Файл: Возмещение морального вреда (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА
ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА НА КОМПЕНСАЦИЮ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА
Возможность компенсации морального вреда напрямую зависит и от сроков. В соответствии с ГК РФ исковая давность распространяется на требования о компенсации морального вреда и применяется согласно общим правилам. Предположение о ее неприменимости, противоречило бы основным началам и смыслу гражданского законодательства.
Но, рассмотрим данную проблему, например, со стороны нарушения неимущественных прав потребителей. Согласно ст. 208 ГК РФ: «исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом».
Таким образом, можно сделать вывод, что исковая давность не распространяется на требования потребителя по поводу компенсации морального вреда за нарушение неимущественных прав. Но это не так, в связи с тем, что: п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, устанавливает, что на такие требования потребителя, сроки исковой давности распространяются. А именно: «В случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд, на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда».
Что касается способов компенсации морального вреда, то согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»: «при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что по правоотношениям, возникшим после 3 августа 1992 г., компенсация определяется судом в денежной или иной материальной форме, а по правоотношениям, возникшим после 1 января 1995 г., - только в денежной форме, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда». Исходя из этого, суд решает вопросы о размере и способе компенсации.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в п. 38, также указывает на денежную форму выражения компенсации морального вреда, и устанавливает цель компенсации - компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (ст. 151 ГК РФ). Полагаю, что еще одной целью компенсации является – воспитательное воздействие на виновного лица, а также воспитание в обществе нетерпимости к противоправному поведению.
Исковое требование о компенсации морального вреда можно подавать, как в составе основного требования, так и в качестве отдельного документа. Необходимо помнить, что слова нужно подкреплять фактами и доказательствами, а также наиболее понятно и доступно излагать свои требования.
Конечно, ничто не запрещает причинителю вреда сгладить страдания пострадавшего лица во внесудебном порядке. В настоящее время, на практике, стороны стараются решить споры, не доходя до судебного разбирательства, ведь мирный способ разрешения спора, более быстрый, и менее затратный, но сделать это удается не всем, и тогда требуется помощь суда.
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА
Несмотря на то, что в основном используется денежная форма компенсации, стороны могут утвердить мировое соглашение и выбрать другую форму по своему усмотрению. В правоприменительной практике существуют разногласия по поводу определения размера компенсации морального вреда.
В п. 8 Постановления Пленума ВС № 10 сказано, что: «размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости».
Соответственно, разумность и справедливость означают, что: чем больше страданий перенес человек, тем большая сумма компенсации ему полагается и наоборот. Но, суды зачастую не придерживаются единой практики и присуждают разные суммы компенсации в схожих ситуациях. Кроме того, имеет место судейское усмотрение, которое складывается на основе воспитания, образования, жизненного опыта, отношении к морали и нравственности и собственного мнения по делу, которое может отличаться от мнения истца.
Законодательством в настоящее время не установлены размеры компенсации, не установлены так же способы оценки страданий, поэтому судебные органы находятся в трудном положении, так как именно они должны решать вопросы о размере компенсации. К сожалению, зачастую размеры компенсации слишком занижены, что приводит к несправедливости, поэтому данную проблему необходимо решать.
Интересен факт, что: «в России при составлении бюджета страны ежегодно закладывается определенная денежная сумма на компенсацию вреда, причиненного государством гражданам. Например, это может быть незаконное заключение под стражу или осуждение», пишет М.Х. Нехай.
В ст. 151 ГК РФ установлен ряд критериев, которые должен учитывать суд при определении размера компенсации морального вреда: «степень вины нарушителя; степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред; иные заслуживающие внимания обстоятельства». [17][9]
Существует и ряд дополнительных критериев - в ст. 1101 ГК РФ: «учитываются требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий должен оцениваться судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего».
Что касается фактических обстоятельств дела и индивидуальных особенностей потерпевшего, то они являются факторами, которые уточняют характер страданий. Тогда как вина причинителя вреда не оказывает особого влияния на силу страданий потерпевшего, пишет Т.П. Будякова.
ГК РФ не раскрывает виды индивидуальных особенностей лиц, которые могут влиять на размер компенсации. Полагаю, что при учете данных особенностей потерпевшего, важную роль играет то, что у всех людей болевой порог разный и физическую боль все переносят по-разному, следовательно, индивидуальнее особенности, например, ребенка и взрослого человека имеют отличия. Поэтому, как верно указывает В. Усков: «было бы неправильным считать, что удар одинаковой силы по лицу профессионального боксера и малолетнего ребенка причинит им одинаковую физическую боль, а следовательно, и одинаковый моральный вред».
Оценивая размер компенсации, необходимо учитывать и материальное положение причинителя вреда, при этом положение истца (потерпевшего) не учитывается.
В доказательство этого, А.М. Эрделевский приводит такой пример: «предположим, двум потерпевшим причинены одинаковые страдания (легкий вред здоровью), при этом годовой доход одного из потерпевших превышает годовой доход другого в 10 тыс. раз. Понятно, что один и тот же размер компенсации принесет первому потерпевшему гораздо большие положительные эмоции по сравнению со вторым. Но это не означает, что имущественное положение потерпевшего следует учитывать при определении размера компенсации морального вреда, так как присуждение разных размеров компенсации за одинаковые страдания противоречило бы принципам разумности и справедливости (ст. 1101 ГК РФ)».
Несмотря на это, ряд ученых считают, все же, необходимым при определении размера компенсации учитывать и материальное положение потерпевшего. Так, В. Усков берет за основу аналогичный пример с богатым и бедным человеком, но указывает, что для достижения положительных эмоций, соразмерных перенесенному моральному вреду, богатому необходима более крупная денежная сумма, нежели бедному, так как последний будет счастлив, получив и небольшую сумму.
Моя точка зрения отличается от последней. Считаю, что за одинаковые страдания необходимо устанавливать одинаковый размер компенсации, но с учетом индивидуальности лиц и иных критериев, перечисленных в законе, это позволит не допустить нарушение основных принципов законодательства РФ.
Также, если моральный вред связан с действиями СМИ (средств массовой информации), то: «суд, определяя размер компенсации морального вреда, должен учесть характер и содержание публикации, а также степень распространения недостоверных сведений». В соответствии с п.15 Постановления Пленума: «подлежащая взысканию сумма компенсации морального вреда должна быть соразмерна причиненному вреду и не вести к ущемлению свободы массовой информации». Это означает, что сумма компенсации, которая взыскивается с ответчика (СМИ), не должна привести к банкротству данной организации, но, в то же время, должна быть максимально соразмерна причиненному вреду. С.В. Потапенко пишет:
«такой подход соответствует правовой позиции ЕС по правам человека, высказанной в его постановлении от 13 июля 1995 г. по делу Толстой- Милославский против Соединенного Королевства».
В то же время, необходимо учесть степень вины самого потерпевшего (истца) и причинно-следственную связь его действий с наступившим вредом. Нужно проверить факт отсутствия умысла в действиях или бездействиях потерпевшего.
А.М. Эрделевский ввел новую категорию «базисный уровень» при расчете компенсации, за различные правонарушения. В соответствии с данной методикой, размер компенсации зависит от того, насколько опасно правонарушение. При этом он приводит таблицу с правонарушениями и размером компенсаций за них, взяв за основу МРОТ (минимальный размер опалы труда). Например, за нарушение имущественных прав потребителей – 25 МРОТ, а за преступления, повлекшие тяжкий или средней тяжести вред здоровью – 1000 МРОТ. Таким образом, будет учитываться и инфляция денег при определении размера и сложится единообразная практика в судах, но с учетом естественных отступлений. [17][10]
А.М. Эрделевский высказывает мнение, что: «именно Верховный Суд РФ должен предложить судам общий базис для определения размера компенсации морального вреда, оставляя при этом достаточный простор усмотрению суда при решении конкретных дел».
Многие ученые согласны с позицией А.М. Эрделевского о необходимости выделения «базисного уровня».
Например, З.Б. Хавжокова поддерживает высказанную позицию и полагает, что необходимо определить минимальные и максимальные пределы компенсации морального вреда по конкретным правонарушениям, а суду предоставить возможность с учетом обстоятельств дела, изменять размер компенсации.
Иного мнения придерживаются ученые, считающие, что необходимость определения четких критериев определения размера компенсации отсутствует. Так, А.В. Воробьев, считает, что методика А.М. Эрделевского учитывает лишь один критерий – характер деяния, в то время как при определении размера компенсации морального вреда необходимо учитывать и другие факторы.
По мнению Е.П. Редько в законе намеренно не закреплен размер компенсации и методика оценки страданий лица. В связи с этим он пишет, что суд должен определять размер компенсации исходя из каждого конкретного случая отдельно, соблюдая эквивалентность.
На мой взгляд, установить единый размер компенсации для конкретных правонарушений невозможно. Данный вопрос необходимо решать в зависимости от конкретного дела.
В науке были попытки установить размеры компенсации морального вреда, в частности, по трудовым спорам. Б.И. Сосна и Г.К. Аворник, считают, что необходимо создать «пределы компенсации морального вреда в трудовом законодательстве». Нижним пределом будет сумма заработной платы за месяц, а верхним - сумма семи заработных плат.
М.Н. Малеина, также предлагает выделить такие критерии определения размера компенсации вреда работнику, как: «материальное положение потерпевшего; наличие или отсутствие других источников дохода; наличие или отсутствие нетрудоспособных иждивенцев в семье потерпевшего; состояние здоровья. Соответственно, размер компенсации должен быть выше, если работник не имеет других источников дохода, в состав его семьи входят нетрудоспособные иждивенцы и так далее».
Но физические и нравственные страдания работника, считаю, напрямую не зависят от его условий труда и от заключенного им трудового договора, следовательно, рассчитывать размер компенсации исходя из заработной платы работника, было бы - не корректно и не справедливо. Тем более, размеры платы у разных людей могут кардинально отличаться. Так, за одинаковые страдания, работник с большей зарплатой получит, несомненно, большую выгоду, чем работник у кого заработная плата меньше. Подобного ущемления прав допускать нельзя.