Файл: Проектирование организации (Способы самосохранения организации, принципы построения организационных структур управления и факторы, влияющие на формирование организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В наше время одним из самых важных видов деятельности человека является управление. Под влиянием информационного общества в развитых странах деловая среда претерпела значительные изменения. Одним из важных последствий информационной революции явилось существенное сближение производителя с потребителем. А это, в свою очередь, заставило производителя еще более оперативно реагировать на изменения в требованиях потребителя и еще более качественно удовлетворять потребности последнего. Резко возросла взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями на рынке. Конкретный рынок, в дополнение к конкретному потребителю, стал во многом определять структуру организации.

В складывающихся условиях в конкурентной борьбе побеждать будет та организация, которая наиболее эффективным образом приспосабливается к новым требованиям внешнего окружения, формируемого информационным обществом. Поэтому очень важно определить правильную модель организации, грамотно сформировать ее организационную структуру.

Глава 1. Теоретические основы проектирования организации

1.1. Основные принципиальные модели организации в менеджменте

Степень развитости современной экономики, ее возможность гибко и быстро изменяться в соответствии с требованиями времени во многом зависят от того, какого типа организации в ней распространены.

Организация – это группа людей и необходимых ресурсов, деятельность которых сознательно и целенаправленно координируется для достижения общей цели. Другими словами, организация – это система, решающая конкретные проблемы и связанные с ними задачи.[[1]]

Существует несколько условий, без которых проектирование, формирование и создание организации невозможно:

  1. Наличие хотя бы двух людей, считающих себя частью организации;
  2. Наличие хотя бы одной цели (миссии), которая принята группой людей как общая;
  3. Наличие плана развития организации.

Все организации делятся на два типа: корпоративные и индивидуалистические.

К организациям корпоративного типа относятся организации с так называемой классической или бюрократической моделью. Такая структура характерна для стабильной внешней среды.

К организациям индивидуалистического типа относят организации, использующие специфические модели, например:

  • Модель участия. Более эффективная форма. Предполагает участие в управлении всего персонала.
  • Ситуационная модель. Это рыночная модель, которая изменяется в зависимости от ситуации на рынке и во внешней среде.
  • Предпринимательская модель. Предполагает участие персонала не только в управлении, но и в собственности предприятия.

Рассмотрим некоторые особенности указанных типов предприятий.

Корпоративный тип организации (корпорации).

Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узкокорпоративных интересов.

Важным орудием корпоративной организации в борьбе за выживание является монополия на информацию. Основным принципом в борьбе против конкурентов для корпорации является поддержка слабых и ограничение сильных.

Объединение людей через их разделение и поддержание монополии невозможно в корпоративной организации, если в ней не доминируют иерархические властные структуры. Так, например, интересы разделенных людей согласовываются лидерами корпораций. Это является основным источником их власти, поэтому в основе данной схемы лежит принцип «разделяй и властвуй».

Корпоративная организация берет на себя ответственность за свои филиалы. Это позволяет ей быть свободной в своих действиях по отношению к человеку. Существует суверенитет организации. В результате организация или все ее члены становятся над каждым отдельным человеком. Такая коллективная ответственность ставит человека в сильную зависимость и практически лишает его самостоятельности. Действует принцип «организация всегда права».

Принятие решения в корпоративной организации строится по принципу большинства или старшинства.

Индивидуалистический тип организации.

Индивидуалистический тип организации, в свою очередь, является противоположным корпоративному. Это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение – свободное, открытое, добровольное. Сама организация представляет собой совокупность полуавтономных образований. Например, коллективная собственность – это не собственность всех, а собственность каждого члена коллектива. Вместо властной иерархии в такой организации господствует принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов.


Дефицит или ограничение возможностей членов организации в их деятельности заменяется созданием условий для свободного поиска возможностей и их наиболее полного использования. Создание систем открытой коммуникации в организациях и развитие внутрихозяйственного коммерческого расчета позволяют расширить этот поиск.

Субъектом интереса в индивидуалистской организации становится личность. Все в организации начинает строиться вокруг человека. Не под работу ищется человек, а под человека, под его мотивированность и способности и проектируется работа. В организациях с индивидуалистской культурой эффективность означает то, насколько удовлетворяются потребности каждой отдельной личности. У организации в этом случае не может быть целей, отличных от целей ее членов. Практика свидетельствует, что конкурентоспособность таких организаций очень высокая.

В индивидуалистской организации интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Человеку предоставляется возможность самообеспечения своей деятельности. Его «сегодняшний» интерес превращается в «завтрашний» интерес организации.

Структуру организации во многом определяют конкретный рынок экономикми. Предпринимателю необходимо наиболее эффективным образом приспособить свою организацию к требованиям внешнего окружения, формируемого информационным обществом. Прогресс информатики разрушил замкнутость организаций и одним из важных последствий этого явилось существенное сближение производителя с потребителем. А это, в свою очередь, заставило производителя еще более оперативно реагировать на изменения в требованиях потребителя и еще более качественно удовлетворять потребности последнего.

Отсюда вытекают основные принципиальные модели организации в менеджменте: партисипативная модель (модель участия), модель, ориентированная на рынок, и предпринимательская модель.

Модель участия (партисипативная)

Модель участия – это модель, использующая участие работников в управлении, обеспечивающая мотивированность их труда, обострение чувства собственника. В таких организациях работники могут участвовать в принятии решений, в процессе постановки целей, а также в решении проблем организации. Им дано право выдвигать предложения, вырабатывать альтернативы решений проблем, выбирать окончательное решение.[[2]]

В традиционных организациях руководитель принимает решения, а работник их выполняет. В организациях с делегированием прав подчиненный самостоятельно принимает решения в рамках своих полномочий. В партисипативных организациях решение принимается с учетом мнения руководителя и вклада работников.


Примеры форм взаимодействия руководства и работников:

  • Советы по научно-технической политике (например, состав: руководитель подразделения, руководитель НИОКР, бригадиры рабочих участков);
  • Технико-экономические советы (например, состав: руководители подразделений, начальники цехов, бригадиры рабочих участков);
  • Советы по планированию сбыта (например, состав: руководители подразделений, начальники отделов маркетинга и сбыта).

Решения советов и комитетов являются обязательными для руководителей, при которых они создаются. Одновременно они несут ответственность за принимаемые решения. Важно обеспечить баланс власти между советами, комитетами, комиссиями и руководителями, при которых они создаются.

Партисипативные структуры распространяются на часть или отдельные уровни управления организацией.

Моедль, ориентированная на рынок.

Организации, ориентированные на рынок - это органические, быстро адаптируемые дивизиональные или матричные организации, в которых все их части (производство, кадры, маркетинг, снабжение, сбыт, финансы) группируются вокруг рынка. Это организации, движимые рынком.[[3]]

Функции штаб-квартиры организации, ориентированной на рынок:

  • стратегическое развитие организации;
  • исследования и передовые разработки;
  • контроль распределения и использования финансов, финансовое планирование;
  • управление персоналом, подбор персонала;
  • работа с информацией (прием, переработка и анализ), поступающей от филиалов и из внешней среды;
  • общемировая координация.

Такая организация децентрализовывает производственные операции по континентам, а маркетинговые процессы (анализ рынков, реклама, сбыт, продвижение товара и т.д.) — по странам внутри континента. Страновые филиалы IBM имеют высокую степень автономии. Руководство каждого филиала возглавляется советом, в который входят преимущественно граждане данной страны и директор.

Предпринимательская модель организации.

Предпринимательские организации — это организации, более ориентированные на рост и на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы.[[4]]

Особенности предпринимательских организаций:

  • Принципиально изменяются функции руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, делающих бизнес, управление представляет собой перевернутую пирамиду;
  • Предпринимательские ячейки (автономные рабочие группы — центры прибыли, по статусу могут быть фирмами или компаниями), сами выбирают вид предпринимательства, вид бизнеса, цели, способы, средства деятельности; потребности рынка диктуют им формы деятельности;
  • Консультанты (бизнес-тренеры) помогают им своим опытом и интуицией делать бизнес;
  • Ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся в распоряжении предпринимательских ячеек;
  • Подразделения, распределяющие рынки и ресурсы для предпринимательских ячеек, координируют деятельность последних;
  • Критическим фактором успеха в таких организациях являются люди, их квалификация.

1.2. Способы самосохранения организации, принципы построения организационных структур управления и факторы, влияющие на формирование организации

В условиях рыночных конкурентных отношений существует реальная необходимость в самосохранении организации. Влияние факторов внешней среды организации отличается высокой степенью непредсказуемости, поэтому, когда проявляется отрицательный разрушительный характер влияния внешних факторов, организация, для того чтобы сохранить себя как систему, должна противодействовать, должна осуществлять действия для нейтрализации негативного влияния внешних факторов.

Закон самосохранения: Каждая организованная динамическая система обычно противостоит внутренним и внешним разрушающим воздействиям, используя для этого значительную часть своего потенциала.[[5]]

Самосохранение — это частный случай, составная часть устойчивости и надежности системы-организации.

Устойчивость организации зависит от внешней и внутренней сред, характера ее деятельности, наличия ресурсов, качества управления и т.п. Как одно из условий стабильности, самосохранение базируется в основном на внутренних факторах и обусловлено действием двух противоположных организационных факторов — консерватизма и развития. Консерватизм приводит к застою, а ускоренное, не обеспеченное достаточными ресурсами развитие может обеспечить только временный успех.

Самосохранение организации есть результат действия двух противоположных факторов: стабильности и развития. Первоочередной задачей руководителя организации является нахождение баланса между ними, так как преобладание первого грозит организации застоем и упадком, а второго — временным успехом и тяжелыми последствиями в будущем.

Чтобы оценить последствия, к которым приведет реакция организации на внутренние и внешние отрицательные воздействия, следует учитывать ряд факторов.

Внутренние факторы:

  • Миссия организации;
  • Характеристика ее организационной структуры и культуры;
  • Уровень квалификации руководства и сотрудников;
  • Коммуникации;
  • Используемые ресурсы и технологии;
  • Продвижение товаров на рынке.