление. Многочисленные определения раскрывают различные аспекты законности: принцип деятельности государственных органов, своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, а также строгое требование соблюдения законов.

Под законностью условимся понимать строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами.

Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность. По тому, какова она (строгая, формальная и т.п.), можно судить о состоянии режима законности.

В демократическом государстве все равны перед законом и поэтому подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.


Законность в свою очередь служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций; обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должных демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой характер взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона. Обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне. Юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта.

В законах всегда воплощалась, воплощается и будет воплощаться определенная политика господствующих сил, требование точного и неуклонного соблюдения законов будет расцениваться как требование соответствующей политики. Нельзя обсуждать принятие законов и их выполнение без обсуждения политической линии, которая их освещала. В интерпретации связей политики, права и законности необходим конкретно-исторический подход.

При характеристике содержания законности неизбежно встает вопрос: означает ли законность требование соблюдения только закона или также и других нормативных актов? Здесь необходимо помнить, что законодательство понимается в широком (совокупность всех нормативных актов) и в узком смыслах (совокупность только законов). Представляется, что более оптимальным может быть следующий подход к этому понятию. Законодательство России - это совокупность всех нормативных актов. Федеральное законодательство - это совокупность нормативных актов, издаваемых федеральными органами власти. Законодательство субъектов Федерации - это нормативные акты органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Законность требует исполнения законов, но не только их. Если орган власти принимает подзаконный нормативный акт в соответствии с законом, на его основе, и не выходит за рамки законных полномочий, то это одно из требований законности. При таком положении дел законность требует соблюдения и исполнения, в том числе и подзаконного нормативного акта[9].

Посредством законов всех вопросов не решить, все отношения не урегулировать. Правительственные акты, некоторые приказы и инструкции ведомств сохранят свое позитивное значение, если они не будут подменять закон, обходить его или расходиться с ним. Такое возможно при наведении должного порядка в разработке и принятии подзаконных нормативных актов, контроле над ними со стороны компетентных органов.