Файл: Возмещение морального вреда (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Моральные страдания могут быть причинены лицу при различных обстоятельствах, но это не означает, что данное лицо может рассчитывать на компенсацию в любом случае. Для этого и существуют определенные законом условия, при наличии которых возможна компенсация морального вреда.

По вопросам определения условий возникновения права на компенсацию морального вреда существует научная дискуссия. Одни авторы считают, что необходимо узаконить основания возникновения права на компенсацию морального вреда исходя из общих положений возникновений правомочий на защиту нарушенных прав (Е.П. Чорновол). Так, большинство цивилистов выделяют следующие основания возникновения права на компенсацию: нормативно-правовые, правосубъектные и юридико-фактические. Другие ученые (В.П. Богданов и И.С. Богданова) поддерживают первые два основания, а по поводу юридико-фактических, пишут, что нет единого мнения, и данное основание находится в постоянной динамике.

Традиционно основанием наступления гражданско-правовой ответственности является совершение лицом правонарушения. Элементы правонарушения именуются условиями. Некоторые авторы выделяют общие и специальные условия возникновения обязательств по компенсации.

К общим условиям относятся элементы правонарушения, а по поводу специальных мнения авторов расходятся. Одни ученые (С.Ю. Рипинский, Ю.Н. Андреев и др.) к специальным основаниям относят правовой статус причинителя вреда и характер его деятельности. Иной точки зрения придерживаются А.П. Сергеев и И.Н. Поляков, полагающие, что специальные условия, это: вред, наступивший от акта органа государственной власти; причинитель вреда - должностное лицо государственного органа или органа местного самоуправления; вред, возникший в период осуществления должностным лицом служебных обязанностей. [19][7]

Юридико-фактическим основанием является юридический состав, состоящий из двух фактов: правонарушение и решение суда о возложении обязанности по компенсации морального вреда на указанное в законе лицо, пишет Е.П. Чорновол. Исходя из этого, видим, что взыскать моральный вред можно лишь в судебном порядке и если имеется состав правонарушения.

По общему правилу, обязанность компенсировать моральный вред возникает при наличии одновременно следующих условий:

претерпевание морального вреда потерпевшим, подтверждение факта причинения ему нравственных или физических страданий;

неправомерное действие причинителя вреда, правонарушение;


причинная связь между неправомерными действиями и моральным вредом;

вина причинителя вреда.

Из последнего пункта существует исключение, а именно, ст. 1100 ГК РФ, устанавливающая случаи компенсации, вне зависимости от вины причинителя вреда, когда: «вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом».

Законодатель устанавливает именно неправомерные действия причинителя вреда как условие ответственности за причинение морального вреда. Данные действия должны быть причиной наступления морального вреда. В связи с тем, что доказать наличие морального вреда потерпевшему возможно, только тогда, когда данный вред имеет реальное проявление в жизни, а именно, чаще всего в ухудшении здоровья человека, то возникает вопрос, как доказать наличие морального вреда, если явно выраженных последствий не имеется?

В этой связи, в юридической литературе, в частности А.М. Эрделевский, предлагает ввести: «принцип презумпции причинения морального вреда неправомерным действием и предполагать, что потерпевший испытывает страдания, если правонарушитель не докажет обратное». М.Д. Кушнарева также пишет, что: «Любое физическое лицо, в отношении которого совершено неправомерное деяние (действие или бездействие), признается потерпевшим моральный вред, если совершивший деяние не докажет обратное».

В поддержку данной позиции М.М. Колесникова и А.В. Семенов, верно отмечают, что: «любое правонарушение, в том числе, затрагивающее имущественную сферу потерпевшего, оставляет у него ощущение горечи, разочарования, стыда, обиды, а нередко влечет и более серьезные психологические проблемы: психические травмы, фобии и т.д.».

Конечно, введение принципа презумпции причинения морального вреда, упростило бы позицию потерпевшего. Но, законодатель напрямую не закрепляет данный принцип, хотя Верховный Суд РФ поддерживает данную презумпцию в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина». А именно: «поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается».


Пленум Верховного Суда в п. 45 Постановления от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», указал, что: «при решении судом вопроса о компенсации причиненного потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя». Следовательно, здесь также поддерживается позиция презумпции причинения морального вреда.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10, в п. 2, указывает на частные случаи причинения морального вреда, так, моральный вред, может заключаться в: «нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.».

Рассмотрим некоторые случаи подробнее. Зачастую, работники претерпевают нарушение своих прав со стороны работодателя. Чтобы защитить права граждан осуществляющих трудовую деятельность, в трудовом праве так же предусмотрен институт компенсации морального вреда.

Трудовой кодекс РФ (далее ТК РФ) предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику в результате действий (бездействий) работодателя, подлежит возмещению в порядке, определяемом соглашением сторон трудового договора.

По общему правилу, моральный вред компенсируется в случаях нарушения или посягательства на личные нематериальные блага (права) граждан, в то время, как при нарушении имущественных прав граждан компенсация морального вреда допускается лишь в случаях, если это допускают специальные законы. В данном случае имеется в виду - компенсация и морального и имущественного вреда одновременно. В частности, одним из таких законов является Трудовой кодекс РФ.

Чаще всего, право работника на компенсацию морального вреда возникает в результате его: незаконного увольнения; перевода на другую работу; необоснованного применения дисциплинарного взыскания; отказа в переводе на другую работу в соответствии с медицинскими рекомендациями и в других случаях. [18][8]

В юридической литературе ведутся споры по поводу того, в какой форме должна осуществляться компенсация морального вреда работнику. Одни авторы считают, что законодатель поступает верно, предусматривая денежную форму компенсации, другие же полагают, что таковой недостаточно и существует необходимость выделить другие формы компенсации.


Известный ученый А.Е. Пашерстник пишет, что: «трудовое правоотношение не растворяется в массе имущественных правоотношений и не подводится под тот или иной вид имущественных сделок».

В поддержку данной позиции высказываются мнения о том, что, если оценивать степень психических и физических страданий, исключительно в денежной форме, нарушитель не сможет полноценно осознать свою вину, и это может привести к потребительскому отношению к работнику и его правам, так как работодатель будет понимать, что все можно оценить деньгами. А значит, порождается «чувство моральной безответственности работодателя и ощущение, что, причиняя страдания, всегда можно

«откупиться».

Ученые, поддерживающие данную позицию, предлагают предусмотреть наравне с денежной формой компенсации морального вреда и иные действия работодателя по отношению к работнику, а именно: публичное извинение работодателя перед работником при определенном круге лиц, возможно и в прессе; признание своей неправоты; предоставление, за счет средств работодателя санаторно-курортного лечения (как одна из форм денежной компенсации) и другие.

На мой взгляд, нет необходимости вносить данные дополнения в Трудовой кодекс РФ, тем более, в соответствии со ст. 29 Конституции РФ:

«никто не может быть принужден к выражению своих мнений или убеждений или отказу от них».

Думается, что работнику гораздо приятнее будет получить компенсацию деньгами, которые он сможет потратить по своему усмотрению, и это загладит его страдания. Тогда как, публичные извинения, например, могут наоборот даже напомнить еще раз работнику об этих страданиях и снова нанести ему травму. Но, естественно, не нужно забывать, что все зависит от конкретного субъекта, поэтому выявить определенные критерии того, что будет благоприятно влиять на каждого – невозможно.

Также, законодатель в нормативно-правовых актах устанавливает именно денежную форму компенсации. Следовательно, предпосылок для изменения нормы Трудового кодекса о форме компенсации – не имеется, так как и закон и подзаконные акты четко установили, в какой форме происходит компенсация.

Что касается бремени доказывания наличия морального вреда, работник может использовать любые средства доказывания, в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ. Он может воспользоваться показаниями специалистов, медицинскими документами (выписки из медицинской карты, заключения), дать собственные объяснения, использовать показания свидетелей, а также иные способы.


Еще одним законом, устанавливающим возможность компенсации морального вреда при нарушении имущественных прав граждан, является Закон РФ «О защите прав потребителей».

Данный Закон устанавливает, что ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда (п.3 ст.13, ст.15). Как уже отмечалось ранее, моральный вред подлежит компенсации лишь при наличии вины нарушителя. Факт отсутствия вины должен доказать сам причинитель морального вреда, то есть на нем лежит бремя доказывания.

Рассмотрим пример из судебной практики г. Томска, наглядно показывающий, применение ст. 1100 ГК РФ в сфере прав потребителей, об ответственности причинителя вреда без учета вины.

Так, К. обратилась в суд с иском к Томскому городскому унитарному муниципальному предприятию «Трамвайно-троллейбусное управление» о компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей. Истца выбило с салона закрывшимися дверями трамвая, она упала на асфальт и получила многочисленные телесные повреждения, относящиеся к тяжкому вреду здоровью. К. считает, что данное дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) произошло по вине водителя трамвая Ч., который не обеспечил безопасную посадку и высадку пассажиров.

Ответчик, возражая, настаивал на том, что: «отсутствовало воздействие трамвая как источника повышенной опасности на потерпевшую, поскольку он не находился в движении».

Суд применил ст. 1100 ГК РФ об ответственности причинителя вреда независимо от его вины, в связи с тем, что трамвай является источником повышенной опасности. А также, ст. 1068 ГК РФ: «юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей».

Суд решил взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 200 000 рублей.

Таким образом, из приведённого дела, видим, что основаниями для компенсации морального вреда потребителю транспортных услуг стало: причинение физических и нравственных страданий потерпевшей, нарушение прав потребителя на качественное оказание услуг, на безопасность оказываемой услуги и иные нарушения прав.

Названные законы, конечно, охватывают не все деяния, связанные с посягательством на имущественные права граждан. Необходимо помнить, что, причиняя имущественный ущерб лицу, ему причиняется и психический вред, а, следовательно, возникают душевные страдания, порой даже более глубокие, чем при причинении неимущественного вреда.