Файл: Основные жизненные циклы компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы исследования может быть определена тем, что раскрытие этапов жизненного цикла организации является немаловажным для определения наиболее оптимального вектора развития. К основным стадиям жизненного цикла организации укрупненно можно отнести: стадия зарождения, стадия стабильного роста, стадия совершенствования (смерти). Представленное разграничение стадий жизненного цикла представлено по нашему личному логическому убеждению. В работе представлены группировки стадий известных экономистов.

Цель работы – исследовать основные жизненные циклы компании и определить направления совершенствования. К основным задачам работы можно отнести следующие:

  • выявление основных стадий существования организации и рассмотрение основ понятия жизненного цикла;
  • анализ механизма управления организацией по стадиям ее жизненного цикла;
  • определение истории и особенностей функционирования полиграфического издания ООО «КП РИЦ»;
  • анализ организационно-финансовых результатов деятельности ООО «КП РИЦ»;
  • выявление проблем жизненного цикла ООО «КП РИЦ».

Объект исследования ООО «КП РИЦ», предметом исследования –жизненный цикл компании.

Курсовая работа состоит из ведения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Ключевые слова в работе: организация, товар, жизненный цикл .

Для написания работы были использованы материалы следующих экономистов: Адизес И.К., Беляков В.А., Гордон Ян Х., Дорофеев В.А., Селезнев В.А., Фатхутдинов Р.А.

1  ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ФИРМЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В современных условиях экономического развития хозяйствующие субъекты ориентированы на необходимость совершенствования деятельности по всем возможным направлениям развития, применяя рекламу, маркетинговые инструменты, ориентируясь на инвестиционно-инновационное развитие. Необходима эффективная система управления на всех стадиях жизненного цикла.

Жизненный цикл организации (отдельного товара) может быть определен как определенная стадия развития, для которой характерны свои специфические признаки и проблемы. На той или иной стадии развития жизненного цикла товара необходим свой набор действий и инструментов для развития и совершенствования [5, c.33-34].


Организация (конкретный товар) процессе функционирования и развития проходит четыре основных стадии:

  1. Стадия «Предпринимательство».
  2. Стадия «Коллективизм».
  3. Стадия «Формализация».
  4. Стадия «Совершенствование».

Рассмотрим указанные стадии жизненного цикла организации (товара) подробнее.

1 Стадия «Предпринимательство» [12, c.144]:

На стадии предпринимательства основной целью организации, которая только начинает свое функционирование, является определение того, какой товар необходимо производить или реализовывать, на каком рынке, на каких потребителей ориентироваться и проч. Указанная стадия – одна из самых сложных в процессе организации деятельности компании, неизвестно, каким образом будет продвигаться дальнейшее ее функционирование.

Что касается отдельного товара, данная стадия предопределяет решение о выводе товара на рынок, ценовом сегменте в рамках данного товара, целевой аудитории.

Основной проблемой указанной стадии организации является проблема выбора решения вектора развития компании.

2 Стадия «Коллективизм» [12, c. 145]:

После того, как деятельность в организации достаточно отлажена, сформирована эффективная система руководства, принятия решений, внутренних связей в коллективе, начинается выработка четкий целей и задач в соответствии со сложившейся системой управления, стилем руководства, организацией основных бизнес-процессов. На стадии коллективизма основное внимание уделено достижению поставленных целей, ориентации на воплощение в жизнь разработанной миссии компании и проч.

В рамках жизненного цикла товара, данная стадия определена тем, что когда товар активно обращается на рынке, миновав первую стадию (предпринимательство), и необходимость определить, каким образом необходимо организовать дальнейшую товарную политику, чтобы обеспечить рост производства (или продаж) данного товара в перспективе. На передний план в указанной стадии выходит необходимость координации цены на товар, особенностей системы сбыта и проч.

Основной проблемой на стадии коллективизма принято считать проблему потребности в делегировании полномочий. Низовые ступени организационной структуры начинают испытывать потребность в расширении свободы действий, в то время, как верхняя ступень власти компании, напротив, стремится контролировать процессы как можно централизованнее.

3 Стадия «Формализация» [12, c.146]:

Указанная стадия функционирования организации определена четко сформированной структурой организации деятельности, закреплением функций за подразделениями, четким разграничением обязанностей между ними.


Основной проблемой на стадии формализации можно считать проблему необходимости расширения бюрократии.

В рамках жизненного цикла товара, данная стадия определена тем, что товарная политика в целом сформирована эффективно, товар обращается на рынке, наращивая темпы роста продаж. Основная проблема – недопущение снижения конкурентных позиций товара на рынке.

4 Стадия «Совершенствование»:

Указанная стадия определена стабильным функционированием организации, которая основной своей проблемой ставит необходимость дальнейшего совершенствования (соответственно, поиск путей перспективного развития и проч.). На стадии совершенствования необходим поиск путей развития организации (товара), поскольку при условии застоя может наступить стадия «смерти». Совершенствовать деятельность в современной системе экономики необходимо, прежде всего, ориентируясь на инновационную активность.

В рамках жизненного цикла, данная стадия определена тем, что товар достиг максимальных объемов продаж и для дальнейшего совершенствования деятельности необходим поиск путей его совершенствования, внедрение инноваций (например, активно развивает свою деятельность компания Samsung, которая постоянно предлагает на рынок сотовые телефоны с использованием усовершенствованных технологий по отношении с предшественниками: Samsung Galaxy S1, Samsung Galaxy S2, Samsung Galaxy S3, Samsung Galaxy S4). Подобная политика помогает корпорации сохранять на рынке лидирующие позиции.

После того, как определили основные стадии жизненного цикла, представим теорию Адезиса как одну из наиболее значимых и часто используемых в условиях функционирования современных организаций.

2 МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПО СТАДИЯМ ЕЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Проблема выживания организаций в быстро меняющейся окружающей среде является одной из первостепенных во всех развитых странах. Не менее интересна она и для России.

Вклад Адизеса в систему менеджмента существенен. Он явился автором методологии эффективности производительности функций организации [1, c.15].

Адизес внес существенно значимый и важный вклад в определение жизненных циклов организаций (товаров), определил основные проблемы, с ними связанные и разработал векторы развития в специфических ситуациях.


Все свои выкладки и разработки Адизес систематизировал в книгу, которая на настоящий момент времени издана на 14 языках. Книга Адизеса проста в изложении, применима для читателей разных уровней: для бизнесменов, в качестве учебной литературы, для общего ознакомления.

Графическое отображение стадий жизненного цикла организации по Адизесу определено на Рисунке 1.1.

В соответствии с Рисунком 1.1 к основным стадиям жизненного цикла организации по Адизесу можно отнести следующие:

1 Стадия – «рождение».

2 Стадия - «Младенчество».

3 Стадия «Динамичное развитие».

4 Стадия – «Взросление».

5 Стадия – «Взросление».

6 Стадия – «Расцвет».

7 Стадия – «Стабильность».

8 Стадия – «Аристократия».

9 Стадия – «Ранняя бюрократия».

10 Стадия – «Бюрократия».

11 Стадия – «Смерть».

Стабильность

Расцвет

Аристократия

Взросление

Ранняя бюрократия

Динамичное развитие

Бюрократия

Младенчество

Рождение идеи

Смерть

Рис.1. Жизненный цикл организации у И. Адизеса [1, c.13]

Методология Адизеса основана на базовом принципе, что организации, как живые организмы,  имеют свой жизненный цикл, и демонстрируют предсказуемые и повторяющиеся поведенческие проявления в процессе роста и старения. Адизес утверждал, что разные подразделения одной компании могут находится на различных этапах, что очень логично, ведь подразделение – тоже маленькая компания. Адезис полагал, что каждый из этапов жизненного цикла имеет свои специфические проблемы.

Проблемы

Нормальные проблемы:

  • Ориентация на продукт.
  • Отсутствие управленческой структуры.
  • Основатели и менеджеры совершают ошибки.
  • Управление от кризиса к кризису.

Аномальные проблемы:

  • Совершенствование продукта без ориентации на рынок.
  • Преждевременное делегирование полномочий.
  • Отсутствие пространства для совершения ошибок.
  • Неуправляемые кризисы.

Рис.2. Проблемы на фазе «Младенчество» [1, c.38]

Также определим основные проблемы на стадиях «Стабильность» и «Бюрократия» (Рисунки 3, 4).

Проблемы

Нормальные проблемы:

  • Уверенность в своих силах и рвение.
  • Сбыт, превышающий возможности доставки.
  • Руководство все чаще осуществляется на расстоянии.
  • Внутренняя дезинтеграция.
  • Нечеткие обязанности.

Аномальные проблемы:

  • Самонадеянность и отсутствие фокуса.
  • Продажи, несмотря на неспособность обеспечить качество.
  • Сотрудники «боятся» появления руководителя.
  • Падение взаимного доверия.
  • Отсутствие подотчетности.

Рис.3. Проблемы на фазе «Стабильность» [1, c.38]

Проблемы

Нормальные проблемы:

  • Конфликт между партнерами.
  • Временная потеря видения.
  • Бессистемное делегирование полномочий.
  • Правила устанавливаются, но не соблюдаются.
  • Низкий моральный дух.

Аномальные проблемы:

  • Несогласованность целей.
  • Организационный паралич в бесконечной передачи власти.
  • Управление по принципу «разделяй и властвуй».
  • Введение избыточных и затратных средств контроля.
  • Отстранение основателя.

Рис.4. Проблемы на фазе «Бюрократия» [1, c.40]

Наиболее благоприятной для организации (конкретного товара) является стадия «рассвета», когда деятельность четко отлажена, все проблемы компании сведены к минимумы, бизнес-процессы настроены эффективно, показатели работы демонстрируют высокие темпы роста.

В процессе жизненных циклов организации (или отдельного товара) Адезис определил роли отдельных сотрудников. Он выделил следующие группы лиц:

  • предприниматель;
  • производитель;
  • новатор;
  • интегратор.

Указанные роли характеризуются специфическими особенностями [36]:

  • Е - Предприниматель (новатор, определяющий возможности и принимающий на себя риски).
  • Р - Производитель (специалист в своей области, ориентированный на результат).
  • А - Администратор (контролер, ориентированный на процессы, правила и системы).
  • I - Интегратор (психолог, ориентированный на людей и снятие конфликтов).

Наиболее значимые роли, выделенные заглавными буквами на разных стадиях развития организации, определены на Рисунке 5.

ePAI

Стабильность

EPAi

Расцвет

epAi

Аристократия

EpAI

Взросление

--Ai

Ранняя бюрократия

EPai

Динамичное развитие

--A-

Бюрократия

ePai

Младенчество

Epai

Рождение идеи

----

Смерть

Рис.5. Наиболее значимые роли, выделенные заглавными буквами на разных стадиях развития организации (товара) [36]

Теперь рассмотрим, какие из авторов акцентировали свое внимание на изучении модели жизненного цикла Адезиса (Таблица 1).