Файл: Особенности построения и функционирования бюджетных систем государств-участников Содружества Независимых Государств (Теоретические основы бюджетной системы страны).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы бюджетной системы страны
1.1 Создание и статус стран СНГ
1.2 Понятие и сущность государственного бюджета и бюджетной системы
Глава 2 Функционирование бюджетной системы стран СНГ
2.1 Принципы и классификацию бюджетной системы страны СНГ
2.2 Состав бюджетной системы стан СНГ
2.3 Принципы построения и классификация бюджетной системы стран СНГ
- консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь - консолидированный бюджет Республики Беларусь, бюджеты государственных внебюджетных фондов, средства от приносящей доходы деятельности (внебюджетные средства) бюджетных организаций.
Таким образом, главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства.
2.3 Принципы построения и классификация бюджетной системы стран СНГ
Бюджетная система стран участников СНГ основывается на принципах, определенных бюджетным законодательством государства: единства, полноты, реалистичности, транспарентности, последовательности, эффективности и результативности, приоритетности, ответственности, самостоятельности бюджетов.
Принцип единства - обеспечение применения единого бюджетного законодательства Республики Казахстан, в том числе использование единой бюджетной классификации, единых процедур осуществления бюджетного процесса на территории СНГ.
Принцип полноты означает отражение в бюджетах и Национальном фонде стран участников СНГ всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством стран участников СНГ в обязательном порядке в полном объеме. Принцип реалистичности означает соответствие утвержденных (уточненных) показателей бюджета утвержденным параметрам и направлениям среднесрочной фискальной политики и среднесрочного плана социально-экономического развития стран участников СНГ.[8]
Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы стран участников СНГ.
Бюджетная классификация разрабатывается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию на основе законодательных актов, указов глав государства стран участников СНГ, постановлений Правительства.
Бюджетная классификация включает в себя:
- классификацию поступлений бюджета;
- функциональную классификацию расходов бюджета;
- экономическую классификацию расходов бюджета.
Классификацией поступлений бюджета является группировка поступлений бюджетов всех уровней по определенным характеристикам, основанная на указанных в пункте 3 настоящих Правил нормативных правовых актах стран участников СНГ, устанавливающих налоги, платежи и другие поступления в бюджет.[9] Каждый вид поступлений имеет шестизначный код, который формируется из кодов всех уровней классификации поступлений. Функциональной классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджетов всех уровней, определяющая направления расходования бюджетных средств по функциональным и ведомственным признакам, отражающим выполнение функций государства, реализацию стратегических, среднесрочных программ и планов развития республики.
Экономической классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые государственными учреждениями для реализации бюджетных программ. Поступлениями бюджета являются доходы, суммы погашения бюджетных кредитов, поступления от продажи финансовых активов государства, займы. Доходами бюджета являются налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала, поступления трансфертов. Расходами бюджета являются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение займов.
Затратами являются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе. Бюджетными кредитами являются деньги, выделяемые из бюджета на возвратной, срочной и платной основе.
2.4 Сущность бюджетной системы Российской Федерации
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет. В Англии бюджетом называли отчет канцлера казначейства (министра финансов) в палате общин, в котором содержались цифровые данные об истекшем финансовом годе и предложения на будущий. В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления. Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной).[10] Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.
Как финансовый план бюджет - это роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом.
Во многих странах устанавливаются различные даты начала и окончания финансового года:
- в США он начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября
- в Швеции - соответственно 1 июля и 30 июня
- в Японии - 1 апреля и 31 марта
- в Турции - 1 марта и 28 февраля
- в России бюджетный год совпадает с календарным годом. Согласно Бюджетному кодексу РФ финансовый год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей.
Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами):
1) это экономические отношения;
2) они всегда носят денежный характер;
3) характер этих отношений всегда распределительный;
4) они связаны с образованием и использованием фондов денежных средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Центральное место бюджета в финансовой системе, также, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств они составляют около 9/10.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны, достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а также отчисления во внебюджетные социальные фонды.[11]
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности.
Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.
Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами.
Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:
«бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.
Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней: