Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Значение организации труда на предприятии).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Значение организации труда на предприятии
2 Анализ особенностей труда менеджеров на примере ООО «Гостиница Варшава»
2.1 Общая характеристика ООО «Гостиница Варшава»
2.2 Особенности управления персоналом
2.3 Анализ особенностей совершенствования работы менеджеров в ООО «Гостиница Варшава»
- информационную (сбор, передача, консолидирование информации и каналов коммуникации от источников до исполнителя);
- управленческую (развитие организации, принятие решений в условиях неопределенности и риска, распределение ресурсов);
- интерактивную (представительные действия юридического характера, координация и мотивация сотрудников и т. п.).
Взяв за основу личностные и профессиональные качества менеджеров, можно выделить определенные типы Менеджер должен выполнять весь комплекс ролей или большинство из них в зависимости от собственных личных и профессиональных качеств, особенностей подчиненных и ситуации.
Чтобы сыграть свою роль, менеджер должен уметь привлечь к себе внимание сотрудников, направить их активность в нужном направлении и потом осуществить управление поведением человека.
Масштаб менеджера определяется целями, которые он ставит и результатами, которых добивается. Масштаб деятельности — это совокупность количественных величина качественных характеристик предметной области, которую менеджер охватывает в процессе профессиональной деятельности. Важную роль играют психологические качества, которые определяют характеристики выбора задачи, процесса ее решения, что характеризует менеджера того или иного уровня. За масштабом личности менеджера стоят мотивы, потребности, способности, талант, знания, опыт и прочие личностные и профессиональные качества [16, с.70].
Наиболее точным индикатором личности менеджера является уровень общественно признанных результатов профессиональной деятельности, что предполагает ориентацию человека в проблеме, конкретной ситуации и факторах, влияющих на нее. Характеристика решаемых задач зависит от уровня профессиональных компетенций и интеллекта менеджера. Масштабные личности мыслят более крупными и более комплексными категориями. Поэтому у одного менеджера поставленная цель связывается с перспективными задачами работы предприятия в целом, а у его коллег с целями текущего дня. Один человек в ходе анализа поставленной задачи сделает выводы о необходимости модернизации предприятия, а другой мыслит гораздо уже, его выводы сведутся к тому, чтобы иметь дополнительные ресурсы для оптимизации будущих затрат.
Таким образом, масштаб деятельности личности можно охарактеризовать как амбициозность, которая зависит от интеллекта, профессиональных компетенций менеджера, достигнутых общепризнанных результатов. Масштаб управленца определяется способностью системного мышления, видением перспективы для развития организации, кругозором, эрудицией и интуицией. Следует отметить, что важны не желания менеджера, а действенные цели, которые человек поставил самостоятельно. В случае если он меняет цели, повышает их уровень и структурирует, не снижая при этом активности в реализации поставленных задач, томожно говорить о процессе прогрессивного изменения масштаба личности. Если человек способен подтянуть уровень собственного масштаба до уровня масштаба задач предприятия через усложнение и расширение границ среды, то идет его личный рост, если этого не происходит — откат назад или остановка в развитии и профессиональная деформация.
Масштаб менеджера проявляется в психологической готовности участвовать в решении масштабных задач организации. Одни сотрудники с интересом и энтузиазмом воспринимают сложные и ответственные задания, другие — с тревогой и сомнениями в собственной некомпетентности. Причина в несоответствии уровня целей, с одной стороны, и знаний, профессиональных навыков и способностей — с другой.
Масштаб личности формируется на разных возрастных этапах с разной динамикойв течение всей жизни. Наиболее существенным является рост в период обучения и профессионального становления (18-35 лет). Противоположные процессы, связанные со снижением масштаба личности возникает в более позднем возрасте.
Факторы развития масштаба личности:
- масштаб решаемых задач;
- оценка достигаемых результатов;
- ближние окружение и соответствующий уровень общения;
- уровень амбиций;
- широта взглядов, кругозор;
- разнообразие интересов;
- уровень интеллекта, образованности, общей культуры;
- уровень профессиональных компетенций;
- профессиональная интуиция;
- гибкость поведения.
Внутренние факторы являются более закономерными, внешние же содержат элемент случайности. Для роста масштаба личности менеджера необходимы те и другие. Поэтому формирование масштабной личности в какой-то мере зависит от случайностей. Важным фактором развития масштаба личности является разнообразный опыт менеджера в других сферах деятельности. Однако он оказывает существенное влияние только в том случае, если менеджер способен практически использовать его в текущей работе.
Существуют качества, которые в обязательном порядке должны быть присущи современному менеджеру. Личные качества - честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Менеджер должен быть принципиален, уметь противостоять давлению как сверху, так и снизу, твердо стоять на своем, отстаивать собственные ценности личным примеров, твердо держать данное слово.
Работа менеджера тяжела, и поэтому необходимо следить за здоровьем, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, успешно справляться со стрессами. Для этого нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки. Менеджер должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе не выдержит перегрузок. Поэтому необходимо формировать у себя положительные эмоции. Деловые качества предполагают высокий уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы:
- подбором, расстановкой и использованием кадров,
- выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, - оперативных планов и планов- графиков проведения мероприятий,
- доведением заданий до исполнителей,
- целеустремленность, ясные и обоснованные цели,
-дисциплина и контроль над собой,
- повышенная работоспособность.
Любое слово, жест и выражение будут увидены и оценены, сознательно или подсознательно, другим лицом. Поэтому необходимо прилагать все усилия, чтобы имидж менеджера всегда способствовал открытому, честному и доверительному общению.
Таким образом, самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску, обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.
Многие проблемы российской экономики связаны, прежде всего, с проблемами управления. Так, некоторые отечественные предприятия, преодолев самый сложный этап своего «становления», через год-полтора прекращают свое существование по многим причинам, одной из которых является несоответствие стиля управления требованиям современной рыночной среды. Исследования стиля управления начались с работ К. Левина (1930) и его коллег, которые внесли существенный вклад в формирование современного понимания его сущности. Однако с того времени горизонты изучения проблемы существенно расширились, выявив два основных аспекта:
1) терминологический;
2) многогранности и ее сложности.
Среди исследователей существуют расхождения в понимании сущности таких понятий как «стиль управления», «стиль лидерства» и «стиль руководства». При этом следует отметить, что хотя все эти понятия тесно взаимосвязаны, однако они не являются тождественными. Кроме того, наблюдается известная неоднозначность и в их анализе в содержательном плане. Тем не менее, стиль управления охватывает все три значения, а именно управление, лидерство и руководство, так как анализируемые в ней исследования охватывают более одного значения.
Система стилеобразующих факторов – это сочетание близких по своему содержанию однородных понятий и явлений, которые обусловливают формирование, выбор, развитие или совершенствование стиля управления и являются совокупностью его предпосылок, непосредственно или опосредованно определяющих формирование и развитие хотя бы одного из его компонентов.
Из-за отсутствия системно-факторного и междисциплинарного анализа стиля управления существуют различные подходы к его пониманию. Так, категория стиль управления используется в философии, психологии, социологии, педагогике и других науках. И хотя в теории менеджмента при определении стиля управления исследователи прямо или косвенно исходят из единства политики, экономики, организации и культуры, что выступает предпосылкой системного подхода к стилю, это предполагает также различные трактовки в его понимании. Для того чтобы получить более полную картину понятия стиля управления, необходимо провести анализ и изучение не отдельно, а всей совокупности факторов и воздействий, определяющих стиль управленческой деятельности [14, с.223].
Стилевые характеристики управленческой деятельности имеют сложную многоуровневую детерминацию, кроме того, сам стиль управления является сложным образованием. Исходя из этого, проблема выявления факторов, закономерностей, условий и механизмов его формирования требует комплексного подхода к ее рассмотрению.
Ф. Фидлер выделяет три основных элемента:
1) отношения между руководителем и членами коллектива;
структуру задачи;
должностные полномочия.
Факторами, определяющими стиль управления, относятся:
культурно-исторические,
социально-психологические,
организационно-экономические,
ситуационные.
При этом каждая подсистема факторов имеет свою внутреннюю структуру, и все они тесно взаимосвязаны между собой.
Культурно-исторические факторы. Изучение различий в стиле управления дало возможность прийти к заключению о том, что существуют многочисленные вариации в его содержании в пределах одной страны, региона, организации, и наблюдается значительный рост различий, если сравнивается применяемый менеджерами стиль управления в разных странах (регионах). Специфические особенности стилей управления, характерные для разных культурных регионов, определяют систему управления и ее характер, а следовательно, влияют на стиль управления. Безусловно, одним из главных в этой подсистеме факторов является менталитет. Национальный и региональный менталитеты являются важнейшим фактором, влияющим на формы, функции, характер и систему менеджмента, которые задают внешние рамки стилю управления. Менталитет определяет во многом социально-психологические и индивидуальные характеристики субъекта управленческой деятельности и объекта (персонала) организации, оказывая, таким образом, свое влияние и на социально-психологические (субъективные) и организационно-экономические детерминанты стиля. К этой подсистеме факторов наряду с менталитетом относятся:
- крупномасштабные характеристики объектов управления (географические (территориальные)),
- исторические характеристики,
- особенности хозяйственной этики,
- национальные особенности,
- религиозные традиции и другие.
Социально-психологические (субъективные) факторы. К их числу относятся особенности субъекта управления и персонала. С одной стороны, стиль это проявление индивидуально-психологических, личностных свойств менеджера в его деятельности и общении с исполнителями, поэтому личность играет определяющую роль в формировании стиля управления. С другой стороны типичные особенности целостной, устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия менеджера на коллектив с целью выполнения управленческих функций. Согласно этому подходу, личность выступает важным, но не единственным фактором формирования стилевых особенностей управленческой деятельности. Качество менеджера является лишь одним из факторов, определяющих стиль управления. Взаимосвязь личности и стиля управления проявляется в ограничении личности менеджера системой профессиональных качеств. В этом случае личность характеризуют способности менеджера осуществлять управленческую деятельность. Поэтому следует различать качества как характеристики субъекта управления (профессиональные) и качества как характеристики личности менеджера (личностные). Качества личности менеджера как слагаемые индивидуального стиля становятся таковыми лишь после своей реализации. Качеств субъекта управления включают требования, предъявляемые к менеджеру как субъекту управленческой деятельности, которые становятся слагаемыми стиля только в той мере, в которой они задействованы. Стиль представляет собой единство формы управленческих отношений и содержания качеств менеджера. Поэтому индивидуальный стиль отражает специфику не менеджера, а его работы, и переход от качества менеджера к стилю управления проявляется в реализации способностей управлять.
Качества субъекта управления. Всякая деятельность предъявляет определенные требования к тому, кто ее осуществляет. Качества менеджера проявляются через те методы, приемы и способы, которые он использует в своей работе. С другой стороны, именно от знаний менеджера, его профессиональных качеств и организаторских умений зависит выбор самих методов. Эти требования определяются целями, которые существуют в возглавляемых этими менеджерами организациях (подразделениях). К этим факторам чаще всего относят такие качества как организационные способности, уровень знаний, коммуникативные, педагогические способности, способности к работе с людьми, эмоциональный интеллект, специфические управленческие качества.