Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
В уяснении режима законности важная роль принадлежит понятиям «субъект законности» и «объект законности». В отличие от субъектов законотворчества (правотворчества) субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица. Ими оказываются на равных правах граждане и их общественные (негосударственные) формирования. Это все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане могут предъявить такие требования к должностным лицам и органам управления даже через суд. Субъектами законности оказываются все носители субъективных прав, а также те должностные лица и органы государства, на ком лежит такая специальная обязанность. Но есть и иное мнение.
По мнению Н.В. Витрука, «субъектами социалистической законности являлись государственные органы, общественные организации, должностные лица. Социалистическая законность полностью зависела от правомерной деятельности государственных органов и общественных организаций, их должностных лиц, наделенных властными полномочиями. Гражданам отводилась другая роль: они могли участвовать в выявлении нарушений законности, способствовать ее обеспечению, упрочению[10].
Законность связывалась с воплощением принципов объективных закономерностей общественного развития в процессе правотворчества и правореализации. Поэтому не всякое правонарушение являлось нарушением законности. Например, нарушения ведомственных норм, не конкретизирующих норм конституций и других законов, т.е. несущественные нарушения норм материального и процессуального права, содержащихся в ведомственных актах; преступления и другие правонарушения, совершенные сотрудниками органов внутренних дел (равно и другими должностными лицами) вне связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; нарушения служебной дисциплины; нарушения норм коммунистической морали.
Основная роль в процессе обеспечения законности принадлежит государству. Здесь уместно процитировать слова президента США Франклина Делано Рузвельта, сказанные им в период выхода страны из великой депрессии (1934 год). «Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на «больные мозоли» и будем наступать на них впредь. Но это «мозоли» тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе, коротким путем - за счет общего блага»[11].
Объектом законности (как совокупности соответствующих требований) является поведение (сознание, воля, поступок) юридически обязанных лиц.
К элементам содержания категории «законность» относятся:
1. Совокупность идей, взглядов и принципов. Они составляют теоретико-методологическое содержание, мировоззренческую основу теории законности, посредством которых осуществляется объединение смысла и назначение данной категории в системе правовых явлений.
2. Системообразующее требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, выражающее цели и потребности государственного и общественного развития.
3. Цель - формирование правового государства и движение к состоянию правомерности. Она достигается в процессе реализации требования точного соблюдения действующего законодательства.
4. Нормативная основа законности - право, без которого она немыслима.
5. Мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности. Данный элемент является связующим звеном во всей теоретической конструкции. Именно посредством целенаправленного поведения субъектов общественных отношений происходит материализация идей законности.
6. Средства, способы, приемы претворения в жизнь идей и принципов законности.
На основе всех этих элементов можно сформулировать существенные признаки законности:
Во-первых, важнейшей чертой законности является её всеобщность.
Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является граждане государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.
Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно.
Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободной деятельности. Обеспечение всеобщности соблюдение правовых предписаний - задачи государства и его органов.
Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надёжно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане внегосударственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.
Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц и определённых социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоёв населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может идти речи о законности.
Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов: - совершенного, чётко отработанного законодательства, отвечающего потребностями - полный и безусловной реализацией предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.
1.2. Понятие и функции правопорядка
Правомерное поведение граждан в своей совокупности, системе образует новое правовое явление - правовой порядок. Эта система отношений складывается на основе и в соответствии с нормами права, является такой, какой ее желало видеть государство, его органы, принимая законы и иные нормативно-правовые акты.
Если содержание правопорядка образуют правовые отношения, то действующие нормы права образуют его нормативную основу. Правопорядок предстает как совокупный итоговый результат действия механизма правового регулирования, его двух компонентов - механизма правотворчества и механизма реализации норм права. Поскольку не все принятые нормы права реализуются в конкретных правоотношениях, то правопорядок является надежным критерием способности государства осознавать специфику конкретно-исторических условий существования общества, его потребности и интересы и осуществлять эффективное регулирование общественных отношений. При этом в правопорядке надлежит выделять три основных компонента: правопорядок в сфере правотворчества, правопорядок в сфере деятельности органов исполнительной власти и правопорядок в сфере частного права[12].
Правопорядок в сфере правотворческой деятельности государства закладывает основы правопорядка в обществе. Не может быть порядка там, где правотворчество осуществляется произвольно, без возведения этой важнейшей деятельности в строго установленные Конституцией и законом рамки. Под видом права государство при определенных условиях может творить и произвол, вводить необоснованные ограничения в реализации прав и свобод граждан, устанавливать авторитарный или тоталитарный режимы. Ясно, что основанные на таких нормах отношения не могут признаваться как правопорядок. Неукоснительное следование, соответствие нормам права, которые сами являют произвол, нечто прямо противоположное праву, означает продолжение и развитие законодательного произвола в системе конкретных отношений, возникающих между гражданами и иными лицами.
Юридической основой правопорядка, следовательно, выступают не любые общеобязательные властные веления государства, а лишь нормы, правильно отражающие происходящие в обществе процессы, явления и способствующие прогрессивному развитию общества, созданию необходимых условий для реализации прав и свобод граждан. Конечно, проблема отличения подлинных норм права от произвола является достаточно сложной. Не всегда точно и однозначно можно установить, где имеется произвол, а где право. Однако, нормы, которые грубо нарушают элементарные права человека и представляют собой бесспорный произвол, равно как и основанные на них отношения должны быть исключены из сферы правопорядка.
Не могут входить в нормативную основу правопорядка и нормы права, принятые с нарушением правил правотворческой деятельности. Во всех случаях, когда государственный орган не соблюдает закрепленный Конституцией РФ[13], иными нормативно-правовыми актами порядок правотворчества, будь то принятие акта по вопросам, выходящим за пределы его нормотворческой компетенции или нарушение какой-либо необходимой правотворческой процедуры, его действия являются разновидностью правонарушений. Также правотворческие действия и созданный ими результат лежат за пределами правопорядка и его правовой основы.
Таким образом, правопорядок в сфере правотворческой деятельности образуют отношения в процессе подготовки и принятия нормативно-правых актов, соответствующих Конституции РФ и федеральным законам и исключающих подмену норм права государственным произволом.
Правопорядок в сфере деятельности органов исполнительной власти и суда представляет собой систему общественных отношений, которая складывается в процессе исполнения названными органами законов и иных нормативно-правовых актов. За пределами правопорядка остаются отношения, которые не соответствуют нормам права, в том числе: 1) отношения, которые официально были признаны правонарушением, а допустившие их лица привлечены к ответственности; 2) отношения, результаты которых в виде действий и решений, признаны несоответствующими закону и отменены[14].
Вполне правомерно возникает вопрос, какие отношения в этой сфере считать правонарушениями - те, что выявлены и официально признаны таковыми, или же все отношения, не соответствующие требованиям норм права (и те, что выявлены, и те, что формально признаются правомерными)?
Правонарушения в сфере деятельности органов исполнительной власти и правосудия носят латентный характер и выявляются далеко не всегда. Ни одному государству пока что не удавалось раскрыть всех фактов коррупции государственных служащих, злоупотребления ими служебным положением, не говоря уже о таких «мелочах», как бюрократизм или волокита, формальное отношение к делу и правам граждан. Поэтому ориентация только на результаты официально выявленных правонарушений в этой сфере не позволяет адекватно определить содержание правопорядка. В него попадает значительная часть правоотношений в сфере деятельности органов исполнительной власти и правосудия, которые являются правомерными лишь формально, а не по своему непосредственному содержанию.
Между тем, правопорядок в сфере деятельности органов исполнительной власти и. правосудия может состоять только из отношений правомерных как по содержанию, так и по форме.
Этот принцип последовательно проводится во всех законах, регламентирующих порядок рассмотрения жалоб и заявлений граждан на действия и решения органов исполнительной власти и правосудия. В частности, основанием для отмены решения судов по гражданским делам выступают не только факты неправильного применения норм материального или процессуального закона, но и нарушения порядка рассмотрения дела, в том числе отсутствие протокола судебного заседания, подписи одного из судей, нарушение правил тайны совещания судей и др.
Таким образом, из правопорядка в сфере деятельности органов исполнительной власти и правосудия подлежат исключению любые отношения, не соответствующие праву, как признанные правонарушениями официально, так и формально признаваемые правомерными.
Следует признать, что система фактических правовых отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти и правосудия может быть шире той совокупности правоотношений, которые образуют содержание правопорядка. Правопорядок представляет собой не просто систему отношений, основанную на праве, как это принято считать в юридической литературе. Правопорядок есть система отношений, соответствующая праву и порождающая социально-полезный результат.
Правопорядок важен не сам по себе. Его юридическая и социальная ценность видится в получении социально-полезных результатов обществом, государством и гражданами от соблюдения и исполнения действующих норм права. Особенно ярко это свойство, особенность правопорядка раскрывается в сфере правоотношений, возникающих на основе норм частного права. Гражданские, трудовые и иные правоотношения заключаются гражданами и юридическими лицами с целью удовлетворения их материальных или духовных интересов. Эти же цели в конечном итоге преследует и государство, создавая систему норм частного права. Ибо экономического и духовное процветание общества составляет основу деятельности и конечную цель государства.