Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях Международные стандарты бухгалтерского учета.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Российские концепции бухгалтерского учета в организациях
1.1. Понятие бухгалтерских стандартов
1.2. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета
1.3. Нормативное регулирование учета и отчетности в России
Глава 2. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)
2.2. Общие международные требования к качеству бухгалтерской информации
Глава 3. Отличия МСФО от российских стандартов
3.2. Применение международных стандартов бухгалтерского учета в России
- достоверности и полноты представления информации об имущественном и финансовом положении организации. Это значит, что бухгалтерская отчетность должна быть сформирована в соответствии с установленными в нормативных документах требованиями;
- последовательности представления информации во времени. Это значит, что организация должна придерживаться принятых ее форм бухгалтерской отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому;
- нейтральности информации. Это значит, что показатели отчетности должны отвечать интересам разных групп пользователей и не оказывать влияния на решения и оценки пользователей информации;
- возможности сравнения данных во времени. Это означает, что избранные организацией формы бухгалтерской отчетности должны предусматривать числовые показатели как минимум за два.[19]
Существенности (значимости) информации. Это значит, что существенная информация должна быть дополнительно пояснена. Существенным считается показатель, нераскрытие которого может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей. В России существенной считается информация, если она превышает 5 % к общему итогу соответствующих данных.[20]
Глава 2. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)
2.1. Основные стандарты
В настоящее время бухгалтерский учет и финансовая отчетность в России по методологии и практическому применению все более приближаются к общепринятым нормам в экономически развитых странах.
Дальнейшее успешное продвижение в решении этой проблемы осуществляется путем сближения российской законодательной (договорной и налоговой) базы с международной и достижения конвертируемости рубля, а также идентификации учетной политики, принципов, приемов и плана счетов бухгалтерского учета.
Анализ международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) позволяет отметить целый ряд отличий российской системы бухгалтерского учета и отчетности от обобщенной международной системы.
Международные стандарты синтезируют опыт бухгалтерского учета многих стран, среди которых заметное место занимают США.[21]
Все стандарты носят рекомендательный характер и используются в разных странах по-разному. Чаще всего конкретная страна применяет традиционный национальный бухгалтерский учет, адаптированный к нескольким или большинству международных стандартов.
Перечень международных стандартов включает в себя следующие стандарты:
- МСФО 1.Представление финансовой отчетности;
- МСФО 2.Запасы;
- МСФО 3.Консолидированная финансовая отчетность (заменен ИСФО 27 и 28);
- МСФО 4.Учет амортизации (заменен МСФО 16 и 38);
- МСФО 5.Информация, подлежащая отражению в финансовой отчетности (заменен МСФО 1);
- МСФО 6.Учет воздействия изменяющихся цен (заменен МСФО 15);
- МСФО 7.Отчеты о движении денежных средств;
- МСФО 8.Чистая прибыль или убыток за определенный период времени, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике;
- МСФО 9.Затраты на исследования и разработки (заменен МСФО 38);
- МСФО 10.Условные события и события, произошедшие после отчетной даты (частично заменен МСФО 37);
- МСФО 11.Договоры подряда;
- МСФО 12.Налоги на прибыль;
- МСФО 13.Отражение оборотных активов и краткосрочных обязательств (заменен МСФО 1);
- МСФО 14.Сегментная отчетность;
- МСФО 15.Информация, отражающая влияние изменения цен;
- МСФО 16.Основные средства;
- МСФО 17.Аренда;
- МСФО 18.Выручка;
- МСФО 19.Вознаграждения работникам;
- МСФО 20.Учет правительственных субсидий и отражение информации о правительственной помощи;
- МСФО 21.Влияние изменения валютных курсов;
- МСФО 22.Объединение компаний;
- МСФО 23.Затраты по займам;
- МСФО 24.Раскрытие информации о связанных сторонах;
- МСФО 25.Учет инвестиций (заменен МСФО 40);
- МСФО 26.Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам);
- МСФО 27.Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании;
- МСФО 28.Учет инвестиций в ассоциированные предприятия;
- МСФО 29.Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции;
- МСФО 30.Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтах;
- МСФО 31.Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности;
- МСФО 32.Финансовые инструменты: раскрытие и предоставление информации;
- МСФО 33.Прибыль на акцию;
- МСФО 34.Промежуточная финансовая отчетность;
- МСФО 35.Прекращаемая деятельность;
- МСФО 36.Обесценение активов;
- МСФО 37.Резервы, условные обязательства и условные активы;
- МСФО 38.Нематериальные активы;
- МСФО 39.Финансовые инструменты: признание и оценка;
- МСФО 40.Инвестиционная собственность;
- МСФО 41.Учет в сельском хозяйстве.[22]
В настоящее время действуют еще 5 новых стандартов финансовой отчетности, пока не имеющих самостоятельных номеров в данном перечне:
- МСФО 1.Первое применение МСФО;
- МСФО 2.Выплаты долевыми инструментами;
- МСФО 3.Объединения бизнеса;
-МСФО 4.Договоры страхования;
- МСФО 5.Выбытие внеоборотных активов, удерживаемых для продажи, и прекращенная деятельность.
Помимо стандартов, обязательными для применения являются толкования, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов:
Поскольку внешняя экономическая среда оказывает существенное воздействие на систему бухгалтерского учета, то в странах с похожими социально-экономическими условиями бухгалтерский учет имеет много общего. По этому признаку принято различать три следующие основные модели бухгалтерского учета.
Британско-американская модель. Основополагающие принципы в указанную модель внесли Великобритания и Голландия. Главная идея модели состоит в ориентации бухгалтерского учета на нужды инвесторов и кредиторов. Модель применяют следующие страны: Австралия, Багамы, Барбадос, Бермуды, Великобритания, Гонконг, Индия, Индонезия, Канада, Кения, США, Мексика, Нигерия, Нидерланды и другие.
Континентальная модель. Основополагающие принципы в данную модель внесли развитые страны континентальной Европы и Японии. Главная идея состоит в ориентации на удовлетворение требований правительства, в частности к налоговому законодательству. Модель применяют следующие страны: Австрия, Алжир, Бельгия, Гвинея, Греция, Египет, Испания, Италия, Люксембург, Франция, Германия, Швейцария, Швеция, Япония.[23]
2.2. Общие международные требования к качеству бухгалтерской информации
Для того чтобы бухгалтерская информация могла быть использована не только на внутреннем российском рынке, но и на международном уровне, она должна отвечать следующим требованиям:
- понятность. Информация должна быть понятной пользователям. В ней должны содержаться сведения о хозяйственной деятельности предприятия, его экономическом состоянии и принятой системе бухгалтерского учета. Информация по сложным, но важным вопросам не должна исключаться на основании того, что она может оказаться слишком сложной для восприятия и понимания некоторыми пользователями;
- уместность. Информация считается уместной, если она оказывает помощь пользователям в оценке прошлых, настоящих и будущих событий, если она подтверждает и вносит коррективы в предыдущие оценки, а также влияет на принятие экономических решений. Информация о финансовом положении предприятия часто используется в качестве основы для прогнозирования будущих результатов, поэтому необычные и отклоняющиеся от нормы, а также нечасто встречающиеся статьи доходов и расходов целесообразно отражать отдельно;
- достоверность. Чтобы быть пригодной, информация должна быть достоверной. В ней не должно быть материальных ошибок, способных повлиять на экономические решения пользователей;
- сопоставимость. Пользователи должны быть в состоянии сравнивать финансовую отчетность предприятия через определенные промежутки времени, чтобы иметь возможность выявить тенденцию экономического положения. Поэтому следует строго придерживаться выбранной учетной политики.[24]
Глава 3. Отличия МСФО от российских стандартов
3.1. Сравнительный анализ российских и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Анализ российских и международных стандартов позволяет отметить целый ряд отличий российской системы бухгалтерского учета и отчетности от обобщенной международной системы. Основное различие заключается в том, что российское государство ставит управление административно - политической сферой выше управления в области экономики. Это выражается в том, что в современной России юридические нормы имеют приоритет по отношению к экономическим правилам.
Если следовать взглядам французского экономиста Р. Барра о роли государства, то объяснить данное обстоятельство можно тем, что управление страной представило возможность достаточно узкому кругу физических лиц получить в частную собственность главные природные и рукотворные национальные богатства. Форма приемки - передачи была и остается в определенном противоречии с социальными целями России и международно-правовыми нормами. Одновременно страна встраивается в единую мировую систему хозяйствования.[25]
Поэтому субъекты, участвующие в распределении и перераспределении собственности, опираются не на экономическую систему государства, а на его правовые институты. Отсюда различия в целях стандартов. В системе МСФО провозглашены следующие основные постулаты составления отчетности:
- максимальное соблюдение интересов инвесторов;
- объективное отражение информации о финансовом состоянии предприятия;
- обеспечение контроля активов с позиций возможного извлечения выгод;
- осмотрительность (консерватизм) при признании доходов и расходов.[26]
В России они трансформируются в такие правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности:
- максимально полное соблюдение интересов контролирующих органов;
- соответствие информации о финансовом состоянии действующим нормативным актам;
- обеспечение контроля активов на основе осмотрительности, но только при наличии оправдательных документов.[27]
Кроме принципиальных отличий есть заметные несходства в таких элементах, как:
- план счетов и кодирование хозяйственных операций;
- способы оценки активов и пассивов;
- использование вероятностных характеристик;
- возможность капитализации некоторых расходов;
- порядок составления отчетности;
- способы определения бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли;
- порядок и способы внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность;
- методы анализа результатов хозяйственной деятельности.[28]
Правила применения плана счетов и кодирования хозяйственных операций в системах международного бухгалтерского учета более свободные, нежели в российском учете. Российский план счетов представляет собой хорошо отработанный на практике и достаточно строго регламентированный документ. Его преимущества состоят в том, что он позволяет составить достаточно подробную и четко работающую математическую модель хозяйственной деятельности предприятия и одновременно придает ей стандартный характер. Устанавливаемая этим планом счетов последовательность кодирования операций в виде совокупности бухгалтерских проводок позволяет использовать модель в любом промежутке времени, в том числе отличном от отчетного периода.
Этим счетам необходимо придать более широкую трактовку, которая имеется в планах счетов некоторых систем международного учета, и предоставить возможность более разнообразного их экономического использования. В международных стандартах активные счета трактуются как результаты прошлых событий и источник будущих выгод, а пассивные счета трактуются как результаты прошлых событий и источники будущих изъятий. Эти трактовки нисколько не противоречат нынешнему представлению активных и пассивных четов российского плана счетов.[29]