Файл: Законность и правопорядок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В уяснении режима законности важная роль принадлежит понятиям «субъект законности» и «объект законности». В отличие от субъектов законотворчества (правотворчества) субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица. Ими оказываются на равных правах граждане и их общественные (негосударственные) формирования. Это все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане могут предъявить такие требования к должностным лицам и органам управления даже через суд. Субъектами законности оказываются все носители субъективных прав, а также те должностные лица и органы государства, на ком лежит такая специальная обязанность. Но есть и иное мнение.

По мнению Н.В. Витрука, «субъектами социалистической законности являлись государственные органы, общественные организации, должностные лица. Социалистическая законность полностью зависела от правомерной деятельности государственных органов и общественных организаций, их должностных лиц, наделенных властными полномочиями. Гражданам отводилась другая роль: они могли участвовать в выявлении нарушений законности, способствовать ее обеспечению, упрочению[10].

Законность связывалась с воплощением принципов объективных закономерностей общественного развития в процессе правотворчества и правореализации. Поэтому не всякое правонарушение являлось нарушением законности. Например, нарушения ведомственных норм, не конкретизирующих норм конституций и других законов, т.е. несущественные нарушения норм материального и процессуального права, содержащихся в ведомственных актах; преступления и другие правонарушения, совершенные сотрудниками органов внутренних дел (равно и другими должностными лицами) вне связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; нарушения служебной дисциплины; нарушения норм коммунистической морали.

Основная роль в процессе обеспечения законности принадлежит государству. Здесь уместно процитировать слова президента США Франклина Делано Рузвельта, сказанные им в период выхода страны из великой депрессии (1934 год). «Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на «больные мозоли» и будем наступать на них впредь. Но это «мозоли» тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе, коротким путем - за счет общего блага»[11].


Объектом законности (как совокупности соответствующих требований) является поведение (сознание, воля, поступок) юридически обязанных лиц.

К элементам содержания категории «законность» относятся:

1. Совокупность идей, взглядов и принципов. Они составляют тео­ретико-методологическое содержание, мировоззренческую основу тео­рии законности, посредством которых осуществляется объединение смысла и назначение данной категории в системе правовых явлений.

2. Системообразующее требование строгого и неуклонного соблю­дения и исполнения действующего законодательства, выражающее цели и потребности государственного и общественного развития.

3. Цель - формирование правового государства и движение к состо­янию правомерности. Она достигается в процессе реализации требования точного соблюдения действующего законодательства.

4. Нормативная основа законности - право, без которого она немыслима.

5. Мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности. Данный элемент является связующим звеном во всей теоретической конструкции. Именно посредством целенаправленного поведения субъектов общественных отношений происходит материализация идей законности.

6. Средства, способы, приемы претворения в жизнь идей и принципов законности.

На основе всех этих элементов можно сформулировать существенные признаки законности:

Во-первых, важнейшей чертой законности является её всеобщность.

Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является граждане государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно.

Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободной деятельности. Обеспечение всеобщности соблюдение правовых предписаний - задачи государства и его органов.
Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надёжно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане внегосударственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.


Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц и определённых социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоёв населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может идти речи о законности.

Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов: - совершенного, чётко отработанного законодательства, отвечающего потребностями - полный и безусловной реализацией предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

1.2. Понятие и функции правопорядка

Правомерное поведение граждан в своей совокупности, сис­теме образует новое правовое явление - правовой порядок. Эта система отношений складывается на основе и в соответствии с нормами права, является такой, какой ее желало видеть госу­дарство, его органы, принимая законы и иные нормативно-правовые акты.

Если содержание правопорядка образуют правовые отноше­ния, то действующие нормы права образуют его нормативную основу. Правопорядок предстает как совокупный итоговый результат действия механизма правового регулирования, его двух компонентов - механизма правотворчества и механизма реализации норм права. Поскольку не все принятые нормы права реализуются в конкретных правоотношениях, то правопорядок является надежным критерием способности государства осозна­вать специфику конкретно-исторических условий существова­ния общества, его потребности и интересы и осуществлять эффективное регулирование общественных отношений. При этом в правопорядке надлежит выделять три основных компонента: правопорядок в сфере правотворчества, правопорядок в сфере деятельности органов исполнительной власти и правопорядок в сфере частного права[12].

Правопорядок в сфере правотворческой деятельности госу­дарства закладывает основы правопорядка в обществе. Не мо­жет быть порядка там, где правотворчество осуществляется произвольно, без возведения этой важнейшей деятельности в строго установленные Конституцией и законом рамки. Под ви­дом права государство при определенных условиях может творить и произвол, вводить необоснованные ограничения в реали­зации прав и свобод граждан, устанавливать авторитарный или тоталитарный режимы. Ясно, что основанные на таких нормах отношения не могут признаваться как правопорядок. Неукоснительное следование, соответствие нормам права, которые сами являют произвол, нечто прямо противоположное праву, означа­ет продолжение и развитие законодательного произвола в сис­теме конкретных отношений, возникающих между гражданами и иными лицами.


Юридической основой правопорядка, следовательно, высту­пают не любые общеобязательные властные веления государст­ва, а лишь нормы, правильно отражающие происходящие в об­ществе процессы, явления и способствующие прогрессивному развитию общества, созданию необходимых условий для реализации прав и свобод граждан. Конечно, проблема отличения подлинных норм права от произвола является достаточно слож­ной. Не всегда точно и однозначно можно установить, где име­ется произвол, а где право. Однако, нормы, которые грубо на­рушают элементарные права человека и представляют собой бесспорный произвол, равно как и основанные на них отноше­ния должны быть исключены из сферы правопорядка.

Не могут входить в нормативную основу правопорядка и нормы права, принятые с нарушением правил правотворческой деятельности. Во всех случаях, когда государственный орган не соблюдает закрепленный Конституцией РФ[13], иными нормативно-правовыми актами порядок правотворчества, будь то принятие акта по вопросам, выходящим за пределы его нормотворческой компетенции или нарушение какой-либо необходимой правотворческой процедуры, его действия являются разновид­ностью правонарушений. Также правотворческие действия и созданный ими результат лежат за пределами правопорядка и его правовой основы.

Таким образом, правопорядок в сфере правотворческой дея­тельности образуют отношения в процессе подготовки и приня­тия нормативно-правых актов, соответствующих Конституции РФ и федеральным законам и исключающих подмену норм пра­ва государственным произволом.

Правопорядок в сфере деятельности органов исполнительной власти и суда представляет собой систему общественных отно­шений, которая складывается в процессе исполнения названны­ми органами законов и иных нормативно-правовых актов. За пределами правопорядка остаются отношения, которые не соответствуют нормам права, в том числе: 1) отношения, которые официально были признаны правонарушением, а допустившие их лица привлечены к ответственности; 2) отношения, результа­ты которых в виде действий и решений, признаны несоответствующими закону и отменены[14].

Вполне правомерно возникает вопрос, какие отношения в этой сфере считать правонарушениями - те, что выявлены и официально признаны таковыми, или же все отношения, не со­ответствующие требованиям норм права (и те, что выявлены, и те, что формально признаются правомерными)?


Правонарушения в сфере деятельности органов исполни­тельной власти и правосудия носят латентный характер и выяв­ляются далеко не всегда. Ни одному государству пока что не удавалось раскрыть всех фактов коррупции государственных служащих, злоупотребления ими служебным положением, не говоря уже о таких «мелочах», как бюрократизм или волокита, формальное отношение к делу и правам граждан. Поэтому ориентация только на результаты официально выявленных право­нарушений в этой сфере не позволяет адекватно определить со­держание правопорядка. В него попадает значительная часть правоотношений в сфере деятельности органов исполнительной власти и правосудия, которые являются правомерными лишь формально, а не по своему непосредственному содержанию.

Между тем, правопорядок в сфере деятельности органов исполнительной власти и. правосудия может состоять только из отношений правомерных как по содержанию, так и по форме.

Этот принцип последовательно проводится во всех законах, регламентирующих порядок рассмотрения жалоб и заявлений граждан на действия и решения органов исполнительной власти и правосудия. В частности, основанием для отмены решения су­дов по гражданским делам выступают не только факты непра­вильного применения норм материального или процессуального закона, но и нарушения порядка рассмотрения дела, в том числе отсутствие протокола судебного заседания, подписи одного из судей, нарушение правил тайны совещания судей и др.

Таким образом, из правопорядка в сфере деятельности орга­нов исполнительной власти и правосудия подлежат исключению любые отношения, не соответствующие праву, как признанные правонарушениями официально, так и формально признавае­мые правомерными.

Следует признать, что система фактических правовых отно­шений в сфере деятельности органов исполнительной власти и правосудия может быть шире той совокупности правоотноше­ний, которые образуют содержание правопорядка. Правопоря­док представляет собой не просто систему отношений, основан­ную на праве, как это принято считать в юридической литерату­ре. Правопорядок есть система отношений, соответствующая праву и порождающая социально-полезный результат.

Правопорядок важен не сам по себе. Его юридическая и со­циальная ценность видится в получении социально-полезных результатов обществом, государством и гражданами от соблю­дения и исполнения действующих норм права. Особенно ярко это свойство, особенность правопорядка раскрывается в сфере правоотношений, возникающих на основе норм частного права. Гражданские, трудовые и иные правоотношения заключаются гражданами и юридическими лицами с целью удовлетворения их материальных или духовных интересов. Эти же цели в конеч­ном итоге преследует и государство, создавая систему норм ча­стного права. Ибо экономического и духовное процветание об­щества составляет основу деятельности и конечную цель госу­дарства.