Файл: Особенности построения и функционирования бюджетных систем государств-участников Содружества Независимых Государств (Теоретические основы бюджетной системы страны).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы бюджетной системы страны
1.1 Создание и статус стран СНГ
1.2 Понятие и сущность государственного бюджета и бюджетной системы
Глава 2 Функционирование бюджетной системы стран СНГ
2.1 Принципы и классификацию бюджетной системы страны СНГ
2.2 Состав бюджетной системы стан СНГ
2.3 Принципы построения и классификация бюджетной системы стран СНГ
Существенная доля бюджетных средств идет на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим. Величина этих средств в ряде стран (США, Германии, Франции, Великобритании и др.) довольно велика.
Бюджет как совокупность денежных отношений оказывает огромное влияние на общественное воспроизводство. Регулирующая роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики. «Бюджет оказывает влияние на экономические и социальные процессы через соответствующие группы бюджетных отношений - доходы бюджета и расходы бюджета. Однако доходы и расходы бюджета выступают регулятором социально-экономических процессов не автоматически, а через осуществляемую государством бюджетную политику, являющуюся органической составной частью финансовой политики.»
Доходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач.[5]
Расходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основное назначение расходов - обеспечить выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.
Таким образом, в формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет бюджетная система, характеристика и сущность которой, будет рассмотрена в следующем параграфе курсовой работы.
Бюджетная система любого государства представляет собой совокупность бюджетов государственно-территориальных и административно-территориальных образований, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством. Состав бюджетов, входящих в бюджетную систему, и формы их взаимосвязей зависят от типа государственного устройства страны (федеративного или унитарного). Последнее определяет административно-территориальное деление страны, уровни государственной власти и соответствующие им органы государственной власти, основы разграничения полномочий между ними.
Как и любая система, представляющая совокупность элементов, находящихся в определенной взаимосвязи, бюджетная система состоит из отдельных элементов - видов бюджетов и уровней бюджетной системы.
«Вид бюджета означает форму образования и расходования бюджетных ресурсов определенного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Совокупность определенных видов бюджета, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления, представляет уровень или звено бюджетной системы».
«Бюджетная система государства структурно определяется степенью распределения полномочий между органами власти различных уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению. С этой точки зрения государства можно подразделить на три типа: унитарные, федеративные и конфедеративные».
Унитарное (единое) государство по административно-территориальному делению едино и не имеет в своем составе автономных образований. В государстве действует конституция и единые органы власти, осуществляющие централизованное управление политическими, экономическими и социальными процессами. Бюджетная система такого государства имеет два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты.
Конфедеративное (союзное) государство представляет собой союз суверенных государств, объединенных для совместного решения политических, военных и экономических задач. Бюджет союзного государства формируется из взносов каждого государственного образования, образующего конфедерацию. У государств, входящих в конфедерацию, имеются собственные бюджетные системы.
Федеративное государство представляет собой такое административно-территориальное устройство, которое состоит из государственных образований, имеющих собственную государственность и обладающих определенной политической самостоятельностью в соответствии со своими конституциями и законами. К такому типу государственного образования относятся Российская Федерация.
«Бюджетная система Российской Федерации - совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права». Корни современной бюджетной системы России следует искать в её истории. Таким образом, в следующем параграфе курсовой работы будет рассмотрена история развития бюджетной системы Российской Федерации.
Глава 2 Функционирование бюджетной системы стран СНГ
2.1 Принципы и классификацию бюджетной системы страны СНГ
Вся бюджетная система стран СНГ построена с учетом принципов, закрепленных в Бюджетном кодексе конкретной республики содружества: единства, полноты отражения доходов и расходов бюджетов, сбалансированности бюджетов, гласности, самостоятельности бюджетов, эффективности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, достоверности бюджетов, адресности и целевого назначения бюджетных средств, ответственности участников бюджетного процесса.[6]
Рассмотрим некоторые из них.
Например, принцип единства означает, что единство бюджетной системы стран СНГ обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией стран СНГ, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Соблюдение раннее перечисленных легально-организационных принципов бюджетной системы позволит правильно организовать бюджетный процесс и обеспечить исполнение всех функций бюджетов в рамках эффективного экономического развития страны.
Бюджетная классификация включает:
- классификацию доходов;
- классификацию расходов, включающую функциональную, экономическую (предметную) и ведомственную классификацию расходов;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета;
- классификацию видов внутреннего государственного долга;
- классификацию видов внешнего государственного долга.
Доходы делятся на следующие категории: текущие, капитальные и безвозмездные, состоящие из групп доходов. Группы доходов состоят из видов доходов. Доходы по видам объединяются в разделы и подразделы доходов в зависимости от источников их получения.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов является группировкой заемных средств, местными исполнительными и распорядительными органами для финансирования дефицита соответствующего бюджета. Классификация источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета является группировкой заемных средств. Классификация видов внутреннего государственного долга страны участника СНГ является группировкой государственных долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами на территории страны участника СНГ.
2.2 Состав бюджетной системы стан СНГ
В состав бюджетной системы стран участников СНГ входят республиканский бюджет и местные бюджеты, представленные областными бюджетами, бюджетами городов различных уровней и бюджетов районов. Свод республиканского и местных бюджетов (без учета взаимопогашаемых операций между ними) образует государственный бюджет.
Если говорить об уровневой структуре бюджетной системы на примере Республики Казахстан, то в ней выделяют следующие три уровня:
- республиканский бюджет;
- областной бюджет, бюджет города республиканского значения и столицы;
- бюджет района (города областного значения).
Республиканский бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики. Республиканский бюджет на соответствующий финансовый год утверждается законом Республики Казахстан. Финансовый год в Казахстане совпадает с календарным годом, то есть начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.
Областной бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.
Областной бюджет на соответствующий финансовый год утверждаются решением маслихата - местный представительный орган в Республике Казахстан - области. Бюджетом района является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов района, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующем районе. Бюджет района на соответствующий финансовый год утверждается решением маслихата района.
Бюджетная система Республики Беларусь - это регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь.[7]
Республика Беларусь является унитарным государством. Следовательно, бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень - республиканский бюджет; второй уровень - местные бюджеты. Структура бюджетной системы Республики Беларусь закрепляется Конституцией Республики Беларусь.
Как уже отмечалось, в бюджетную систему стран участников СНГ включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. При этом местные бюджеты подразделяются на:
- бюджеты первичного уровня сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
- бюджеты базового уровня районные и городские (городов областного подчинения);
- бюджеты областного уровня.
С понятием бюджетной системы тесно связано весьма специфическое, но важное понятие «консолидированный бюджет», который определяется как свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Рассматривая бюджетную систему на примере Республики Беларусь, стоит отметить, что в п. 2-5 ст. 7 Бюджетного кодекса Республики Беларусь предусмотрены четыре вида консолидированных бюджетов:
- консолидированный бюджет района - бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет;
- консолидированный бюджет области - бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет;
- консолидированный бюджет Республики Беларусь - республиканский бюджет, бюджеты областей и г. Минска;