Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» (Понятие, состав и виды затрат).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если заявка ИБС не укладывается в согласованный по данной статье затрат бюджетный лимит, руководитель ЦФО либо может изменить лимит по данной статье в пределах своих полномочий, либо отправить заявку ИБС на согласование вышестоящему руководителю. Тот, в свою очередь, также может либо скорректировать бюджет в пределах своих полномочий, либо вернуть заявку ИБС на доработку, либо отменить. Высшей инстанцией в процессе согласования внебюджетных заявок на использование бюджетных средств является Финансовый директор, который имеет полномочия корректировать бюджеты всех ЦФО Компании.

Здесь важно обратить внимание на тот факт, что сотрудник может создать заявку на платеж только на основании согласованной заявки ИБС. Даже если заключается рамочный договор, сотрудник обязан создать заявку ИБС, указать в ней ориентировочные даты и суммы оплаты по договору и согласовать данную заявку. Только после этого он сможет создать заявку на платеж. Таким образом достигается оперативный контроль затрат.

В заключении хотелось бы отметить, что подобный проект достаточно серьезный и затрагивает многие аспекты управления компанией. Нам повезло, что в проектную группу со стороны Заказчика вошел весь топ-менеджмент Компании (акционеры, финансовые и технические директора), что благоприятно отразилось как на ход реализации, так и самих результатах проекта. Прежде всего, за счет вовлеченности подобной категории лиц были достигнуты четкие принципы работы, сформирована сильная команда и разработан «технический продукт» конкретно под запросы Компании (ничего недостающего и лишнего). В настоящий момент Компания занимает достойные позиции на рынке и за счет высвободившихся ресурсов (время, люди) целенаправленно управляет траекторией развития своего бизнеса.

3. Анализ состава и динамики прибыли, влияние затрат на прибыль.

3.1. Анализ состава и динамики прибыли.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

1. Изучение возможностей получения прибыли в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом предприятия и конъюнктурой рынка.


2. Систематический контроль за процессом формирования прибыли и изменением ее динамики.

3. Определение влияния как внешних, так и внутренних факторов на финансовые результаты и оценка качества прибыли.

4. Выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышение уровня доходности бизнеса.

5. Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли или рентабельности.

6. Выработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления прибылью.

Экономическая теория определяет основные факторы формирования прибыли от продаж: количество и качество продукции, ее себестоимость, цены на продукцию и элементы себестоимости, а также структурные сдвиги в составе продукции[1].

В целом прибыль от продаж продукции () определяется формулой:

, (11)

где N – выручка от продаж;

S – полная себестоимость.

Выручка от продаж зависит не только от количества или качества продукции, но и от структуры и цен на отдельные виды продукции. В свою очередь, себестоимость продукции определяется структурой изделий и ценами на отдельные элементы затрат.

Прибыль от продаж является основным показателем деятельности предприятия. Анализу подлежат многие причины, влияющие на ее величину: от изменения отпускных цен на продукцию и изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции до маржинального анализа. Это связано с тем, что процесс формирования прибыли достаточно сложный, и на каждом этапе возникают факторы, изменение которых в ту или иную сторону влияет на прибыль.

В сложившейся ситуации наиболее эффективным является факторный и маржинальный анализ прибыли. Наиболее популярной является методика факторного анализа прибыли, основанная на расчетах компонентов выручки и себестоимости, включая факторы второго порядка.

На первом этапе данного анализа мы изучим состав прибыли, структуру и динамику в среднем за два периода.

Таблица 3.1 - Анализ динамики и структуры прибыли

Показатели

2014 год

2015 год

Темп

роста

прибыли

(%)

сумма

(тыс.руб.)

удельный вес

(%)

сумма

(тыс.руб.)

удельный вес

(%)

Валовая прибыль

5 352

-

5 655

-

105,7

Прибыль (убыток) от продаж

4 018

63,5

4 145

80,4

103,2

Прибыль (убыток) от финансовых операций

1 000

11,9

800

11,8

80,0

Прибыль (убыток) от прочих операций

3 411

40,5

1 836

27,1

53,8

Прибыль до налогообложения

8 429

130,1

6 781

131,6

80,4

Налог на прибыль

(2 023)

(31,4)

(1 627)

(31,6)

83,4

Чистая прибыль

6 479

100

5 154

100

83,5


Как показывают данные таблицы чистая прибыль в 2015 году снизилась по сравнению с 2014 на 16,5%. По данным таблицы видно, что доля прибыли от продаж в структуре прибыли до налогообложения 80,4% в 2015 году и 63,5% в 2014 году. То есть, несмотря на фактическое снижение прибыли от продаж ее доля в структуре чистой прибыли значительно увеличилась. Это связано со снижением доли прибыли от прочих операций. Кроме того, произошло увеличение доли прибыли до налогообложения на 1,5%. Соответственно произошло увеличение налога на прибыль, его доля в структуре чистой прибыли не значительно увеличилась в 2015 году по сравнению с 2014 годом. В целом, предприятие имеет прибыль по прочим операциям

После проведения общего анализа структуры и динамики прибыли проводят факторный анализ прибыли от продаж и прибыли до налогообложении с целью выявления причин ее снижения.

Таблица 3.2 - Факторный анализ прибыли от продаж

Показатели

2014 год

2015 год

Отклонение

Влияние факторов

(тыс.руб.)

Сумма

(тыс.руб.)

Уд.вес

(%)

Сумма

(тыс.руб.)

Уд.вес

(%)

Сумма

(тыс.руб.)

Уд.вес

(%)

Выручка от реализации

12 881

100

14 981

100

+2 100

-

+2 100

Себестоимость

7 259

56,4

9 326

62,3

+2 067

+ 5,9

-2 067

Коммерческие расходы

1 032

8,0

1 090

7,3

+58

- 0,7

-58

Управленческие расходы

572

4,4

420

2,8

- 152

- 1,6

+152

Прибыль от продаж

4 018

31,2

4 145

27,6

+127

- 3,6

+127

В данной таблице мы провели расчет влияния факторов на прибыль от продаж, причем за 100% мы приняли выручку от продаж и по отношению к ней рассчитывали уровни себестоимости, коммерческих, управленческих расходов, а также уровень рентабельности продаж.


По данным таблицы видно, что в общей структуре выручки от реализации удельный вес прибыли от продаж в 2015 году снижается по сравнению с 2014 годом на 3,6%. Это связано с тем, что в 2015 году возросла доля себестоимости в структуре выручке на 5,9%. В целом, увеличение прибыли от продаж в 2015 году по сравнению с 2014 годом произошло за счет положительного влияния следующих факторов: увеличение выручки от реализации и снижения управленческих расходов.

Неиспользованные резервы составили:

2 067 тыс.руб. + 58 тыс.руб. = 2 125 тыс.руб.

После того, как выявлены неиспользованные резервы, необходимо выяснить причины высокой себестоимости и управленческих расходов.

Для анализа себестоимости используется сводный регистр калькуляции себестоимости, в котором бухгалтер ОАО «МТС» производит данные расчеты.

Просматривая данные документы (они являются коммерческой тайной на предприятии) мы выясняем, что оказывается предприятие в 2015 году реализовало более дорогие (то есть включающие дорогостоящие компоненты) премиксы, чем в 2014 году. Отсюда – более высокая себестоимость. Поскольку предприятие только осваивает рынок, то цена на данный продукт специально занижена в целях поиска своей ниши на рынке, а также потенциальных покупателей. По расчетам экспертов данного предприятия, этот неиспользованный резерв сможет быть использован в среднем через год, поскольку аналогов на российском рынке не существует.

С точки зрения управления предприятия более рационально, на наш взгляд, было бы не занижение цены, а предоставления гибкой системы скидок (скидки покупателю, приобретающему данную продукцию впервые, а также скидки за крупные размеры заказа и т.д.). Это связано с тем, что у покупателя нет возможности сравнить данные цены и оценить, высокие они или низкие, а скидка, с точки зрения психологии, более привлекательна для него.

Увеличение коммерческих расходов в 2015 году было связано с тем, что увеличились объемы подаваемой продукции, а сними – расходы по упаковке, расходы на рекламу, расходы по доставке и т.д. (анализ 44 счета). В оптимизации и использовании резервов по данным видам расходов может помочь маржинальный анализ прибыли, который мы рассмотрим ниже.

Далее проводится факторный анализ прибыли до налогообложения.

Таблица 3.4 - Факторный анализ прибыли до налогообложения

Показатели

2014 год

(тыс. руб.)

2015 год

(тыс. руб.)

Отклонения

(тыс. руб.)

Влияние факторов

Прибыль от продаж

4 018

4 145

+ 127

+127

Проценты полученные

1 300

1 100

-200

-200

Проценты уплаченные

300

300

0

0

Прочие доходы

4 326

2 512

- 1814

-1814

Прочие расходы

951

676

-275

+275

Прибыль до налогообложения

8 393

6 781

-1 612

-1 612


По данным таблицы видно, что в целом произошло снижение прибыли до налогообложения в 2015 году по сравнению с 2014 годом. Отрицательное влияние на данный показатель оказали снижение суммы полученных процентов, а также прочих доходов. В этой связи, изменения, произошедшие в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» с одной стороны приблизили ее к МСФО, а с другой – сделали невозможным более детальный анализ источников возникновения доходов и расходов.

В сложившейся ситуации прочие операционные доходы (расходы) – это кредитовый (дебетовый) оборот счета 91 «Прочие доходы и расходы» за исключением суммы НДС и субсчетов счета 91, на которых указаны проценты к получению (уплате), а также величина доходов от долевого участия в других организациях.

Сумма неиспользованного резерва составила:

200 тыс.руб.+1 814 тыс.руб. = 2 014 тыс.руб.

После проведения общего анализа прибыли до налогообложения проводится детальное выяснение причин таких результатов с изучением соответствующей документации и получением разъяснений у ответственных лиц.

В результате нами было выяснено, что снижение полученных процентов произошло из-за снятия части денежных средств в рублях, размещенных на депозите в Газпромбанке. Данные денежные средства были перечислены поставщикам за поступившие материалы (были изучены: выписка банка, счет – фактура полученная, платежное поручение).

Снижение доли прочих доходов произошло в результате увеличения отрицательных курсовых разниц (анализ счета 91 «Прочие доходы и расходы»), отсутствие в 2015 году штрафов, пеней, неустоек за нарушения условий договоров поставщиками.

Таким образом, предприятие получает возможность изучить все негативные отклонение в его деятельности и предпринять соответствующие меры по их устранению в будущем.

Однако прочие доходы предприятия, как правило, носят случайный характер их достаточно трудно спланировать, в то время, как прибыль (убыток) от продаж играет наиболее важную роль, поскольку характеризует основную деятельность предприятия.

Как известно, прибыль от продаж зависит от объемов производства продукции и затратами на производство данного вида продукции. В этой связи, для целей управления, то есть для исследования этих взаимосвязей применяется маржинальный анализ. Даже достаточно упрощенная модель данного вида анализа дает возможность систематического контроля руководства по оптимизации всех трех показателей и принятия на их основе верного управленческого решения.