Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» (Понятие, состав и виды затрат).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, сумма, полученная предприятием в будущем на сегодняшний день будет составлять 59252,98 рублей.

Процентный доход по депозитам зависит от суммы депозитных вкладов и среднего уровня депозитного процента (отношение суммы полученных процентов по депозитам к сумме депозитных вкладов).

Величина прибыли от реализации основных средств и прочих материальных активов зависит от количества проданного имущества, его балансовой стоимости и цены его реализации. При этом необходимо учитывать не только прямой финансовый результат, но и эффект от ускорения оборачиваемости капитала.

Для правильной оценки результатов деятельности предприятия необходимо выделять прибыли и убытки от форс-мажорных обстоятельств, поскольку раз возникнув в определенном отчетном периоде, они могут, как снизить, так и увеличить финансовый результат и доходность бизнеса и ввести в заблуждение инвесторов и кредиторов предприятия.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы ее измерения. Для этого выручку корректируют на темп инфляции, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Как уже упоминалось, существует проблема сопоставимости данных бухгалтерской отчетности по годам из-за инфляционных процессов, именно поэтому анализ необходимо проводить в сопоставимых ценах.

Кроме того, при анализе прибыли следует помнить, что во многом ее размер зависит от учетной политики предприятия. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

С этой точки зрения для целей налогового учета происходит занижение налогооблагаемой прибыли в рамках закона.

Как уже упоминалось выше, существует много видов рентабельности. Для анализа рентабельности показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1. показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, операционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности);

2. показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);


3. показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала).

Рентабельность продукции () исчисляется путем отношения прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов () к сумме затрат по реализованной продукции ():

. (18)

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции.

Произведем расчет рентабельности продукции в целом по предприятию и по видам продукции.

Таблица 3.7 - Рентабельность продукции ОАО «МТС» за 2015 год

Вид продукции

Прибыль от реализованной продукции

(тыс.руб.)

Затраты

по реализованной продукции

(тыс.руб.)

Рентабельность продукции

(%)

Для кур –несушек

153,3

1 436,9

0,1

Для уток - бройлеров

2 086,8

3 213,2

0,6

Для молочных коров

619,7

2 917,9

0,2

Для мясных коров

1 285,2

681,9

1,9

Всего

4 145,0

8 249,9

-

Таким образом, по данным таблицы видно, что наиболее рентабельным является премикс для мясных коров, а также для уток – бройлеров. Однако, это не значит, что низкорентабельные виды продукции нужно снять с производства, ведь данный продукт пользуется спросом. Применяя методы маржинального анализа, можно увеличить объемы продукции, что позволит снизить их себестоимость, а значит и цену.

Рентабельность операционной деятельности ( ) рассчитывается в целом по предприятию как отношение прибыли – брутто от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов () к общей сумме затрат по операционной деятельности ():

. (19)


Данный показатель характеризует окупаемость затрат в операционной деятельности. Он полнее предыдущего показателя показывает результаты работы предприятия, поскольку при его расчете учитываются не только реализационные, но и внереализационные результаты, относящиеся к основной деятельности.

Уровень рентабельности операционной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменение структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов (Ri): полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности () относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ):

. (20)

ОАО «МТС» пока не инвестировало никаких проектов, однако в будущем вполне возможно, что у предприятия окажется такая возможность.

Существует множество показателей рентабельности и множество методик их расчета, необходимо выбрать наиболее общие и провести анализ их изменений. Поскольку предприятие производит продукцию в течение двух лет, то и анализ будет проводится за два года, однако наиболее эффективным является анализ за три и более периодов, поскольку он дает более четкую картину и позволяет проследить все изменения в показателях.

Таблица 3.8 - Исходные данные для расчета показателей рентабельности

Показатели

2014 год

(тыс. руб.)

2015 год

(тыс. руб.)

Отклонения

(тыс. руб.)

Темп роста, %

Валовая прибыль до налогообложения

8 393

6 781

- 1 612

81

Чистая прибыль

6 479

5 154

- 1 325

80

Реализация продукции

12 881

14 981

+ 2 100

116

Себестоимость реализованной продукции

7 259

9 326

+ 2067

129

Среднегодовая стоимость собственного капитала

5 646

5 074

- 572

90

Среднегодовая стоимость основных средств

14 693

15 370

+ 677

105

Среднегодовая стоимость оборотного капитала

32 667

34 686

+ 2019

106

Средние остатки валюты баланса

48 618

50 747

+ 2 129

104


По данным таблицы видно, что в целом по всем основным показателям произошел незначительный темп роста. Увеличение произошло по таким показателям как среднегодовая стоимость оборотного капитала на 2019 тысяч рублей, средние остатки валюты баланса – на 2129 тысяч рублей, реализация – на 2100 тысяч рублей и себестоимость реализованной продукции – на 2067 тысячи рублей.

На основании этих данных произведем расчет показателей рентабельности, наиболее часто рассчитываемых на практике. Методика анализа показателей рентабельности включает оценку изменения показателей по коэффициентам или процентам за ряд периодов. Большинство авторов не допускают расчетов темпов роста коэффициентов рентабельности, так как по методике финансовых вычислений процент на процент не начисляется. Поэтому оценка дается по абсолютным разницам.

Таблица 3.9 - Расчет показателей рентабельности предприятия

Показатели рентабельности

2014 год

(%)

2015 год

(%)

Отклонения

(%)

Рентабельность по прибыли до налогообложения, в % к:

-

-

-

- реализации продукции

65,2

45,3

-19,9

- себестоимости продукции

115,6

72,7

-42,9

- собственному капиталу

148,7

133,6

-15,1

- основным средствам

57,1

44,1

-13

- оборотным средствам

25,7

19,5

-6,2

- валюте баланса

17,3

13,4

-3,9

По данным таблицы видно, что в целом показатели рентабельности в 2015 году снизились по сравнению с 2014 годом. Однако не всегда минус следует оценивать отрицательно. Например, снижение рентабельности производственных фондов могло произойти из-за увеличения их стоимости в результате переоценки. Кроме того, это может быть связано и со снижением объемов производства, и с увеличением доли низкорентабельной продукции, а также с неполным использованием оборудования в течение рабочего дня и т.д.

Наиболее значительное снижение коэффициента рентабельности произошло по себестоимости продукции, то есть прибыль увеличивается медленнее, чем себестоимость. Снизился коэффициент и по реализации продукции, что говорит о низком уровне прибыли до налогообложения. Снизилась прибыльность собственного капитала, отдача основных средств и оборотных активов. Однако в целом, все коэффициенты имеют достаточно высокие значения.


Достаточно высокий коэффициент реализации свидетельствует о том, что продукция продается и приносит прибыль. Повышение рентабельности себестоимости могло произойти из-за повышения уровня минимального размера оплаты труда, невнимания к поставщикам. Кроме того, предприятию следует обратить внимание на переменные затраты, чему способствует маржинальный анализ. Высокий уровень рентабельности собственного капитала свидетельствует о высокой эффективности использования собственного капитала. Прибыль увеличивается достаточными темпами в сравнении с оборотами оборотных средств, то есть предприятие обходится меньшим количеством заемного капитала. Это видно по показателю рентабельности оборотных средств. А также рост темпов прибыли опережает валюту баланса, то есть происходит покрытие оборотных и основных средств.

Для любого предприятия огромное значение имеет рентабельность продаж, которая характеризует основную его деятельность. Немаловажной является и рентабельность производственных фондов, характеризующая эффективность их использования в основной деятельности предприятия.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ, услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельно по видам продукции.

3.2.Факторный анализ рентабельности.

Проведем факторный анализ рентабельности продаж.

Таблица 3.10 - Расчет влияния факторов на рентабельность продаж

Показатели

2014

год

2015

год

Скорректи-

рованный

показатель

Отклонение

общее

в т.ч. за счет

выручки

прибыли

Выручка от продаж

12881,0

14981,0

14981,0

-

-

-

Прибыль от продаж

4018,0

4145,0

4018,0

-

-

-

Рентабельность продаж

31,2

27,7

26,8

-3,5

+4,4

-0,9