Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» (Понятие, состав и виды затрат).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, состав и виды затрат.
1.2. Состав и структура затрат на производство и реализацию продукции.
2. Организация учета затрат на предприятии.
2.1. Организационно-экономическая характеристика объекта исследований.
2.2. Организация учета затрат ОАО «МТС».
2.3. Автоматизация организации учета затрат.
3. Анализ состава и динамики прибыли, влияние затрат на прибыль.
3.1. Анализ состава и динамики прибыли.
Несомненно, в российской практике существует проблема применения данного вида анализа, поскольку в бухгалтерском учете отсутствует классификация затрат в зависимости от объемов производства продукции. Поэтому предприятию необходимо самостоятельно классифицировать данные затраты.
Проведем маржинальный анализ затрат на производство. Для примера возьмем премикс, предназначенный для кур – несушек. Для начала, предприятию необходимо разделить все затраты, составляющие себестоимость данного вида продукции на постоянные и переменные.
Постоянные затраты – это затраты, не зависящие от объемов произведенной продукции, а переменные – напрямую зависят от объемов произведенной продукции.
Существует несколько методов деления затрат на переменные и постоянные:
- метод минимальной и максимальной точки;
- метод наименьших квадратов;
- экспертный метод.
Наиболее часто встречается метод наименьших квадратов, к тому же расчеты по нему достаточно точные по сравнению с методом минимальной и максимальной точки, а экспертный метод вообще носит субъективный характер.
Таблица 3.5 - Деление затрат на переменные и постоянные методом наименьших квадратов
Месяцы |
Объем производства (шт) |
Фактические затраты (руб.) |
X × Y |
|
январь |
30 |
345 630 |
10 368 900 |
900 |
апрель |
45 |
518 445 |
23 330 025 |
2 025 |
июнь |
21 |
241 941 |
5 080 761 |
441 |
октябрь |
50 |
576 050 |
28 802 500 |
2 500 |
декабрь |
52 |
599 092 |
31 152 784 |
2 704 |
Итого |
198 |
2 281 158 |
98 734 970 |
8 570 |
Для заполнения данной таблицы берутся данные из отчетной калькуляции, счетов – фактур выставленных, а также накладных.
Величины, рассчитанные в данной таблице подставляются в систему уравнений:
{ (12)
n – число наблюдений (в нашей таблице – 5 месяцев).
Подставим в данную систему все необходимые значения:
98 734 970 = а · 198 + в · 8 570
2 281 158 = 5 · а + в · 198 / · 39,6
Данная система рассматривается относительно одного из параметров, как правило «в».
98 734 970 = а · 198 + в · 8 570
-
90 333 856,8 = а · 198 + в · 7 840,6
В результате вычитания одного уравнения из другого параметр «а» будет равен нулю, а параметр «в» будет равен:
8 401 113,2 = в · 729,4
0,000087 = в
Таким образом, зная параметр «в», мы можем найти параметр «а»:
2 281 158 = 5 · а + 0,000087 · 198
2 281 158 = 5 · а +0,017226
456 231, 5966 = а
Таким образом, поведение фактических затрат можно описать следующим уравнением:
, (13)
где у – фактические затраты,
456 231,5966 – постоянные затраты,
0,017226 – переменные затраты на единицу продукции,
х – объем производства продукции.
Данная методика позволила нам разделить фактические затраты на постоянные и переменные. Теперь мы имеем достаточное количество данных для проведения маржинального анализа, однако необходимо ввести некоторые понятия для его проведения.
Во-первых, маржинальный доход представляет собой ставку покрытия постоянных затрат и находится как разность между выручкой и переменными затратами.
Во – вторых, точка безубыточности – порог рентабельности или нулевая точка.
В – третьих, критический объем производства продукции находится путем деления постоянных расходов на цену за единицу продукции минус переменные расходы на единицу продукции.
И, наконец, зона безопасности – это разница между фактическим объемом продукции и критическим объемом продукции.
Проследим, как увеличение объемов производства отразится на финансовом результате предприятия. В данной таблице представлен расчет финансового результата в зависимости от изменения объемов производства. Поскольку та сумма постоянных расходов, которая была выделена нами в вышеприведенной формуле, приходится на все виды изготовляемой продукции на предприятии, а премикс, предназначенный для кур – несушек составляет лишь четверть всей реализации, то для расчетов использовалась и четвертая часть постоянных расходов.
Как видно из таблицы, переменные затраты на 1 единицу не изменяются, в то время как постоянные затраты не изменяются в совокупности. Увеличивая объемы производства мы незначительно увеличиваем переменные затраты, в то время как постоянные существенно снижаются, распределяясь между видами готовой продукции. Кроме того, данный расчет был произведен только по одному из видов изделий, а на предприятии их около двадцати пяти. На данный момент оно просто не достаточно освоило рынок и продается лишь около 10 наименований продукции.
Таким образом, данный расчет, пусть и в достаточно упрощенной форме, показал насколько финансовый результат зависит от объемов производства. Выигрывая таким образом на прибыли предприятие может не в ущерб себе предоставлять скидки, которые в последствии привлекут покупателей. Данный анализ необходимо делать всем предприятиям. Он позволяет принять правильное управленческое решения относительно нерентабельных видов продукции и оптимизировать их соотношение с рентабельными.
На основе взаимосвязи постоянных и переменных затрат предприятие оценивает возможность увеличения прибыли. Результаты расчетов должны критически рассматриваться экспертами и корректироваться на различные неточности и обобщения.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП), ее структуры (), себестоимости () и уровня среднереализационных цен ():
. (14)
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продаж продукции (VPП), себестоимости () и среднереализационных цен (). Факторная модель прибыли от реализации имеет вид:
. (15)
После проведения анализа методом цепной подстановки необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
Если на протяжении последующего периода произошло изменение отпускных цен на продукцию в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем на реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.
По данной формуле можно оценить структуру производства ОАО «МТС».
Таблица 3.6 - Структура производства ОАО «МТС» за 2015 год
Вид премикса |
Объем производства |
Себестоимость (руб.) |
Цена (руб.) |
Прибыль (тыс.руб.) |
|
Сумма (шт) |
Удельный вес |
||||
Для кур –несушек |
198,0 |
2,1 |
725,7 |
1 500,0 |
153,3 |
Для уток - бройлеров |
4 000,0 |
41,8 |
803,3 |
1 325,0 |
2 086,8 |
Для молочных коров |
3 210,0 |
33,6 |
909,0 |
1101,0 |
619,7 |
Для мясных коров |
2 150,0 |
22,5 |
317,2 |
915,0 |
1 285,2 |
Всего |
9 558,0 |
100,0 |
2 755,3 |
- |
4 145,0 |
По данным таблицы видно удельный вес каждого производимого изделия, например, наибольшую долю занимает премикс для уток – бройлеров – 41,8%, а наименьшую – для кур – несушек – 2,1%. Расчет прибыли производился по приведенной выше формуле, которая позволяет непросто рассчитать ее размер, а с учетом доли каждого вида изделия. Представление данных в табличном виде позволяет наглядно увидеть наиболее производимую, с низкой себестоимостью, дорогую и прибыльную продукцию.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может также по – разному влиять на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационых цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастет, и наоборот.
По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж, снижением себестоимости продукции.
Таким образом, качество прибыли ОАО «МТС» можно признать достаточно высоким, поскольку ее рост связан с увеличением объемов производства из года в год и снижением себестоимости, которое было рассмотрено выше.
На величину прибыли оказывает также ассортиментная политика предприятия. Для ее анализа используется целая система показателей, в том числе и получения максимума прибыли.
Также анализируется зависимость среднего уровня отпускных цен от качества реализуемой продукции, рынков сбыта, сроков реализации и т.д.
Среднереализационная цена единицы продукции – это отношение выручки от реализации соответствующего вида продукции к объему его продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние такие факторы, как качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, инфляционные процессы и т.д. Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которых зависит уровень средней цены реализации. Изменение среднего уровня цены рассчитывается либо методом цепной подстановки, либо приемом абсолютных разниц.
Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это, прежде всего, доходы от инвестиционной финансовой деятельности, а также прочие операционные доходы и расходы.
К инвестиционным доходам относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.п.
Финансовые расходы выплаты процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов и займов).
Изменение данных расходов также анализируется по каждому виду. У ОАО «МТС» имеются депозитные вклады, по которым предприятие получает ежемесячный доход. Поскольку деньги, которое предприятие получит по данному депозиту через год, а тем более через два и более не равны деньгам, которые могут быть получены сегодня, из-за их различной внутренней стоимости. Поэтому данные денежные потоки необходимо дисконтировать. Для этих целей используется функция будущей стоимости единицы. Она позволяет определить будущую стоимость суммы (FV), которой располагает предприятие (инвестор) сегодня, исходя из предполагаемой ставки процента (r), текущей стоимости (PV), срока накопления (n) и периодичности начисления процентов (m):
. (16)
Данная формула позволяет не просто оценить суммы, получаемые по депозитам, но и суммы, получаемые инвестором от вложенных им средств.
К сожалению, данные о денежных средствах, расположенных на депозитах, являются коммерческой тайной предприятия, и у нас нет возможности их проанализировать.
Разберем на абстрактном примере как работает данная формула, поскольку если предприятие не использует ее в своих расчетах, то ему просто необходимо будет это делать в будущем для того, что бы планировать свои доходы и расходы.
Допустим, что предприятие вложило свои денежные средства на депозит в размере 50 000 рублей на 3 года под 5,7% годовых с ежеквартальным начислением процентов.
Обратимся к графику данной функции для того, чтобы наглядно увидеть ее назначение. Как видно из графика, мы имеем какую-то сумму на сегодняшний день, знаем, что получим определенную сумму денег через некоторый период, но не знаем ее стоимости на сегодняшний день.
Подставив все значения в формулу получаем:
(17)
рублей.