Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
Необходимым условием правоотношений, возникающих в сфере частного права, государство признает их строгое соответствие требованиям закона, действующего законодательства. Поэтому в правопорядок не могут входить: 1) преступления и иные правонарушения, грубо посягающие на права и свободы других лиц; 2) действия, которые формально соответствуют требованиям норм права, но совершаются с целью противной основам правопорядка или нравственности; 3) правоотношения, совершаемые лишь для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия; 4) правоотношения, совершаемые с целью прикрыть другие правоотношения; 5) правоотношения, возникновение которых стало возможным вследствие заблуждения одной из сторон или под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжких обстоятельств[15].
Исходя из вышеизложенного выделяют три основные функции правопорядка.
Первая функция - взаимодействие с внешней средой, упорядочение, упрочение и стабилизация тех больших систем, составным элементом которых он является. Правопорядок функционирует в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого ее участника в отдельности должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.
В окружающей социальной среде особенно сильное влияние на правопорядок оказывают экономические, политические, культурные и иные факторы. Правовой порядок испытывает на себе решающее влияние среды и в свою очередь активно влияет на нее. Он не только приспосабливается к реальности, но и выступает правовой основой демократии, политической, государственной системы, он упорядочивает важнейшие государственные связи и отношения.
Вторая функция - упрочение внутренних связей и отношений. Эта функция направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей, она призвана свести различные уровни упорядоченности в единую систему. Внутренние аспекты функции многообразны: субординация и иерархическая соподчиненность, свойства и состояния субъектов, программа их поведения и функционирования; правовые отношения, процессы, связи во времени и пространстве, корреляционные взаимодействия прав и обязанностей субъектов.
Данная функция определяет автономное поведение системы, сущностные признаки. От нее зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, что в конечном счете обусловливает обособленность качественной определенности правопорядка как правового состояния системы правовых отношений и связей.
Третья функция - самосохранение и совершенствование правопорядка. Эта деятельность направлена «на себя» как на целостное образование, позволяющее сохранить свою самостоятельность. Устойчивость системы обеспечивается ее собственными функциями. Правопорядок действует во внешней среде. Общество, государственная власть, режим демократии и т.д. оказывают на него активное влияние стимулирующего и угнетающего характера, упрочивающего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к полной его неприспособленности, придать правовую форму произвола и беззакония.
Социальная среда, в которую входит и правопорядок, обязана его поддерживать и укреплять путем совершенствования законов, упрочения дисциплины и организованности, улучшения правовой деятельности правоохранительных органов, судебной системы, прокурорского надзора и т.д. Но она может и разрушать его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпированностью, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, правовым невежеством и т.п. Правопорядок противостоит этим негативным явлениям и должен постоянно укрепляться, сохраняя свои позитивные цели и функции. Это обусловливает деятельность каждого звена системы, особенно ведущих структур, постоянно заниматься совершенствованием как единственным средством выживания и развития. Основная тяжесть по выполнению данной функции ложится на юрисдикционные органы государства - субъекты правопорядка.
Таким образом, правопорядок представляет собой систему правоотношений, обеспечивающих подготовку и принятие норм права, соответствующих конституции страны, ее законам и исключающим подмену норм права государственным произволом, а также систему правоотношений, которая возникает и развивается в строгом соответствии с нормами права и обеспечивает реализацию целей правого регулирования.
Глава 2. Гарантии законности и правопорядка
2.1. Понятие и виды гарантий законности и правопорядка
Под гарантиями законности и правопорядка понимаются объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка. Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе, ибо автоматически, само собой все это не происходит. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.
В соответствии с этим гарантии законности принято делить на общие и специальные, или юридические. К общим относятся: экономические, политические, идеологические, общественные, организационные; к специальным (юридическим): прокурорский надзор, правосудие, контрольная деятельность органов власти и управления, юридическая ответственность, институт жалоб и заявлений граждан и др. Раскроем кратко каждый из этих видов.
Экономические гарантии. Суть данных гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка. Причем воздействие экономических факторов может быть как позитивным, так и негативным. Благополучие в экономике соответственно создает благоприятные условия и объективную заинтересованность всех субъектов права в соблюдении законов и законности; укрепляет правопорядок, дисциплину, организованность. Напротив, экономический кризис порождает кризисные явления в других областях, в том числе правоисполнительной. Как правило, это сопровождается ростом преступности. Многие права и законные интересы граждан не могут быть реализованы, остаются на бумаге, особенно в социальной сфере. Пример тому - нынешняя ситуация в России[16].
Политические гарантии. Под названным видом гарантий понимается степень политической стабильности в обществе, четкая работа всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных и региональных), нахождение их в конституционном поле. Все это создает необходимый гражданский мир и согласие между различными политическими субъектами, оздоровляюще действует на общую социальную атмосферу в стране. Сильная, авторитетная, легитимная власть - важнейшее условие эффективного функционирования юридической системы, упрочения законности и правопорядка, защищенности личности. Напротив, политическая конфронтация, противостояние не могут способствовать достижению указанных целей.
Идеологические гарантии. Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.
Общественные гарантии. Имеется в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика и недооценивать ее было бы неправильно.
Организационные гарантии. Под ними разумеется повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.
Что касается специальных, или юридических, гарантий, то они более конкретны и самоочевидны, чем общие, и поэтому вряд ли нуждаются в пространных объяснениях. Прокуратура, выполняя свою прямую функцию и назначение, осуществляет надзор за соблюдением всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих случаях уголовные дела, опротестовывает противозаконные акты.
Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают справедливость. Органы государственной власти и управления создают необходимые условия для реализации россиянами своих прав и законных интересов.
Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности[17].
Таким образом, законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга. Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество порядка: в деятельности государства осуществляется принцип разделения властей; в общественной жизни реально воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права; интересы субъектов права находятся под надежной охраной государства; государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов.
2.2. Соотношение законности, правопорядка и демократии
В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось, и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе, они абсолютно ничего не значат.
Если законность выступает как причина, то правопорядок следствие.
Если при анализе законности имеем дело, прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка - с состояниями и их качеством,
Если право, законы выступают как возможность регулирования общественных отношений, то законность - реальность их реализации, а правопорядок - осуществленность, действительность. Если законность выступает качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она выступает одним из существенных проявлений состояния.
Каждая из форм проявления законности имеет свои определенные последствия. Их нельзя включать в понятие законности, как нельзя смешивать причину и следствие. Требования законности в нормотворческом процессе обусловливают стройную и разветвленную систему демократического и справедливого законодательства, право. Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивают правовой порядок. Поэтому правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах. Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое обусловливает все существенные характеристики правопорядка как свойства и состояния общественной жизни.
Законность обеспечивает общеобязательность права, а правопорядок – результат такого обеспечения. Правопорядок, являясь венцом, итоговым результатом действия права, как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (правозаконность – законность – правопорядок).