Файл: Законность и правопорядок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимым условием правоотношений, возникающих в сфере частного права, государство признает их строгое соответ­ствие требованиям закона, действующего законодательства. По­этому в правопорядок не могут входить: 1) преступления и иные правонарушения, грубо посягающие на права и свободы других лиц; 2) действия, которые формально соответствуют требовани­ям норм права, но совершаются с целью противной основам правопорядка или нравственности; 3) правоотношения, совершаемые лишь для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия; 4) правоотношения, совершаемые с целью прикрыть другие правоотношения; 5) правоотношения, возникновение которых стало возможным вследствие заблужде­ния одной из сторон или под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжких обстоятельств[15].

Исходя из вышеизложенного выделяют три основные функции правопо­рядка.

Первая функция - взаимодействие с внешней средой, упорядоче­ние, упрочение и стабилизация тех больших систем, составным элемен­том которых он является. Правопорядок функционирует в определен­ных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Пове­дение системы в целом и каждого ее участника в отдельности должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.

В окружающей социальной среде особенно сильное влияние на пра­вопорядок оказывают экономические, политические, культурные и иные факторы. Правовой порядок испытывает на себе решающее вли­яние среды и в свою очередь активно влияет на нее. Он не только приспосабливается к реальности, но и выступает правовой основой демократии, политической, государственной системы, он упорядочива­ет важнейшие государственные связи и отношения.

Вторая функция - упрочение внутренних связей и отношений. Эта функция направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей, она призвана свести различные уровни упорядоченности в единую систему. Внутренние аспекты функции многообразны: субординация и иерархическая соподчиненность, свой­ства и состояния субъектов, программа их поведения и функциониро­вания; правовые отношения, процессы, связи во времени и пространст­ве, корреляционные взаимодействия прав и обязанностей субъектов.

Данная функция определяет автономное поведение системы, сущ­ностные признаки. От нее зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, что в конечном счете обусловливает обособленность качественной оп­ределенности правопорядка как правового состояния системы право­вых отношений и связей.


Третья функция - самосохранение и совершенствование право­порядка. Эта деятельность направлена «на себя» как на целостное образование, позволяющее сохранить свою самостоятельность. Устой­чивость системы обеспечивается ее собственными функциями. Пра­вопорядок действует во внешней среде. Общество, государственная власть, режим демократии и т.д. оказывают на него активное влияние стимулирующего и угнетающего характера, упрочивающего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к полной его неприспособленности, придать правовую форму произвола и беззакония.

Социальная среда, в которую входит и правопорядок, обязана его поддерживать и укреплять путем совершенствования законов, упроче­ния дисциплины и организованности, улучшения правовой деятель­ности правоохранительных органов, судебной системы, прокурорского надзора и т.д. Но она может и разрушать его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпи­рованностью, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, право­вым невежеством и т.п. Правопорядок противостоит этим негативным явлениям и должен постоянно укрепляться, сохраняя свои позитивные цели и функции. Это обусловливает деятельность каждого звена сис­темы, особенно ведущих структур, постоянно заниматься совершенст­вованием как единственным средством выживания и развития. Основ­ная тяжесть по выполнению данной функции ложится на юрисдикционные органы государства - субъекты правопорядка.

Таким образом, правопорядок представляет собой систему правоотношений, обеспечивающих подготовку и принятие норм права, соответствующих конституции страны, ее законам и ис­ключающим подмену норм права государственным произволом, а также систему правоотношений, которая возникает и развивается в строгом соответствии с нормами права и обеспечивает реализа­цию целей правого регулирования.

Глава 2. Гарантии законности и правопорядка

2.1. Понятие и виды гарантий законности и правопорядка

Под гарантиями законности и правопорядка понимаются объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка. Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе, ибо автоматически, само собой все это не происходит. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.


В соответствии с этим гарантии законности принято делить на общие и специальные, или юридические. К общим относятся: экономические, политические, идеологические, общественные, организационные; к специальным (юридическим): прокурорский надзор, правосудие, контрольная деятельность органов власти и управления, юридическая ответственность, институт жалоб и заявлений граждан и др. Раскроем кратко каждый из этих видов.

Экономические гарантии. Суть данных гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка. Причем воздействие экономических факторов может быть как позитивным, так и негативным. Благополучие в экономике соответственно создает благоприятные условия и объективную заинтересованность всех субъектов права в соблюдении законов и законности; укрепляет правопорядок, дисциплину, организованность. Напротив, экономический кризис порождает кризисные явления в других областях, в том числе правоисполнительной. Как правило, это сопровождается ростом преступности. Многие права и законные интересы граждан не могут быть реализованы, остаются на бумаге, особенно в социальной сфере. Пример тому - нынешняя ситуация в России[16].

Политические гарантии. Под названным видом гарантий понимается степень политической стабильности в обществе, четкая работа всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных и региональных), нахождение их в конституционном поле. Все это создает необходимый гражданский мир и согласие между различными политическими субъектами, оздоровляюще действует на общую социальную атмосферу в стране. Сильная, авторитетная, легитимная власть - важнейшее условие эффективного функционирования юридической системы, упрочения законности и правопорядка, защищенности личности. Напротив, политическая конфронтация, противостояние не могут способствовать достижению указанных целей.

Идеологические гарантии. Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.


Общественные гарантии. Имеется в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика и недооценивать ее было бы неправильно.

Организационные гарантии. Под ними разумеется повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.

Что касается специальных, или юридических, гарантий, то они более конкретны и самоочевидны, чем общие, и поэтому вряд ли нуждаются в пространных объяснениях. Прокуратура, выполняя свою прямую функцию и назначение, осуществляет надзор за соблюдением всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих случаях уголовные дела, опротестовывает противозаконные акты.

Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают справедливость. Органы государственной власти и управления создают необходимые условия для реализации россиянами своих прав и законных интересов.

Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности[17].

Таким образом, законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга. Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество порядка: в деятельности государства осуществляется принцип разделения властей; в общественной жизни реально воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права; интересы субъектов права находятся под надежной охраной государства; государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов.


2.2. Соотношение законности, правопорядка и демократии

В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось, и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе, они абсолютно ничего не значат.

Если законность выступает как причина, то правопорядок следствие.

Если при анализе законности имеем дело, прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка - с состояниями и их качеством,

Если право, законы выступают как возможность регулирования общественных отношений, то законность - реальность их реализации, а правопорядок - осуществленность, действительность. Если законность выступает качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она выступает одним из существенных проявлений состояния.

Каждая из форм проявления законности имеет свои определенные последствия. Их нельзя включать в понятие законности, как нельзя смешивать причину и следствие. Требования законности в нормотворческом процессе обусловливают стройную и разветвленную систему демократического и справедливого законодательства, право. Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивают правовой порядок. Поэтому правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах. Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое обусловливает все существенные характеристики правопорядка как свойства и состояния общественной жизни.

Законность обеспечивает общеобязательность права, а правопорядок – результат такого обеспечения. Правопорядок, являясь венцом, итоговым результатом действия права, как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (правозаконность – законность – правопорядок).