Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Международная финансовая система: теоретический аспект
1.1. Мировые финансы и предпосылки становления и развития мировой финансовой системы
1.2. Мировая финансовая система: понятие и её роль в развитии мировой экономики
1.3. Структура международной финансовой системы
2. Развитие международных валютно-финансовых отношений в мировой экономике
2.1. Закономерности и этапы развития валютной системы
2.2. Система валютных отношений в экономике
Вторым сценарием, менее вероятным, являются более активные действия ФРС в 2018 г., характеризующимся заметным ростом ставки в ответ на возможный разогрев экономики США. Рост доходной базы и сокращение потребности в деньгах для финансового смягчения в развитых экономиках, наряду с успехами реализуемых программ оздоровления бюджетов будут продолжать оказывать стабилизирующее влияние на государственные долги развитых экономик.
1.3. Структура международной финансовой системы
Регулятором и контролером финансовой системы любой страны (и РФ не исключение) является Центральный банк, на него возложена функция регулирования баланса макрофинансовых показателей, платежного баланса и других экономических показателей. В Европе эту функцию выполняет Европейский Центральный банк, возглавляемый Марио Драги, в США — Федеральная Резервная Система во главе с Джанет Йеллен. Мы чаще слышим об азиатских, американских и европейских товарно-фондовых рынках, потому что эти страны между собой являются стратегическими экономическими партнерами с большой общемировой долей ВВП. По оценкам специалистов товарно-фондовый рынок США занимает около 60-70% объема торгов в общемировой доле рынка в целом. Главными финансовыми площадками торговли в США являются такие биржи как NASDAQ, AMEXи NYSE, именно к этим площадкам приковано все внимание и интерес частных и корпоративных инвесторов всех стран.
Мировой финансовый рынок, в чью структуру входят все без исключения страны, классифицируются на такие структурные рынки, такие как:
Рынок государственных казначейских обязательств и ценных бумаг. Товаром на этом рынке являются казначейские обязательства, выпускаемые министерствами финансов различных государств, и гарантированы они государственной собственностью.
Фондовый рынок — это рынок ценных бумаг.
Товарный рынок — рынок драгоценных металлов и природных ресурсов.
Валютный рынок — рынок, товаром на котором являются валюты различных государств, которые котируются на мировом рынке.
Наверняка мало кто задумывался об этом, но каждый из нас является активным участником глобального финансового рынка. Мы ежедневно являемся потребителями каких-либо товаров или услуг, этим мы стимулируем рост экономики внутри своей страны. Стабильный и постоянный спрос будет стимулировать производителя к наращиванию производства и создавать новые рабочие места, выплачивая заработную плату с налоговыми отчислениями. Это формирует положительный внутренний платежный баланс внутри государства и его экономический рост в целом. Стабильно растущая экономика напрямую влияет на процентные ставки по казначейским обязательствам и инвестиционную привлекательность государства в целом, уже на мировом уровне. Когда я слышу о том, что кто-то говорит «стоимость нефти меня не интересует, или меня это никак не касается», это человек ошибается. Эти процессы касаются всех, потому как стоимость нефти напрямую влияет на стоимость национальной валюты, как следствие, на потребительскую активность населения, а значит на каждого из нас.
Современная мировая валютная система прошла длительный исторический период развития – от возникновения действительных (металлических) денег до электронных платежных систем.
Мировой финансовый кризис, активная фаза которого началась в 2008 году в США, показал уязвимые места современной валютно-финансовой системы. Кризис продемонстрировал что проблемы, носят не циклический, а структурный (системный) характер. То есть, мировая экономика, и как следствие и мировая валютно-финансовая система требуют пересмотра базовых принципов организации денежно-кредитного регулирования.
Проблемы начались в экономике США. Вкратце попытаемся понять, в чем они заключались. Американские банки активно эмитировали так называемые «ипотечные облигации». Данные ценные бумаги представляют собой долговое обязательство банка – облигацию, обеспечением которой является недвижимость, заложенная в этом банке по предоставленным ипотечным кредитам. То есть, банк предоставляет заемщику (физическому лицу) – ипотечный кредит для приобретения жилья (объекта недвижимости). Естественно данный объект недвижимости банк принимает в залог, в качестве обеспечения обязательств заемщика. В 80-х и 90-х годах прошлого века, процентная политика, проводимая ФРС (Федеральной резервной системой) США и избыток ликвидности коммерческих банков США, сделали возможным очень низкую процентную ставку по ипотечному кредиту (от 3 до 4% годовых). Одновременно банки США значительно упростили процедуру выдачи ипотечных займов. Эти факторы сделали ипотечный кредит доступным для большинства граждан США. Несомненно, возросшие объемы кредитования, в свою очередь породили «строительный бум» на рынке жилья, и как следствие, рост стоимости объектов недвижимости. С конца 90-х годов и до 2006 года, стоимость жилья в США только повышалась.
Объекты недвижимости, принимаемые в залог, оценивались, как правило, чуть ниже текущей рыночной стоимости. И под этот залог, как правило, под его оценочную стоимость, банк выпускал «ипотечную» облигацию, то есть ценную бумагу (долговое обязательство банка), обеспеченную недвижимостью, принятой в залог. Дальше ценная бумага продавалась на фондовом рынке инвесторам, перепродавалась и т.д. Стоимость недвижимости возрастала, под воздействием спроса, соответственно возрастала и стоимость облигаций. Таким образом, выстраивалась «пирамида» ипотечных облигаций, имеющая в своей основе дорогую недвижимость, заложенную в банках. Рост цен на рынке жилья не мог продолжаться вечно и в один момент «перегретый» ипотечный рынок рухнул. Цены на недвижимость упали повсеместно в США.
Одномоментно обесценилась и недвижимость, являющаяся объектом залога в банке. Соответственно упала в разы и стоимость «ипотечных» облигаций. Ситуация усугубилась тем, что американские банки, за период с начала 90-х годов и до 2006 года, стремились выдать как можно больше ипотечных кредитов. Поэтому перестали вникать в финансовое состояние заемщиков. А зачем вникать? Когда банки стали получать основную прибыль не с процентов по этим кредитам, а с продажи «ипотечных» облигаций под залог этих кредитов. Не имеет значение финансовое состояние заемщика, главное, что мы взяли с него залог, а под залог выпустили облигацию, на которой и заработаем в разы больше. Естественно, что когда кризис вступил в активную фазу, обозначился и резкий рост невозвратов по ипотечным кредитам, что в разы усугубило и без того критическую финансовую ситуацию основных ипотечных банков США. Получилась такая ситуация – деньги по кредиту банку не отдают, поскольку заемщик не в состоянии платить. Но и продать залог банк не может, поскольку его стоимость резко упала. И выполнить свои обязательства по «ипотечной» облигации банк не в состоянии. Вот и разорились крупнейшие американские ипотечные банки.
Ну а поскольку доллар является мировой валютой, и американская экономика тесно встроена в мировую и является основной мировой финансово-валютной системы, то досталось всем, в том числе и России. Пожар кризиса был потушен тем, что Федеральная система США увеличила объемы выпуска доллара и на какое-то время стабилизировала этим общую ситуацию. Хотя проблемы никуда не делись, а только обострились.
2. Развитие международных валютно-финансовых отношений в мировой экономике
2.1. Закономерности и этапы развития валютной системы
Мировая валютная система базируется на функции мировых денег, которые служат мировым платежным средством и материальным воплощением общественного богатства. В течение длительного исторического периода в роли мировых денег выступало золото и другие благородные металлы. Благородных металлов для удовлетворения потребностей мировой экономики и международной торговли вполне хватало до конца XIX века. Однако в связи с развитием капиталистического способа производства, значительным увеличением объема производства товаров, работ и услуг возник недостаток наличных запасов благородных металлов. С этого момента мировая валютная система стала нуждаться в модернизации с целью адаптации к значительно изменившимся условиям экономики. Мировой экономике потребовалась единая мера стоимости, основанная не на благородных металлах. На практике международные расчеты всегда осуществлялись в наиболее сильной и устойчивой валюте мира. После Второй мировой войны главной валютой западного мира стал доллар США. Произошла демонетизация золота, т.е. оно постепенно утратило денежную функцию. С развитием кредитных отношений кредитные деньги (векселя, банкноты, чеки) постепенно вытеснили золото сначала из внутреннего денежного обращения, а затем и из международных валютных отношений.
Введение единой европейской валюты в 1999 г. стало знаковым событием для мировой валютной системы. Появилась реальная альтернатива единой мере стоимости и мировой резервной валюте – доллару США, который долгое время господствовал в мировой валютной системе: в долларах США велись все международные расчеты, а также размещались резервы центральных банков многих стран.
Евро значительно потеснил доллар на мировых валютных рынках. Интерес к евро также значительно усилился в связи с серьезными проблемами в экономике США, возникшими в последнее время.
В современных условиях золото выполняет функции мировых денег опосредованно – через операции на рынках золота, где на золото можно приобрести необходимую валюту и, соответственно, товары. Золото выступает как необходимый страховой фонд государств и частных лиц.
Валютный курс как важный элемент валютной системы – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или международных валютных единицах (евро, доллар США).
Отмена золотого содержания валют и переход к плавающим валютным курсам не изменили ни саму сущность валютного курса как экономической категории, ни его функции в процессе воспроизводства. Валютный курс сохраняет объективную стоимостную основу, которая выступает в виде покупательной силы сравниваемых валют на мировом рынке. Валюты сопоставляются по интернациональным стоимостям определенного количества товаров и услуг, представляемых той или иной денежной единицей.
Валютные курсы формируются на мировом валютном рынке в зависимости от спроса и предложения, которые, в свою очередь, определяются многими факторами. Прежде всего, положение валюты любой страны зависит от состояния экономики, а также денежно-кредитной политики государства (в лице центрального банка), проводимой на внутреннем и внешнем рынке. Курс валюты зависит также от соотносительных темпов инфляции в различных странах, темпов роста производительности труда, места и роли страны в мировой торговле и, наконец, валютных ограничений. (Под валютными ограничениями понимают совокупность мероприятий и нормативных правил государства, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями.)
Нефтедолларовый механизм, во многом обеспечивший после 1973 года возможность для доллара занять место золота, в условиях резкого роста долларовой эмиссии, который стал одним из важнейших факторов наступления великой рецессии 2007-2009гг., перестал выполнять возлагаемые на него функции. Можно даже сказать, что для преодоления последствий великой рецессии нефтедолларовый стандарт был постепенно заменен на новую форму долларового стандарта, стандарт «количественного смягчения», который можно также характеризовать как стандарт безлимитной эмиссии. Важнейшим инструментом для относительно плавного перехода от одного стандарта к другому явилась «сланцевая революция». Реализация проекта «сланцевая революция» не только позволила воздвигнуть барьер на пути попадания части вновь эмитируемых средств под контроль государств-экспортеров углеводородов, но и – самое главное – обеспечила условия для снижения мировых цен на углеводороды, а также большинство сырьевых товаров, что явилось насущной необходимостью для поддержания курса доллара в условиях резкого увеличения предложения мировых денег. И здесь уместно обратить внимание на то, что фактический старт «сланцевой революции» был дан как раз накануне начала великой рецессии, т.е. США запустили этот проект лишь тогда, когда стало очевидной неизбежность наступления кризиса.
Еще одним очевидным фактом стало то, что переход к новому долларовому стандарту сопровождается выстраиванием под эгидой ФРС механизма глобального валютного управления в составе ФРС, ЕЦБ, Банка Англии, Банка Канады, Национального банка Швейцарии и Банка Японии. Формальной основой подобного механизма можно считать соглашение упомянутых шести ведущих центробанков мира от 31 октября 2013 года о переводе на постоянную основу временных соглашений о неограниченных по объему валютных свопах. По мнению профессора МГИМО В.Ю. Катасонова «есть признаки того, что валюты, которые сходят с «печатных станков» ФРС, ЕЦБ и остальных центральных банков «шестерки» — не разные денежные единицы, а единая валюта. Ведь если между евро, долларом США, британским фунтом стерлингов, иеной, швейцарским франком и долларом Канады существуют устойчивые пропорции обмена, то это уже не разные валюты, а разные модификации единой мировой валюты»[4].
В рамках этого нового альянса Федеральный резерв, постоянно сталкивающийся с необходимостью стимулировать спрос на доллар, сможет некоторое время воздерживаться от дополнительной эмиссии доллара, переложив «количественное смягчение» на своих партнеров по соглашению. При этом средства от дополнительной эмиссии, прежде всего в ЕС и Японии, в значительной части направляются на американские финансовые рынки, что, в свою очередь, объясняется внедрением со стороны США механизма откровенного экономического и политического принуждения к максимально возможному переводу активов со всего мира в активы ФРС.
Таким образом, даже вышеперечисленных моментов достаточно для того, чтобы сделать вывод о том, что финансовая элита сделала все возможное для сохранения долларо-центричного характера мировой валютной системы. Однако несмотря на предпринятые усилия ситуация стала заходить в тупик. Практически потеряло свою эффективность и такое средство, как надувание и последующее схлопывание финансовых «пузырей». Ранее, когда эти «пузыри» при всей своей масштабности не касались верхушки финансовой пирамиды, использование этого средства позволяло, по крайней мере, временно снимать напряжение с системы и, кроме того, создавать условия для перераспределения в пользу финансовой элиты новых активов. Конечно, не обходилось без стрессов и потерь, однако финансовая элита практически не страдала при схлопывании предыдущих пузырей. Во время последнего кризиса ее долги выкупались за счет государственного бюджета и средств ФРС. Сейчас, когда наблюдается надувание «пузыря» в рамках бюджетной системы США, трудно себе представить, каким образом можно обеспечить выкуп бюджетом своих собственных долгов.