Файл: Управление денежными потоками проектов в сфере транспорта.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организация финансовых отношений в сфере транспорта
Особенности функционирования транспортных предприятий
1.2 Прибыль в сфере транспорта
2.2 Особенности управления денежными потоками
Глава 3. Анализ транспортного предприятия на примере ПАО «Совавто – С.Петербург»
Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии Налоговым кодексом РФ. Льготы при уплате налогов являются общими для всех отраслей экономики.
Рис.1. 10 крупнейших компаний в сфере транспорта
Прибыль, остающаяся в распоряжении транспортных предприятий, используется на развитие производственной базы, социальное развитие и материальные выплаты.
Распределение прибыли предприятий транспорта осуществляется по тем же принципам, что и в промышленности, но с учетом следующих особенностей:
- платежи в бюджет по основной деятельности железных дорог определяются централизовано;
- расчет норматива по форменной одежде на железнодорожном транспорте определяется как произведение стоимости одежды и среднего процента переходящей задолженности;
- в финансовый план железнодорожного транспорта включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих работников железных дорог, больниц, учебных заведений и др.;
- наряду с финансовым планом на железнодорожном транспорте разрабатывается план валютных операций, где отражаются поступления средств и платежи в иностранной валюте по перевозкам грузов и пассажиров;
- в финансовом плане предприятий речного и морского транспорта отражаются ассигнования из бюджета на государственные капитальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства и разницы в тарифах по заграничным перевозкам;
- нормативы собственных оборотных средств предприятий автомобильного транспорта определяются раздельно по активам, зависящим от роста производственных затрат (ГСМ) и по активам, запасы которых не связанны с ростом производственной программы;
- в составе устойчивых пассивов на автомобильном транспорте кроме источников финансирования прироста норматива собственных оборотных средств планируются статьи: «Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин», «Расчеты в порядке плановых платежей», «Доходы будущих отчетных периодов»;
- на предприятиях воздушного транспорта приобретение и пополнение авиационной техники, радиооборудования и запасных частей к ним осуществляется за счет амортизационных отчислений, прибыли и ассигнований из бюджета.
Наряду с финансовым планом составляется и план валютных поступлений и платежей.
Глава 2. Информационная система управления денежными потоками
2.1 Система показателей информационного обеспечения управления денежными потоками в сфере транспорта
Эффективность каждой управляющей системы в значительной мере зависит от ее информационного обеспечения. Чем больший объем денежных потоков предприятия, чем более диверсифицированы они по видам и направлениям хозяйственной деятельности, а также по отдельным хозяйственным операциям, тем выше становится роль качественной информации, необходимой для эффективного управления ими.
Информационная система (или система информационного обеспечения) управления денежными потоками представляет собой функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки оперативных управленческих решений по всем аспектам их формирования на предприятии.[5]
Содержание системы информационного обеспечения управления денежными потоками, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой функционирования, объемом и степенью диверсификации хозяйственной деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели этой системы формируются за счет как внешних (находящихся вне предприятия), так и внутренних источников информации. В разрезе каждой из групп этих источников вся совокупность показателей, включаемых в информационную систему управления денежными потоками, предварительно классифицируется.
Система показателей информационного обеспечения управления денежными потоками, формируемых из внешних источников, делится на четыре основные группы:
Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны.
Система информативных показателей этой группы служит основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней экономической среды функционирования предприятия при принятии важнейших решений в области организации денежных потоков. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.
Показатели, входящие в состав первой группы подразделяются на два блока.[6]
В первом блоке - «Показатели макроэкономического развития» - содержатся следующие основные информативные показатели:
· темп изменения объема внутреннего валового продукта;
· темп изменения объема национального дохода;
· индекс инфляции;
· учетная ставка центрального банка.
В структуре ВВП России транспортная отрасль занимает порядка 8,2% от общего ВВП. При росте ВВП ща период 2015-2016 годов в на 4,3% (122 млрд. рублей) общий рост транспортного сектора составил 5,8% по отношению к 2016 году.
Это говорит об общем развитии, как отрасли, так и ее значения в структуре экономики страны. Учитывая, что транспортная отрасль развивается исключительно за счет увеличения реальных материальных затрат на технику и за счет соответственно, увеличение количества перевезенных пассажиров и товаров, можно смело утверждать, что отрасль развивается, как реальный сектор экономики.
Индекс инфляции при этом составил 6,1%, а ставка рефинансирования - 8%. Что выше уровня развития отрасли. Это говорит о том, что при управлении данной отраслью и компаниями в ней стоит учитывать не краткосрочные периоды отчетности, а долгосрочные планы. Кроме того, поскольку данная отрасль и компании в ней являются в основном государственными и рассчитаны на работу по всей стране, данные показатели не являются решающими, поскольку подлежат государственному регулированию. [7]Гораздо важнее будут внутри отраслевые показатели, которые мы рассмотрим в следующем пункте.
Во втором блоке - «Показатели отраслевого развития» - содержатся следующие основные информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие:
· темп изменения объема производства (реализации) продукции;
· средняя доходность и рентабельность реализации продукции;
· средняя издержкоемкость производства и реализации продукции;
· ставки налогообложения доходов, издержек и прибыли по основной деятельности;
· индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде;
· темп изменения объема инвестиционной деятельности предприятий отрасли;
· удельный вес собственного и заемного капитала, используемого в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятий отрасли.
На этом пункте стоит остановится поподробнее. Так, рост объема производства (объема оказанных услуг) за отчетный период вырос на 6,4%, что позволяет говорить, об общем позитивном развитии отрасли. В частности, в практической части мы рассмотрим темпы увеличения операционных денежных потоков отдельных компаний и сделаем выводы о росте производственных мощностей.
Средняя рентабельность в общем виде обычно должна быть выше индекса инфляции, однако мы уже упоминали, что рентабельность для транспортных компаний не является ключевым показателем. Кроме того, в зависимости от целей, она может быть и ниже уровня инфляции. В любом случае, этот показатель также будет рассмотрен для отдельных анализируемых компаний.
Важным показателем являются издержки компании, которые в нашем случае формируются за счет собственных средств и их амортизации.[8] Также важны постоянные издержки на обслуживание техники и заработную плату. Переменные издержки, естественно лучше минимизировать. Структура издержек по отрасли показана в следующей таблице.
Таблица 1
Усредненная группировка годовых затрат по элементам транспортных предприятий за 2016 год
Элементы затрат |
Уд. вес в себестоимости, % |
Сырье и основные материалы (за вычетом отходов) |
14,7 |
Вспомогательные материалы |
4,2 |
Топливо |
36,9 |
Энергия всех видов |
5,1 |
Амортизация основных средств |
12,9 |
Заработная плата с социальными отчислениями |
11,2 |
Прочие расходы (отчисления в фонд премирования за создание и освоение новой техники, вознаграждения за рационализаторские предложения, затраты по набору рабочих, издержки на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт, командировочные, подъемные, оплата услуг стороннего транспорта, связи и др.) |
16,0 |
Итого себестоимость |
100 |
Отсюда мы видим, что за исключением топлива, которое в основном приходит со стороны и не входит во внутреннюю среду компании, большая часть средств тратится на амортизацию и прочие услуги, такие, как ремонт и освоение новых видов техники. А эти затраты в свою очередь, в основном ложатся на капитал и средства компании.
Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.
Система информативных показателей этой группы используется в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования денежных средств предприятия. [9]Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков: «Банки»; «Лизинговые компании»; «Страховые компании»; «Поставщики сырья и материмое»; «Покупатели готовой продукции»; «Конкуренты». Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными); соответствующие рейтинги компаний с основными результативными показателями их деятельности (по банкам, страховым компаниям); платные бизнес-справки, предоставляемые информационными фирмами (действующими на легитимной основе).
Состав информативных показателей каждого блока определяется конкретными целями управления денежными потоками.
Нормативно-регулирующие показатели, установленные соответствующими правовыми актами.
Система этих показателей учитывается в процессе подготовки управленческих решений, связанных с особенностями государственного регулирования денежных потоков предприятия. Эти показатели формируются, как правило, в разрезе двух блоков: «Нормативно-регулирующие показатели по различным аспектам хозяйственной деятельности предприятий, связанные с формированием денежных потоков» и «Нормативно-регулирующие показатели, связанные с функционированием отдельных сегментов финансового и товарного рынков». Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.[10]
Система показателей информационного обеспечения управления денежными потоками, формируемых из внутренних источников, делится на три группы:
Показатели, характеризующие результаты формирования денежных потоков по предприятию в целом.
Система информативных показателей этой группы широко используется как внешними, так и внутренними пользователями.
Она применяется в процессе экспресс-анализа, текущего планирования и разработки политики управления денежными потоками. Эта информация дает наиболее обобщенную характеристику формирования денежных потоков предприятия в том или ином отчетном периоде. Формирование системы показателей этой группы основывается на данных стандартизированного финансового учета предприятия.
Показатели, входящие в состав этой группы подразделяются на три основных блока.
В первом блоке - «Показатели, характеризующие движение денежных средств» - содержатся данные соответствующей формы финансового отчета предприятия. Эти показатели сгруппированы в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности и характеризуют как поступление, так и расходование отдельных видов денежных средств. По данным этого отчета может быть определен объем чистого денежного потока предприятия и динамика остатка его денежных средств в рассматриваемом периоде.
Во втором блоке - «Показатели, характеризующие обобщенные конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности» - содержатся данные «Отчета о финансовых результатах» за соответствующий период. Этот отчет состоит из трех разделов. В первом разделе - «Финансовые результаты» - отражаются сумма доходов (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг); налогов и сборов, уплачиваемых за счет дохода; чистого дохода от реализации продукции; себестоимости реализованной продукции; других операционных и внеоперационных доходов; прибыли или убытка. Во втором разделе - «Элементы операционных затрат» - отражаются основные их виды и объемы в отчетном периоде в сравнении с предшествующим периодом (материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация и т.п.). В третьем разделе - «Расчет показателей прибыльности акций» - приводятся данные о размере прибыли и дивидендов на одну простую акцию.